«Шеф собак любил фанатично!»
Мои гиды — заместитель директора по связям с общественностью ЯМЗ Игорь Шпарбер и старший кинолог приюта Светлана Ромашина. Из административного здания выходим на территорию завода, выпускающего проходческие комбайны для углепрома.
Первое впечатление — попал в санаторий. Клумбы с цветами, подстриженные газоны. Кукушка кукует и кругом чистота.
Идем по аллее. На деревьях — скворечники. Останавливаемся у вольера с белками.
— Их кормят кедровыми орешками, — говорит Игорь Шпарбер.
На клумбе замечаю ворону.
— Ее подобрали еще птенцом с перебитым крылом, — вспоминает он.
Приют для животных Виктор Трубчанин организовал 10 лет назад. Все началось с привязанности к собакам. Знавшие его люди говорят: «Шеф любил их фанатично!» В детстве он стал свидетелем того, как прохожие жестоко обошлись с собачкой. Это его тронуло до глубины души. И когда у Трубчанина появилась возможность, стал помогать четвероногим. Едет по делам — берет с собой колбасу для бродячих собак. Псов подбирал, не брезгуя, в свой «Лексус» и привозил на завод.
В 2003 г. приют, зарегистрированный в благотворительной организации «Фонд защиты животных», занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый крупный в Украине. 520 вольеров с 1466 собаками расположены вдоль цехов по всему предприятию. Звонкий лай доносится со всех сторон. Кого здесь только нет! В приюте и породистые собаки, и дворовые. Последних — большинство.
— Вот Дин, — говорит Светлана Ромашина. — Наверное, боится — не подходит.
— Гордый. Цену себе знает, — шутит г-н Шпарбер.
Дин — сын Дины, первой собаки завода. Жила в кабинете директора. Каждое утро секретарь поила ее молоком и давала колбасу. Когда директор вел прием, сидела у него под столом. Ее похоронили у проходной в березовой роще.
А это Жанка. Ее привез Игорь Шпарбер. Она жила на одном из заводов в областном центре. Днем лежала в вестибюле — никого не трогала, а с 17. 00 не пропускала посетителей. Так было до тех пор, пока в преданности собаки перестали нуждаться.
Когда любят больше, чем себя
— Собаки любят ласку, — проводит нас через промзону к вольерам начальник механосборочного цеха № 2 Руслан Барсуков.
— Вот, например, эта машина закладывает снаряд, — говорит он. — И взорванную руду своими лапами грузит в вагонетки.
По его словам, на ЯМЗ выпускают умное оборудование для шахт. Проходческие комбайны управляются дистанционно. Шахтеры, дабы их не прижало, отходят от места «нарезки» новой лавы. Надежные и простые в эксплуатации машины не уступают зарубежным аналогам, но на порядок дешевле за счет комплектации деталями собственного производства.
Впереди — вольеры. Сверху плакат: «Собаки — единственные существа, любящие нас больше, чем самих себя!»
Собаки рассажены парами. У каждой своя будка, коврик, миска и полный пансион. Два раза в день кормят взрослых собак, три раза — кормящих сук и четыре — щенков. В рационе: мясо, сухой корм, каши с овощами. Внешний вид четвероногих говорит сам за себя: блестящая шерсть, игривое настроение.
Ежедневно в вольерах подстилают свежескошенную траву. Псиной не пахнет.
— Успокойся — тебя никто не обижает! — вычесывает собачку кинолог Татьяна Дениченко.
День кинологов и ветврачей начинается с повольерного обхода.
— Смотрю, какая кому нужна помощь, — говорит ветврач Татьяна Лазука. — Кто-то отказывается от еды, кто-то хромает.
За каждой парой преданных собачьих глаз — своя история, трагедия, судьба...
Диану оставили на проходной в сумке. Спаниелька с ампутированной лапой оказалась умной собакой.
— Увидит нашего водителя — подбежит, — говорит Татьяна Лазука. — Он крутит ей нос, а она хвостиком виляет.
Пальма похожа на среднеазиатскую овчарку. Ее со щенками забрали с расположенных неподалеку дач. Она, защищая кутят, никому не давала проходу.
Джессику навещает ее хозяйка. Несколько лет назад она попросила директора приютить собаку. Сама, будучи в преклонном возрасте, не может позаботиться о ней, но еженедельно подкармливает отварными куриными лапками.
За каждым цехом закреплено определенное количество вольеров. В обязанности рабочих входит их ремонт. В конце каждой недели на селекторном совещании они отчитываются по вопросу условий содержания собак.
«Собаки очеловечивают окружающую среду», — говорят заводчане. Они и не подыскивают своим питомцам новых хозяев. Но время от времени приходят люди — просят одну из собак. Если хотят взять породистую — их отправляют на рынок. Дворовую — пожалуйста. Но придется доказать, что она перейдет в надежные руки.
Как рассказала г-жа Лазука, кинологи едут к потенциальным хозяевам домой, оценивают условия, где будет жить приемное животное. Главное, дабы ему было не хуже, чем в приюте. И только потом желающие взять собаку пишут соответствующее заявление и забирают понравившуюся. Через время кинологи без предупреждения обязательно проверят, как бывшей подопечной живется у новых хозяев.
«Чем больше отдаешь, тем больше возвращается»
Также в приюте пригрели свыше сотни кошек. Их содержат в крытых вольерах. Недавно в кошачьем помещении сделали ремонт. На стенах повесили обогреватели. На деревянных стеллажах — набитые соломой матрацы. Тут же приспособления, чтобы когти точили. Но увидеть хозяек апартаментов не посчастливилось — они на карантине.
За чередой цехов и вольеров — пруды с системой циркуляции воды. Несколько лет назад сюда прилетели дикие утки.
Дальше — загон с муфлонами. У истоков Кальмиуса для них расчистили территорию. По инициативе республиканской экологической организации «До чистих джерел» балку, заполненную мусором, превратили в пруд, вокруг которого раскинулся гористый ландшафт. Это место под Яковлевкой завод взял в аренду с целью создания там заповедника. Как только будет решен вопрос охраны привезенных из «Аскания-Нова» парнокопытных, их выпустят в естественные условия.
Увиденное на ЯМЗ свидетельствует о том, что экономический кризис на питомнике не отразился. «Чем больше отдаешь, тем больше к тебе возвращается!» — любил повторять Виктор Трубчанин. И его сыновья Владимир и Александр (технический директор завода) такого же мнения. Сокращать никого не собираются — ни людей (заводская кинологическая служба — 3 ветврача и 24 кинолога), ни животных.
Но на каждое бездомное существо не напасешься добрым олигархом. Создавать приюты необходимо государству. Однако пока у нас не научились уважать человека, ждать уважения к братьям меньшим — бессмысленно. Неравнодушные люди в силу своих возможностей помогают всему живому, будь то собака, кошка, птица или растение.
Роман ПОБЕРЕЖНЮК