В Киево-Печерской лавре после Пасхи начался следующий этап противостояния между Минкультом и УПЦ.
В Киево-Печерской лавре после Пасхи начался следующий этап противостояния между Минкультом и УПЦ.
Теперь, вместо бесплодных попыток комиссии описать имущество буквально из-за спин верующих, задействован более хитрый план. Полиция усложнила вход в Лавру и обеспечила возможность проникновения для членов комиссии в закрытые помещения. При этом работа ведется постепенно - корпус за корпусом, дабы не провоцировать открытое противостояние масштабным закрытием корпусов. Что происходит в Лавре, и есть ли у УПЦ "план Б", - узнали Vesti.ua
К середине недели спецкомиссия, созданная для приема/передачи имущества Киево-Печерской лавры у УПЦ, завершила работу на пяти объектах. Это корпуса №37, 37-а и 38 (галереи в Ближние пещеры, колокольни на Ближних пещерах и вход в галерею пещер); а также хозяйственный корпус №112 и строение под номером 39. В этом административном здании зарегистрировано 11 организаций, в том числе благотворительный фонд предстоятеля УПЦ, митрополита Онуфрия, фонд "Преподобного Агапита Печерского", и, собственно, главные организации - Киевская митрополия УПЦ и мужской монастырь Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. За него и развернулось противостояние в четверг: верующие пытались отстоять здание, которое было опечатано накануне. По словам спикера полиции Киева Юлии Гирдвилис, прихожане сорвали печать министерства и сломали защитные ролеты. В итоге ситуация переросла в откровенный конфликт с толкотней, когда силовики пытались оттеснить верующих от здания, а те в ответ скандировали "Не убивайте людей!" В тот же день задержали нескольких наиболее активных прихожан, среди них - правозащитницу Викторию Кохановскую, которая участвует в акциях в поддержку УПЦ.
Свою позицию заявил глава Минкульта Александр Ткаченко: если бы комиссии не препятствовали, она уже завершила бы свою работу. "Сегодня комиссия зашла в два корпуса Лавры, зафиксировала неудовлетворительное состояние... Объекты были опечатаны, и, когда комиссия уже ушла, туда пришли какие-то люди, решившие сломать роллеты на опечатанном здании, аргументируя тем, что там, якобы, кто-то находился", - уточнил Ткаченко.
Следующим утром, 21 апреля, работники комиссии прибыли к двум новым объектам монастыря: храму в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник", внутри как раз шла служба, и корпусу №44, называемому "Братским" и расположенному чуть выше. Он использовался для хознужд, там же находилась церковная лавка (и, вероятно, складские помещения). Сотрудники "полиции диалога" в желтых жилетах выстроились у входа в здание, один из них повторял в мегафон: "Согласно договора, помещение корпуса номер 44 переданы полиции охраны. В случае попыток незаконного проникновения нарушителей привлекут к ответственности".
В это же время наместник Лавры, митрополит Павел сообщил о задержании казаков, стоявших на охране входа в монастырь, вероятно, с момента его передачи лаврской братии в начале 90-х. "Казаков немного, человек 5-7, до десяти максимум", - уточнил нам один из церковных иерархов, пожелавший остаться неназванным. Впрочем, впоследствии оказалось, что казаков если и задерживали, то быстро отпустили.
Параллельно, видимо, во избежание новых протестных акций на входе в Лавру установили жесткий режим пропуска: только по паспортам и с досмотром личных вещей. Проезд личных авто на территорию прекратили, разрешив заезд лишь для коммунальных служб. Наиболее эффектным моментом утра стал выход к сотрудникам полиции монахов - крестный ход прошел вдоль площади в нижней части Лавры и поднялся к верхнему выходу и покинул территорию монастыря. Но когда насельники стали возвращаться, путь преградила полиция: формальная причина - отсутствие документов у монахов. Спустя максимум полчаса всем им позволили пройти внутрь.
Интересно, что и в сам "Живоносный источник" входы вскоре закрыли, вынудив священников проводить обряды исповеди и причастия прямо через металлическую ограду. Совсем без конфликтов не обошлось, полиция задержала молодого семинариста по имени Михаил, который вел прямой эфир с территории монастыря. "Его уже отпустили, но мне неясно, на каких основаниях вообще его задерживали. Правоохранители должны действовать исключительно в рамках законодательства о Нацполиции, а не на эмоциях, - сказал Vesti.ua митрополит Климент, председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ. - Всего в данный момент в суде рассматривают меры пресечения для четверых верующих, среди них и Виктория Кохановская".
Как сообщил адвокат Никита Чекман, его подзащитной "в помещении изолятора, без участия защитников" сообщили о подозрении по ч.1 ст.161 УК (умышленные действия, направленные на разжигание религиозной вражды - штраф от 268 тыс до 671 тыс грн., или лишение свободы до трех лет). Под Печерским судом, где рассматривали их дела, собрался небольшой митинг из числа прихожан. Параллельно события разворачивались в Киевском апелляционном суде, где адвокаты наместника Лавры, митрополита Павла ходатайствовали об изменении ему меры пресечения (накануне он был помещен под домашний арест). Суд оставил меру без изменений, и по оглашению решения суда Павел подарил судьям и прокурору пасхальные яйца.
