Прошло три года со дня катастрофы самолета МАУ в Иране.
Прошло три года со дня катастрофы самолета МАУ в Иране.
Три года назад, 8 января 2020 года, над Тегераном был сбит украинский самолет компании МАУ. В результате катастрофы погибли 176 человек, находившиеся на борту, среди них 11 граждан Украины. Трагедия стала крупнейшей (по числу погибших) за всю историю украинской авиации и первой в истории авиакомпании МАУ.
Vesti.ua вспомнили трагедию и выяснили, удалось ли спустя три года получить ответы на главные вопросы: была ли трагедия случайностью или намеренным преступлением, что говорит международное право и смогли ли семьи погибших получить обещанные компенсации.
Boeing 737 украинской авиакомпании МАУ выполнял международный рейс из Тегерана в Киев. Судно задержалось в иранском аэропорту на час, по официальной версии – из-за перегрузки багажа. И уже на третьей минуте после взлета было сбито двумя ракетами “земля-воздух”, выпущенными с базы ВВС Ирана. Лайнер рухнул на землю в 15 километрах от аэропорта Тегерана. Погибли все находившиеся на борту 176 человек — 167 пассажиров и 9 членов экипажа, в том числе 11 украинцев. Больше всего на рейсе было граждан и резидентов Канады – 138 человек. Люди летели транзитом в Торонто. Также пассажирами были граждане Швеции, Афганистана, Ирана и Великобритании.
Самолету было всего три года. Члены экипажа называли его ласково "Ромео". За пару дней до своего последнего полета он прошел технический осмотр. За штурвалом был один из самых опытных экипажей "Международных авиалиний Украины". "Мы были абсолютно уверены, что не было никаких событий, которые могли бы привести к катастрофе. Это мог быть только внешний фактор", – заявлял в день трагедии президент авиакомпании МАУ Евгений Дыхне.
Стоит отметить, что катастрофа произошла на фоне политического кризиса между США и Ираном, всего через несколько часов после ракетной атаки на американские военные объекты в Ираке. За несколько часов до крушения украинского самолета Федеральное управление гражданской авиации США сообщило о закрытии авиапространства над Ираном, Ираком, Персидским и Оманским заливами для американских пассажирских самолетов. Примечательно, что суда авиакомпаний других стран в эту ночь вылетали из аэропорта Тегерана в штатном режиме. Окончательно небо закрыли лишь после трагедии.
Иран сразу свою вину не признал и сделал это лишь на третий день после случившегося под давлением международного сообщества. Первоначально власти страны заявляли, что авиалайнер потерпел катастрофу по техническим причинам, отрицая, что он мог быть сбит. В то же время ряд лидеров западных стран, ссылаясь на данные разведки, утверждали, что самолет был сбит иранской ПВО. В итоге иранские власти признали ответственность.
Главной версией трагедии в формулировках иранских властей является “человеческая ошибка”. По сообщениям иранской стороны, оператор системы ПВО идентифицировал рейс как крылатую ракету, однако из-за помех в связи не доложил об этом командованию и самостоятельно принял решение выпустить ракеты по цели. Две из них с интервалом в 20 секунд были запущены комплексом “Тор-М1” российского производства.
Украинская сторона сразу после обнародования отчета раскритиковала его, назвав документ “циничной попыткой скрыть истинные причины и великим отчаянием для Украины и всего цивилизованного мира”.
“Вынуждены констатировать, что расследование было предвзятым, представленные доказательства выборочными, а выводы – ложными. Документ не предоставляет всех обстоятельств, не раскрывает первопричины трагедии и цепочку действий, которые к ней привели. Это – не отчет. Это сборник манипуляций, цель которой не выяснить истину, а оправдать Исламскую Республику Иран”, – заявлял министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
Могли ли военные из Корпуса стражей исламской революции стрелять без команды сверху? По словам военных экспертов, оператор, ведущий цель, не нажмет кнопку “Пуск” без разрешающей, подтверждающей и дублирующей команды дежурного командира. С таким же успехом сыплются и утверждения иранских властей о том, что комплекс ПВО не был интегрирован в систему противовоздушной обороны страны, оснащенную радарами, которые сразу определяют вражеские военные объекты при пересечении границы страны.
“Это точно исключено. Без наличия действующего кода ни один борт не сможет войти в воздушное пространство любой страны. Да и ни одна страховая компания не будет страховать такой борт, а системы ПВО без соответствующего оборудования не могут просто нести боевое дежурство”, – объясняет военный эксперт Олег Стариков.
