В Киеве разгорается скандал в детском садике. В соцсетях были опубликованы видео, где воспитатели якобы применяли насилие к детям.
В Киеве разгорается скандал в детском садике. В соцсетях были опубликованы видео, где воспитатели якобы применяли насилие к детям.
В учреждении это опровергают, а видео объясняют банальным бизнес-наездом. В ситуации разбирались Vesti.ua.
15 февраля в телепередаче "Говорить великий Львів" был показан сюжет: видеоролик, на котором воспитатель пытается насильственно удержать кричащего ребенка. Детский садик – частный, профильный, для детей с особыми потребностями (аутистов), пребывание там стоит от 5 тыс. грн в месяц. Дети-аутисты не могли рассказать все родителям, но те заметили неладное: синяки и следы скотча. На данный момент известно о трех потерпевших детях в возрасте 5-6 лет.
Старший инспектор отдела коммуникаций Главного управления Нацполиции в Киеве Анастасия Гнатюк добавила деталей: воспитатели закрывали детей в шкафах, наступали на руки, высмеивали и обижали их в присутствии других детей, вынуждали долгое время стоять в неудобном положении, применяли другие болевые приемы и закрывали рот полотенцем.
Нескольким воспитателям вручены подозрения в совершении преступления – пыток по предварительному сговору группой лиц с целью вынудить потерпевшего выполнить требование истязателя (ч. 2 ст. 127 Уголовного кодекса Украины).
Частный детский садик, фигурирующий в скандале, – "
В интернете АВА-терапия называется одним из самых эффективных методов коррекционной педагогики, который основывается на анализе внешних факторов, влияющих на поведение человека. Проще говоря, это наблюдение и анализ поведения ребенка и того, что вызывает нежелательное поведение, а что – желательное. В самой методике нет ничего устрашающего, тем более в ней никак не может быть насилия, ведь "метод кнута" в АВА-терапии даже не рассматривается.
Соосновательница детского садика "Центр АВА-терапии" Елена Цымбаленко все обвинения отрицает и считает, что на ее заведение осуществляется банальный наезд.
"Нас "разрабатывали" больше двух месяцев. Заявитель неизвестен. По крайней мере, нам его не называют. Внедряли мальчика-стажера, который, судя по всему, установил скрытые камеры. Сейчас с этих видео натаскали отрывков: как-то удержание ребенка на стуле, физические упражнения, ограничение передвижения, фиксация во время истерики – и интерпретируют это все как жестокое обращение. Родителям демонстрируют и вынуждают писать заявления. За отказ угрожают лишением родительских прав", – рассказала Елена Цымбаленко в социальной сети.
Она подчеркнула, что родители видели видео и ничего особенного в них не усматривают, "ни одного непонятного момента нет". Саму Елену удивляет, что те, кто ее обвиняет, уже получили экспертизу от Института психиатрии и наркологии, в которой сказано, что ни Елена, ни ее сотрудники не являются профессионалами, однако в документах якобы фигурирует фамилия супруги Игоря Марценковского.
Марценковский является заведующим отделом психических расстройств детей и подростков госучреждения "Институт психиатрии, судебно-психиатрической экспертизы и мониторинга наркотиков МОЗ Украины".
Елена Цымбалюк считает, что подоплека в борьбе методик: реальной коррекции и таблеток и ухода.
В пятницу, 17 февраля, Игорь Марценковский в социальной сети со ссылкой на Этический кодекс Украинской ассоциации поведенческих аналитиков написал следующее: "Поведенческая терапия, физическое и моральное насилие, случаи пыток под видом лечения. Существуют правила, этические нормы, которые позволяют размежевать лечение и насилие над детьми".
Мы не знаем точную ситуацию, но со стороны правительства нет контроля и сертификации частных центров, как и нет никакой поддержки для тех, кто пытается открыть центр и помочь детям с нарушениями развития, а родители имеют право защищать своих детей, рассказала Vesti.ua директор ГО "Фонд помощи детям с синдромом аутизма "Ребенок с будущим" (ГО "Фонд допомоги дітям з синдромом аутизму "Дитина з майбутнім") Инна Сергиенко. "Хотя терапия не всегда выглядит "красиво", есть определенные этические и моральные нормы, которые нельзя пересекать. В США, например, есть организации, которые за этим следят, в том числе за качеством методики АВА. Сертификацию центра или специалиста там можно легко проверить на сайте. В Украине пока аналога нет", – констатирует эксперт.
Таким образом, родителям приходится самостоятельно оценивать работу центров и опираться на отзывы. Поскольку ребенок с аутизмом часто не может рассказать, что происходит в центре, родители должны сами следить за изменением в состоянии и поведении ребенка, качеством сна и пр. Инна Сергиенко рекомендует обязательно спрашивать у специалиста, какие краткосрочные и долгосрочные цели он ставит для ребенка, а также как их планирует достичь. Хороший специалист сможет объяснить, что и почему он делает. И еще важно: методика АВА кардинально изменилась за последние десять лет. Если специалист использует АВА, то надо спросить, когда он проходит обучение, повышение квалификации и сколько курсов прошел.
