За несколько часов до прилета Святейшего Донецкий аэропорт был превращен в трижды режимный объект и наводнен сотрудниками силовых органов в форме и в штатском.
За несколько часов до прилета Святейшего Донецкий аэропорт был превращен в трижды режимный объект и наводнен сотрудниками силовых органов в форме и в штатском.
Контролировал процесс охраны Патриарха главный милиционер области генерал Михаил Купянский. Несмотря на слякоть, он разгуливал вокруг аэропорта весь в белом.
За час до прилета высокого гостя журналистов провели через рамку металлоискателя и оставили ждать самолет в предбаннике, предварительно закрыв витрины со спиртным на амбарный замок. Кстати, именно на этапе контроля произошел первый скандал: оказалось, что центральные телеканалы попали в список, который находился на борту самолета с патриархом, а без этого списка выпускать их на поле ФСБ отказывалось категорически. В конце концов, проблема была разрешена, и охрана пошла на уступки, но неприятный осадок все же остался. За несколько минут до прилета оказалось, что покинуть этот предбанник не так уж и просто - сотрудники аэропорта отказывались открывать двери без приказа охраны, а она была по другую сторону дверей. Причем Патриарх рисковал остаться не только без внимания журналистов, но и без музыкального сопровождения своей встречи, так как тромбоны и флейты томились бок о бок с камерами и штативами. В конечном итоге и это препятствие удалось преодолеть, и журналисты с музыкантами заняли свои места на взлетном поле. К этому времени там появилось светское начальство и церковное духовенство области в сопровождении Митрополита Владимира и лидера Партии регионов Виктора Януковича, который на время визита стал беззвучной тенью Патриарха.
Когда Святейший ступил на донецкую землю, оркестр грянул Патриотическую песню Глинки и «Многие лета». После приветствий и короткого слова к жителям области, Патриарх в сопровождении многочисленной свиты отправился в VIP-зал аэропорта, где должно было состояться общение с прессой. То, что произошло дальше, можно описать одним емким словом – бардак. Охрана завела Патриарха не в ту дверь, а дверь журналистам забыли открыть. В результате, общение с прессой не получилось – Патриарх уже начал говорить, а журналисты только начали занимать свои места. Закончив свой спич на полуслове, Кирилл удалился, пообещав непременно ответить на все вопросы.
Вместо Святейшего к журналистам вышел рыжий батюшка без креста (позже его представили как пресс-секретаря Предстоятеля церкви). Его манера общения больше походила на разговор надзирателя с заключенными. «Камеры вот здесь построили, быстро! Корреспонденты построились сзади! Сзади, я сказал! Ты, – свет на камере выключил, бегом! Бегом, я сказал, выключил!» - на повышенных тонах командовал московский гость.
Когда донецких журналистов построили (хорошо, что не заставили держать руки за спиной и не выставили конвой с автоматами), к ним выпустили Патриарха, который уже передумал отвечать на вопросы и просто обратился с коротким приветственным словом. После этого Его Святейшество в сопровождении свиты отправился в кафедральный собор Донецка провести службу и малое освящение алтаря. У храма Патриарха ожидали несколько тысяч человек. По меркам массовых мероприятий — толпа небольшая. Однако охрана прокладывала Святейшему путь в толпе кулаками и локтями. Причем, пинками и оплеухами разгоняли прихожан не только сотрудники ФСБ, но и лично Митрополит Донецкий Илларион. Особо сильно от благословляющей десницы Митрополита досталось двум бабушкам в цветастых платочках.
Примерно то же происходило и в храме - парень в камуфляже на глазах журналистов вытолкал женщину на костылях за ограждение. А благообразный дьячок, стоя между двух икон Святого Виктора, кричал на журналистку, которая слишком близко приблизилась к алтарю в поисках удачного кадра: “Куда прешь, корова! Че, глаза повылазили?”. После завершения служения гости с принимающей стороной отправились на официальный прием, который проходил в лучшей гостинице Донецка “Donbass Palace”.