Все происходящее в Лавре в последнюю неделю укладывается в негативный для УПЦ сценарий, о вероятности которого Vesti.ua писали ранее. "Минкульт и руководство заповедника перешли к тактике медленного выдавливания УПЦ из монастыря, занимая один корпус за другим, при помощи полиции, опечатывая входы. Постепенно вся Лавра будет освобождена от насельников, монахов, и перейдет под полный контроль Минкульта, - говорит Vesti.ua религиовед Алексей Смирнов. - Технология такова: власти дождались, пока пройдет Пасха, чтобы концентрация верующих была не такой высокой, и внимание к событиям упало, и перешли к активным действиям. При этом заходят в корпуса, буквально, по одному, и пытаются ограничить медийность процесса (потому и задержали стримера-семинариста) - хотят минимум резонанса, чтобы снизить риски для Минкульта".
Религиовед прогнозирует, что следующими на очереди будут корпуса, в которых находятся монашеские кельи. "Напротив корпуса №44 находится №45, в котором актовый зал. Его пока не трогали. А дальше уже - расположение монахов, и, если комиссия продолжит спускаться вниз по монастырю, то именно их кельи будут описывать следующими", - предположил Смирнов.
В этом случае у монахов будет несколько вариантов для дальнейших действий. Первый, к которому склоняет их Минкульт, - переход в ПЦУ. В УПЦ такую возможность отрицают, но, вероятно, среди насельников Лавры могут найтись те, кто решится на переход, как поступил в марте архимандрит Авраамий (Лотыш), который сразу же был назначен митрополитом ПЦУ Епифанием и.о. наместника Лавры. Второй вариант - оставаться в своих кельях до последнего. "Монахи находятся в Лавре на совершенно законных основаниях, и подавляющему большинству, зарегистрированному здесь, попросту некуда будет съехать, разве что, их принудительно выселят под ворота Лавры", - говорит нам митрополит Климент.
Впрочем, по словам нашего источника в УПЦ, есть и третий вариант, который в данный момент прорабатывается. "Пока понимания, что будет дальше, нет - но если монахов начнут выгонять, они поедут в другие монастыри, - говорит наш собеседник. - Уже были предложения со стороны Буковинского монастыря, и других также. Как в советское время: выгнали из Киева - пошли в Почаев, оттуда - переместились дальше, в региональные монастыри, которые еще были открыты".
Алексей Смирнов напоминает, что, когда Лавра была закрыта в 1930-е, монахи покинули Киев не сразу. "Тогда братия решила не расходиться, а стала селиться близ Лавры, снимала рядом квартиры, жила в подвалах. К тому же, в самом Киеве есть другие монастыри: Китаевская пустынь, Голосеевский, - говорит религиовед. - Но организационно этот процесс переселения пока не наблюдается".
Важный момент: митрополия УПЦ пока также находится в отведенных ей корпусах. "Пару недель назад оттуда вывезли ценные вещи, и есть понимание, что, раз (комиссия) забирает корпус за корпусом, то рано или поздно дойдут и до митрополичьих, - говорит собеседник Vesti.ua из числа иерархов УПЦ. - Но нужно понимать, что эти процессы незаконны, и митрополия ждет 26 апреля, когда состоится первое заседание суда, и ждет решений".
Расчет УПЦ, глобально, на признание аннулирования договора со стороны Минкульта незаконным. Аргументы таковы: во-первых, это т.н. "ненормативный юридический акт", имеющий одностороннее действие (Кабмин издал его единожды, а "отобрать" или "откатить назад" такой акт невозможно без судебного разбирательства). Во-вторых, во время военного положения разрывать договоры запрещено - сделать это можно будет лишь спустя 4 месяца после окончания действия военного положения.
Примечательно, что, судя по заявлениям главы парламентского Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Никиты Потураева, ставшего одним из "ледоколов" процесса изъятия Лавры у УПЦ, во власти (и Минкульте) это прекрасно понимают. "Они тянут время для рассмотрения их иска в суд о законности решения о расторжении договора. Это тактика, чтобы оставаться в стенах монастыря. У них есть определенные надежды, что им удастся доказать законность договоров, которые в Минкульте признали заключенными с нарушениями, - сказал Потураев в интервью "НВ". - Достопримечательность - это госимущество. Даже если бы не было расторжения договора, государство имеет полное право проверить, как ведется хозяйство на территории Лавры".
Соответственно, Александр Ткаченко напоминает, что судебное заседание по делу о законности расторжения договора состоится на следующей неделе. "Надеюсь на решение (в пользу Минкульта), тогда за работу возьмутся судебные исполнители", - говорит министр.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.