Между тем следствие продолжается. В четверг, 16 февраля, как сообщила пресс-служба Киевской городской прокуратуры, Голосеевский районный суд столицы удовлетворил ходатайство прокурора об избрании четырем подозреваемым (воспитательницам садика) меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца без какой-либо альтернативы. То есть подозреваемые два месяца проведут в СИЗО без возможности внесения залога.
Елена Цымбаленко в своем аккаунте в социальной сети выставила фото шрамов на руках воспитателей от укусов детей (как она утверждает) с припиской: "Ну и чтобы вы понимали, за это можно еще сесть лет на пять. То ребенок немного рассердился и покусал".
Таким образом, ситуация вокруг детского садика спровоцировала дискуссию отдельно о методиках и отдельно о государственном контроле.
Если говорить о методиках, АВА-терапия, как рассказали Vesti.ua психологи, не предполагает никакого насилия, это больше аналитический метод, который хорошо себя зарекомендовал и на Западе, и у нас. Комментируя видео, вызвавшее резонанс, один из опрошенных психологов подчеркнул: детей в истерике взрослые успокаивают, прижимая к себе, никак иначе. В то же время могут быть различные ситуации, исходя из короткого видео и одного эпизода нельзя делать вывод о методах воспитательного процесса в целом в данном учреждении. Предпочитая не называть себя, опрошенные психологи настаивают: идет следствие, пусть оно установит истину.
Тем не менее основатель специализированного центра по коррекции и терапии детей с аутизмом Марина Гукасова поделилась с нашим изданием своей личной позицией. По ее мнению, ситуация с "Центром АВА-терапии" – "заказ". Ссылаясь на личное знакомство с Еленой Цымбаленко и работой ее центра, Марина Гукасова утверждает, что довольны и родители, и дети, ведь все методы, которые использует Елена, в свободном доступе на ее канале, также она проводит обучение родителей. Основная идея в том, чтобы педагоги и родители работали вместе. Поэтому все, что происходит с детьми, родители знают. Что касается скандального видео, оно вырвано из контекста.
Vesti.ua обратились за комментарием в Институт психиатрической и судебно-психиатрической экспертизы, где и работает упоминаемый Еленой Цымбаленко Игорь Марценковский, однако в учреждении нас перенаправили в пресс-службу МОЗ, через которую сотрудники института могут давать комментарии.
Если говорить о госконтроле, он есть – в теории. На законодательном уровне закреплены требования к дошкольным учреждениям, которые осуществляют коррекционную педагогику, и к методам ее применения, рассказала Vesti.ua адвокат юридической компании Riyako & Partners Екатерина Анищенко. В частности, постановлением Кабмина №1187 от 30.12.2015 были утверждены "Лицензионные условия ведения образовательной деятельности учреждений образования", а постановлением №305 от 11.03.2003 – "Положение о дошкольном учебном заведении". Также работу данных учреждений регламентирует Закон Украины "О дошкольном образовании" и другие нормативные акты.
Чтобы открыть само дошкольное учреждение, требуется лицензия. "Именно после ее получения частный детский садик вносится в соответствующий реестр и подлежит дальнейшим проверкам на соблюдение лицензионных условий органами Министерства образования и другими службами", – подчеркнула Екатерина Анищенко. В теории – проверяются не только условия и персонал, но и методики: все они должны разрабатываться на основе государственной базовой программы. Но на практике проверки могут проводиться поверхностно.
Поэтому, считает Екатерина Анищенко, родителям нужно тщательно изучить учреждение, которому они собираются доверить воспитание ребенка. Эксперт советует обратить внимание на такие моменты.
Если родители с методикой не согласны, они имеют право настаивать, чтобы к их ребенку данная методика не применялась. Если же на теле ребенка появились синяки, другие следы избиения, "однозначно, следует обратиться в местное управление образования, чтобы провели проверку методов воспитания работником этого учреждения", – советует Екатерина Анищенко. А также обратиться к врачу, который даст справку о состоянии здоровья ребенка. Также эксперт рекомендует написать заявление в полицию и в Управление по делам семьи, молодежи и спорта.
Однако сама по себе АВА-терапия относится к научно доказанным, эффективным вмешательствам при аутизме и других расстройствах, пишет в социальной сети поведенческий аналитик Оксана Букач. Чтобы стать поведенческим аналитиком, нужно учиться достаточно долго под надзором супервайзера (в том числе, чтобы и научиться правильно применять навыки и быть уверенным, что действуешь наилучшим образом для ребенка).
"Признаками хорошего специалиста для меня должны быть профильное образование (педагог, психолог, терапевт), образование в сфере АВА (сертифицированная программа обучения, в идеале – полная), практика под супервизией для проверки, готовность работать открыто, готовность и способность объяснить родителям, что и зачем делается на занятиях, способность устанавливать контакт с ребенком и с семьей. Ребенок должен чувствовать себя на занятии комфортно! Если у вас не так, нужно общаться со специалистом и прояснить все моменты. Если он не соглашается показать нужные документы, не пускает на занятия, не может объяснить свои действия, а главное, если есть хоть какое-то сомнение в безопасности ребенка, меняйте специалиста", – советует она не только как эксперт, но и как мама ребенка с особыми потребностями (аутиста).
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.