Выходит, главный вопрос остается открытым – как оператор ПВО не заметил плавный взлет крупноразмерной цели с территории аэропорта в плановое время взлета?
“Конечно, можно долго говорить, что всему виной человеческий фактор, но нужно задать вопрос – кто перевел зенитно-ракетный комплекс "Тор-М1" на автоматический режим. Кто-то же отдал подобный приказ? Вопрос к руководству Корпуса стражей исламской революции в Иране”, – говорит авиаэксперт Валерий Романенко.
Спустя несколько дней после трагедии Иран сообщил об аресте человека, который сбил самолет, и других причастных к событию. В целом речь шла о шести подозреваемых. Техническое расследование авиакатастрофы и по сей день Иран осуществляет единолично – так диктует международное право. Но параллельно существуют еще два национальных уголовных расследования – украинское и иранское. Спустя два года после трагедии Офис генпрокурора отчитался, что Киев направил 26 международных запросов о правовой помощи в разные страны, а в рамках расследования проведено больше тысячи следственных действий, однако их содержание – тайна следствия.
Летом 2021 года Иран заявил о готовности заплатить по $150 тысяч семьям погибших в самолете МАУ. Однако такая сумма не устроила ни одну из сторон. Украина вообще заявила, что говорить о компенсациях до того, как закончится расследование, неправильно. “Сначала должно произойти объективное установление всех причин этой авиакатастрофы. Затем – привлечение всех виновных к ответственности. Только после этого мы можем говорить о достойном размере компенсаций. Таков порядок приоритетов и у семей погибших”, – отреагировали тогда в МИДе.
Канада решила добиваться справедливости в рамках своей судебной системы. В январе 2022 года Верховный суд провинции Онтарио постановил выплатить 107 млн канадских долларов (90 млн долларов США) плюс проценты родственникам шести жертв крушения самолета. В конце прошлого года Канада собрала вокруг себя еще три страны – Швецию, Украину и Великобританию, граждане которых погибли в авиакатастрофе, и решила предпринять конкретные действия против Ирана. Государства подали совместный иск в арбитражный суд. В опубликованном совместном заявлении они ссылаются на Конвенцию 1971 года о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. “Те, кто потерял своих близких при катастрофе рейса PS752, заслуживают справедливости. Мы предприняли важный шаг на международном уровне на пути к достижению такой справедливости и будем вместе работать над тем, чтобы привлечь Иран к ответственности за эту трагедию”, – объяснила такой шаг министр иностранных дел Канады Мелани Джоли.
Почему это было сделано лишь спустя столько времени и страны не действовали сообща в оперативном порядке? По словам юристов, практика такого рода дел показывает, что на это действительно могут уйти годы.
“Это сложное дело, очень много времени уходит на определение юрисдикции суда и его формирование. Плюс сотни экспертиз. Но есть надежда, что уже сейчас суд действительно перейдет к реальным заседаниям. Тут другой вопрос – почему мы, страна Украина, до сих пор политически и экономически сотрудничаем с Ираном, со страной, которая сегодня помимо всего продает убийственные дроны России”, – поделился адвокат и юрист Ростислав Кравец.
Исходя из международного права, компенсации выплачиваются семьям погибших пассажиров в соответствии с Монреальской конвенцией. Однако окончательные суммы в большей мере будут зависеть от международного давления на Иран.
“Компенсация должна начинаться от 500 тысяч долларов на каждого члена семьи погибшего. Я не понимаю, почему эту тему просто забыли. Масса вопросов к нашему МИДу, а ответов нет уже три года. Мы вообще ведем какую-то работу по этой линии сегодня или просто забыли о той трагедии?” – задается вопросом авиаэксперт Валерий Романенко.
История показывает, что суммы бывают очень разными и могут колебаться от нескольких десятков тысяч до 10 миллионов долларов – так было, например, с выплатами Ливии в связи с терактом над Локерби в Шотландии в 1988 году. Boeing 747 авиакомпании Pan Am летел из Лондона в Нью-Йорк. Через полчаса после вылета он взорвался в воздухе, погибли все, кто находился на борту – 270 человек. Следствие длилось несколько лет. В теракте обвинили ливийские спецслужбы. И лишь в 2003-м, почти через 15 лет после катастрофы, Ливия начала выплаты компенсаций семьям погибших. На тот момент страна находилась под санкциями, и поступление денег на счета людей помогло ей избавиться от экономических ограничений.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.