Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Донбасс

Как константиновский стекловар крепил оборону страны

Источник: "Донбасс"
«Именно здесь рождается ракетный обтекатель», - говорит ветеран завода «Автостекло», мастер участка стекловарения КНПП «Кварсит» Константин Осипов, демонстрируя машину центробежного литья стекла

Конусовидные обтекатели головных частей боевых ракет зенитных комплексов, ныне состоящих на вооружении войск ПВО армий всех стран бывшего Союза, изготавливают специалисты научно-производственного предприятия «Кварсит», расположенного в Константиновке. Подобное есть только в США. Накануне Дня стеклодела, отмечаемого 19 ноября, я встретился с мастером участка стекловарения Константином Осиповым, который занимается любимым делом ровно полвека!

С корабля - на завод

Он родился в Константиновке в печально известном 37-м. Школа, курсы шоферов, армия... Отслужил четыре года на Балтийском флоте, вернулся домой. Отец, Владимир Григорьевич, который в 40-60-е годы прошлого века трудился бок о бок с самим Константином Бондаревым - легендарным организатором выпуска стекла различного назначения, директором «Автостекла», отдохнуть не дал: «Завтра же придешь на завод... Надо работать».

Обиделся тогда боевой, закаленный морскими походами старшина, что батя, занимавший должность зам. директора, распорядился принять его на работу... учеником термиста. Получал мало, поэтому поступил заочно в политех и, защитив заветный диплом инженера, стал старшим мастером участка термообработки. Позже занял аналогичный пост на участке стекловарения. «Я шел на работу, как на праздник! - признается ветеран труда. - Мы делали до сотни обтекателей в смену, в семи печах варили разное по назначению стекло. Плюс печи кристаллизации и печи отжига. Хозяйство хлопотное, но мы справлялись на «отлично», никогда не допускали брака. А иначе быть не могло: это были оборонные заказы, так что халатность приравнивалась к преступлению».

Однажды после выполнения спецзаказа Минобороны СССР его вместе с коллегой - Колей Комиссаровым пригласили в Москву, в Министерство промышленных стройматериалов и наградили медалями «За трудовую доблесть».

Вскоре возвели новый корпус 17-го цеха и стали выпускать два десятка разных видов продукции. «Среди новинок особое место заняли перфораторы из невиданного материала - ситалла (стекла со свойствами металла), - вспоминает Константин Владимирович. - Их потом стали использовать при разработках нефтегазовых месторождений. Целый год осваивали изделие, бывало, спали в цехе: не было сил идти домой. Но когда пошла продукция, мы радовались, как дети».

Старый запас спас важный контракт

После развала СССР порвались многие налаженные контракты. Но один договор с российским правопреемником советского оборонного предприятия остался.

- Летом 92-го вызывает меня начальник цеха Николай Трегубов и говорит: «Печь стоит, а для обеспечения серьезного заказа россиян не хватает полсотни обтекателей. Что будем делать?» И я вспомнил, что по давней хозяйской привычке не спешил разбивать и отправлять на переработку готовую продукцию, имевшую, по мнению молоденьких приемщиц, некий брак, - делится Осипов. - Дело в том, что машина центробежного литья редко, но «выдавала» изделия со стенками, имевшими отклонения от заданных (с точностью до микрон) размеров: они якобы были чуть толще. Девочки из ОТК, не рискуя, их отбраковывали. Они не всегда были правы, но я не спорил и забирал изделия, складируя их в одном из служебных помещений. За несколько лет их там накопилось около 70 штук. Вот из них мы и отобрали 50 нужных обтекателей! И заказчики остались довольны.

Когда стало ясно, что «Автостекло» не спасти от экономико-правового беспредела в середине лихих 90-х, Трегубов решил перенести ванную стекловаренную печь из 17-го цеха на территорию едва созданной им по соседству казенной научной структуры - «Кварсит». И здесь проявился технический талант стекловара Осипова.

- Представьте, надо было разобрать печь, перевезти оборудование и возвести заново! - качает он головой. - Засучив рукава, мы со стекловарами Сашей и Володей Абашиными, Володей Фоломеевым и Сашей Кривоборским взялись за дело. В итоге печь на новом месте получилась лучше, чем прежде. И востребованная оборонными структурами России продукция вновь пошла заказчику.

Трудовая жизнь раскаленной печи - всего восемь месяцев, но эта проработала до первого ремонта намного дольше. «Мы не стали рисковать и год назад остановили агрегат. Хотели пригласить профильную фирму «Стеклоремонт», но ее услуги - недешевые, поэтому справились своими силами», - поясняет ветеран.

Во время ремонта «Кварсит» жил за счет складских запасов продукции. «Сегодня наша кормилица уже в стадии готовности к приему нагрузки. Заказы растут, работы много», - радуется Осипов.

Ветеран уже заработал пенсию и подумывает об отдыхе. Но Трегубов, порвав на днях его очередное заявление, сказал: «Уйдем вместе. Иди и учи молодежь!»

- Вот и стараюсь, чтобы марка константиновских стеклоделов была на высоком уровне! - заявил, прощаясь, стекловар. - А на пенсию... Да, наверное, прав начальник: еще успеем.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.