Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Донбасс

Донбасс стоит на целебных водах!

Источник: "Донбасс"
Геолог первой категории Владимир Груба изучает керн, поднятый бригадой бурового мастера Михаила Князькова (справа).

О том, что недра нашего края богаты углем и солью, знают почти все. Равно как и печальную истину, что с собственными источниками пресной воды в Донетчине  напряженка. Зато минеральной, лечащей желудок, у нас - море разливанное.

Нужно только захотеть ее добывать. В этом уверена главный гидрогеолог Приазовской комплексной геологической партии (КГП) казенного предприятия «Южукргеология» Любовь Калашник. Мы встретились накануне Дня геолога, отмечаемого в первое воскресенье апреля.

Остались самые верные

- Ну, мужчины-геологи - это я понимаю. Для них тяготы полевой жизни сглаживаются песнями у костра да под сто грамм, с шутками-прибаутками и историями о том, как почти ухватили за хвост золотую жилу. Но почему женщины выбирают эту профессию?

- Романтических натур и среди нас хватает. Я, к примеру, выросла в селе Стародубовка Першотравневого района, где под боком были речка и лесок. С детства была влюблена в природу. И пока подруги грезили медициной, сценой и преподавательством, твердо решила идти в геологию. Которая не столько гитара, костер, прогулки на свежем воздухе и байки, сколько ежедневный тяжелый труд, помноженный на немалые знания и огромную самоотдачу. Теорию я постигала в Днепропетровском университете, причем поступила лишь со второго захода: провалилась на экзамене по математике и год работала в столовой, параллельно занимаясь на подготовительных курсах. Ну, а потом были годы практики в геолого-разведочных экспедициях в Луганской и Донецкой областях. Что же до самоотдачи, то она или есть, или нет. В нашей партии остались только те, кто без геологии не мыслит своей жизни, учитывая проблемы, с которыми сейчас сталкиваемся. Мы пытаемся минимизировать последствия кризиса за счет договорных работ  - контрактов с коммерческими структурами или с отдельными частными лицами.

- А что значит такой контракт?

- К примеру, кто-то хочет пробурить скважину для добычи воды. Непрофессионалы делают это порой весьма небрежно. И могут запустить в пресный горизонт (и без того редкий у нас) соленые воды, чем навсегда испортить питьевую. Мы же используем современные методики и технологии, ни в коем случае не допустим загрязнения водоносного горизонта, так как всегда выполняем буровые работы с подъемом керна (кусочки породы из глубины земли) и видим истинное строение земной коры.

Золотое дно под ногами

- Любовь Петровна, чем занимается ваше геологическое подразделение?

- База его расположена в Волновахе, но работы идут по всему Приазовью, в том числе и на территории Запорожской области. Ведем поиск и разведку различных полезных ископаемых, в том числе флюсовых (известняки и доломиты для металлургической промышленности). Карьеры, относящиеся к Новотроицкому, Докучаевскому, Комсомольскому рудоуправлениям, - наших рук, ног и умов дело. Еще мы выполняем региональные геологические съемочные работы, по которым потом создается комплект карт, позволяющих прогнозировать выявление новых месторождений алмазов, золота, свинца и цинка, редкометальных и редкоземельных элементов, широкого спектра месторождений нерудных полезных ископаемых - от  обыкновенного песка до огнеупорных глин. Кроме того, в прошлом году начаты поиски минералов, используемых в ювелирном производстве. Большое внимание уделяем обеспечению региона питьевыми, техническими и минеральными подземными водами, что очень важно для решения социальных вопросов юга Донецкой области.

- Золото попадалось?

- Да, наши специалисты в последнее время выявили ряд перспективных территорий, в пределах которых возможно выявление золоторудных месторождений. Сейчас главная задача - подтвердить экономическую целесообразность подобных разработок... Но у нас есть другое богатство, которым мы пока, увы, не можем или не хотим пользоваться. В любом пансионате на морском побережье имеется несколько водоносных горизонтов. Буквально у порога можно сделать скважины и добывать минеральные лечебно-столовые воды типа «Миргородской». Это настоящее золотое дно. А глубже пробурить - получите целебное наполнение для ванн: йодо-бромные рассолы. В пределах береговой линии Азовского моря установлены минеральные грязи. На побережье давно пора создавать лечебные курорты, что повысит экономический потенциал Донецкого региона. Удивительно, что до сих пор никто этим серьезно не занимался!

Видят землю насквозь

- Недавно губернатор Анатолий Близнюк высказался за то, чтобы во время официальных мероприятий в облгосадминистрации подавали только воду, произведенную в нашем регионе. Оказывается, можно потчевать и лечебной. Ее уже где-то добывают?