Отдельно хочется сказать о том, на каких машинах перемещается украинское духовенство. Так, Митрополит Владимир уезжал из Донецкого кафедрального собора на “Мaybach”, а Донецкий Митрополит Илларион прикатил в Святогорскую Лавру на роскошном внедорожнике “Cadillac Escalade”. А вот священники попроще перемещались исключительно на “Lexus”. На этом фоне Святейший Патриарх Кирилл на “Mercedes”, даже с наручными часами за 30 тысяч долларов, выглядел просто аскетом.
На следующий день Святейший отправился в Святогорскую Лавру. Наверное, за все время своего существования монастырь не видел подобных мер безопасности. В 6 часов утра проезд в город всем посторонним автомобилям был закрыт, а вдоль дороги через каждые два метра была выставлена охрана. Видимо, организаторы визита опасались, что из святогорских лесов встречать кортеж Святейшего могут выйти отряды партизан УПА. А вот в самой Лавре главным человеком с утра и до прибытия Кирилла был председатель областного совета Анатолий Близнюк, не преминувший реализовать свой управленческий талант. Он выстраивал казаков, переставлял полковников, командовал прессой, воспитывал водителей и милиционеров. Кстати, о казачестве стоит сказать отдельно. Непонятно, кому в голову пришло привлечь к обеспечению общественного порядка именно казачество и организацию ветеранов, воевавших в Афганистане. Чтобы понять абсурдность этого шага, достаточно сказать, что это не более чем общественные организации, которые не имеют никаких прав для охраны общественного порядка. С таким же успехом к организации дорожного движения можно привлекать кружок вышивания крестиком или общество филателистов. Но взрослые (а порой, и престарелые) граждане, надев форму, почему-то начинали верить в то, что они превратились в милиционеров, которые могут что-то требовать и куда-то не пускать. Хотя цветастые мундиры, обвешанные всевозможными медалями, эполетами и прочей мишурой, делали этих людей похожими скорее на скоморохов, чем на представителей закона. Все эти «охранники порядка» боролись, в основном, с журналистами - единственными посетителями Лавры, которые не желали признавать в казаках власть. Оно и понятно - у журналистов есть специальный статус, охраняемый законом, а вот поведение казаков и «афганцев» вполне подпадает под уголовное преступление - препятствование журналистской деятельности. Причем умерить их ретивость не смогли даже пресс-службы и государственная охрана. А между охраной Патриарха и афганцами даже произошел небольшой конфликт, когда вторые попытались во время проповеди Патриарха втиснуться между журналистами и сценой, мешая тем самым нормальной работе и тех, и других.
На этом фоне краматорские казаки в строгих костюмах и без лишних «висюлек» выглядели более чем достойно и вели себя вполне корректно.
О том, что делал и говорил Патриарх в Донецкой области, уже много сказано и написано. Но все это не может передать энергетику этого человека. Можно по-разному относиться к религии, но не попасть под обаяние этого эрудированного, афористичного человека нереально. Пожалуй, среди современного православного духовенства сложно найти более современного по взглядам и одновременно ортодоксального в своих религиозных убеждениях человека. Кирилла нужно видеть, слушать, общаться с ним.
Визит Святейшего в очередной раз показал, что любое, даже самое великое начинание могут испортить совершеннейшие мелочи. Непростая, многогранная и просто интересная личность Патриарха несколько померкла на фоне непрофессиональной организации визита и просто хамского поведения встречающей стороны. Пока Кирилл бархатным баритоном вещал о том, что церкви нужно активнее привлекать молодое поколение и быть ближе к народу, казаки и священники пинали прихожан и пытались построить журналистов. И так происходит не только в дни приезда Предстоятеля Русской Православной Церкви. Возможно, именно поэтому все больше молодых людей обращают свои взоры к альтернативным религиям, где у входа в храм тебя встречает человек с улыбкой, а не казак с шашкой. Где тебя не обругает человек с кадилом по случаю очередного церковного праздника, где тебя не будут пинать и толкать, а предложат спеть веселую песню. Очень хотелось бы верить, что Украинская церковь возьмет у Патриарха Кирилла хотя бы немного того реформаторства и современности, которыми просто переполнен этот человек.
Андрей Романенко
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.