- Новоазовская минеральная лечебно-столовая вода разливается и сейчас. Могут быть вовлечены в разработку подобные месторождения - Азовское, Маркинское, Андреевское и другие. Эта водичка благоприятно воздействует на желудочно-кишечный тракт, печень.

- А как обстоят дела с пресной водой?

- Есть хорошее месторождение - Ялынское в Волновахском районе. В его пределах разведано два участка, где весьма высокое качество подземных вод. Это месторождение может обеспечить водой Мариуполь и Володарский район, где у нас самое «безводье». Но необходимы определенные капитало-вложения. А вот Сосновское месторождение возле станции Святогорск действует. Сейчас воду оттуда продают по области под торговой маркой «Ключ здоровья». И она, конечно, не чета той, что течет у нас из крана. Ведь не секрет, что состояние водопроводов и водоводов - ужасное. Жаль только, что в то время как на их реконструкцию средства выделяются, на бурение скважин - практически нет.

- Возможно, дело в том, что многие считают скважину обычной дыркой в земле. Стоит ли, мол, на такое тратиться?

- На самом деле это сложное гидротехническое сооружение. Сначала нужно определиться с местом под скважину. Причем имеется масса особенностей. Если глубокозалегающий водоносный горизонт, то можно бурить поближе к потребителю. Вода всё равно будет чистой. А когда он на кристаллическом массиве (незащищенный водоносный горизонт), нужно учитывать санитарные особенности - под домом углубляться никак нельзя, будет плохой бактериологический анализ. В общем, в ход идут не только наработки - предшественников и собственные, но и чутье. И если человек долго проработал гидрогеологом, он вычисляет воду практически безошибочно.

- Раньше за такое умение людей называли ведьмами или святыми...

- Ну, тогда сотрудника нашей экспедиции Надежду Ивановну Попову точно либо сожгли бы на костре, либо на- рисовали на иконе, - смеется Любовь Петровна. - С помощью биолокации (небезызвестной рамки) она безошибочно определяет зоны трещиноватости, в которых есть вода. Сколько ни показывала - всё в точку!

- С местом определились. Что дальше?

- Приезжает буровая установка, геолог составляет наряд. Там расписано: каким диаметром бурить; где обсадить скважину трубами (кондуктор), чтобы не попадал верхний водоносный горизонт, который, как правило, загрязнен; где посадить фильтр. Чем глубже скважина, тем сложнее конструкция. Потом используется компрессор, далее - насосы. Вот такая «дырка в земле»…

Африканские собственники

- Наши ребята - высококвалифицированные и востребованные специалисты. По индивидуальным контрактам их нанимают разные фирмы. Они периодически выезжают на работы в Африку. Даже сейчас там трудятся 11 человек, - рассказывает Любовь Калашник. - Занимаются разведкой угля, месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых. Порой приходится работать под охраной, там ведь бывает жарко не только климатически. Но всегда с местным населением устанавливают прекрасный контакт. Африканцы в шоке от того, что наши мужчины сами готовят-стирают. А геологи Донетчины по ходу изучают их традиции. Так, Петра Приймака прозвали «папа Питер». Он уже уловил, что конфеты местной малышне надо раздавать по одной. Дашь кому-то жменю, сказав: «Это на всех!», ни за что не поделится. Раз мне дали - это мое! Такие вот собственники.

Идущие судьбе наперекор

- Романтика в геологии, конечно, осталась, - уверяет Любовь Петровна. - Это сейчас я как руководитель на улице провожу мало времени. Больше в кабинете за компьютером. А было время, когда на базу приезжала только за зарплатой. На тех же скважинах просиживала неделями. Полевой сезон, как правило, летом. С утра (а в маршрут надо выходить рано - часов в пять, чтобы не бродить по самой жаре) - макароны или каша с тушенкой. В обед, вернувшись в лагерь, - борщ или суп. Вечером еще какая вкуснятина. Наши мужчины прекрасно готовят! И, конечно, здорово поют. Несмотря на то, что сейчас дела туго, мы верим, что всё образуется. И потому с картами, образцами, обветренные, мокрые от дождя (сколько раз он заставал в дороге!), продолжаем работать. Это наша жизнь. И другой себе не представляем.

Сегодня геологи обязательно соберутся вместе, чтобы отметить свой праздник. Поднять тост: «За тех, кто в поле!». И вплести в традиционный набор (костер, котел, шурпа, шашлыки) строки:

«Ты уехала в знойные степи,
Я ушел на разведку в тайгу».

Или свежие, только написанные техником-гидрогеологом Иваном Дорошем:

«Вас ветер, словно братьев, обнимает,
И душу греют песня и костер.
Один лишь Бог дороги ваши знает,
Идущие судьбе наперекор».

Фото автора


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.