Константиновский завод металлургического оборудования (КЗМО), который является важнейшим в стране предприятием по цветной металлургии, уже несколько лет находится в эпицентре скандала.
Константиновский завод металлургического оборудования (КЗМО), который является важнейшим в стране предприятием по цветной металлургии, уже несколько лет находится в эпицентре скандала.
Два конечных бенефициара завода - Алексей Чилкин и Владимир Скубенко - пытаются подмять под себя КЗМО, чтобы и дальше иметь возможность в полной мере использовать его как площадку для своих схем, прокладок и скруток. К примеру, используя завод, они буквально за копейки получили разрешение на добычу мела на одном из участков на Донбассе.
Vesti.ua рассказывают, как легендарный металлургический завод используют в своих целях его же конечные бенефициары.
Владимир Скубенко, судя по всему, участвует в махинациях, связанных, в том числе, и с тендерами. В апреле 2021 года Госслужба геологии и недр выставила на продажу разрешение на двадцатилетнее пользование недрами на участке Маяковское-2, которое находится около Славянска. Начальная цена была объявлена в размере 2,3 млн гривен. Хотя площадь месторождения довольно внушительная – 41,21 га.
В аукционе участвовали две компании одного собственника, то есть по сути – один участник. Заявки на участие подали завод “Экосплав” с предложением 2,43 млн и Константиновский завод металлургического оборудования – с 2,44 млн. Победителем стал КЗМО. Чиновники то ли случайно, то ли специально не придали значения тому факту, что и завод “Экосплав”, и КЗМО контролируются Скубенко. И такая цена явно не является рыночной – налицо завладение месторождением с использованием подставного лица так как конкурентом КЗМО на таких торгах выступила подконтрольная Скубенко Владимиру компания “Завод Экосплав”.
Этот участок – важнейшее месторождение мела на Донбассе. Первые геолого-разведывательные работы там провели еще в 1960-х. Тогда были утверждены запасы мела в размере 20 млн тонн. В 1970-х была произведена доразведка месторождения с приростом запасов мела на 2,2 млн тонн (за счет увеличения площади месторождения). А уже в 2017 году была проведена повторная геолого-экономическая оценка остаточных запасов месторождения с их полным перерасчетом. По новым расчетам, объем запасов был определен в размере 13 млн тонн, то есть почти в два раза меньше, по сравнению с ранее утвержденными цифрами.
При этом в советское время была проведена огромная работа по разведке и определению запасов месторождения, а 50 % площади месторождения (460 х480 м) уже раскрыта. Исходя из первоначальной цены спецразрешения следует, что стоимость всех этих ранее проведенных работ и более десяти миллионов тонн мела определена чиновниками в размере всего лишь 2,24 млн. грн.
Получив месторождение по такой низкой цене, экс-нардеп может неплохо заработать – мел можно использовать для производства извести, стекла, в керамической и других отраслях промышленности (в химической, для производства цемента и т .д.), в строительстве и ремонте зданий и сооружений.
Отдельный вопрос касается экологии - до сих пор не была проведена оценка влияния такой добычи мела на окружающую среду – Скубенко, в соответствии с законодательством, не имеет права добывать мел без нее. Общественность должна быть уверена, что такая добыча не приведет к экологическим проблемам.
К слову, фирма Скубенко в Македонии владела концессией на эксплуатацию месторождения меди Казандол и двумя концессиями на детальные геологические исследования месторождений Петрошница и Плавуш. Но в 2018 году правительство Северной Македонии в одностороннем порядке аннулировало такую концессионную сделку, так как были подняты населением экологические проблемы, связанные с добычей меди. Аннулируют ли такой договор на Маяковском, если окажется, что добыча там опасна для окружающей среды? Маловероятно.
До 2013 года у КЗМО было три учредителя: ООО "Международный институт проблем управления и финансовых рисков" с долей в 46,35%; компания "Сардич", Лондон, с долей 19,9%; компания "ЭмСи Коппер Индастриал ЛТД", Никосия, Кипр, с долей 33,75%. Первыми двумя компаниями владеют экс-нардеп Владимир Скубенко и предприниматель Алексей Чиликин.
В результате ряда незаконно проведенных общих собраний участников ООО "КЗМО", на одном из которых был увеличен уставный капитал общества, и доля компания "ЭмСи Коппер Индастриал ЛТД" сократилась с 33,75% до 1,8085%, после чего ее исключили из состава участников и зафиксировали изменения в Едином госреестре юрлиц - как затем установил суд, незаконно.
Весной 2019 года кипрская компания решила отстаивать свои права в суде, но Владимир Скубенко не собирался сидеть сложа руки - чтобы затянуть дело, он прибегнул к помощи давнего товарища - главы Государственной судебной администрации Украины Зеновия Холоднюка.
Первая инстанция отказала "ЭмСи Коппер Индастриал ЛТД" в удовлетворении заявления об аресте украденной доли. И только апелляция и кассация были в ее пользу. Выиграла компания и в хозяйственном суде Донецкой области: 16 сентября 2019 года он удовлетворил ее иск, решения общего собрания участников ООО "КЗМО" были признаны недействительными, а исключение из числа участников ООО "КЗМО" - незаконным.
Но праздновать победу было рано, поскольку исками в суд один из оставшихся участников ООО "Международный институт проблем управления и финансовых рисков" (конечным бенефициаром которого является Владимир Скубенко) заблокировал возобновление корпоративных прав компании "ЭмСи Коппер Индастриал ЛТД". Ее доля была арестована.
В январе 2020 года определение хозяйственного суда города Киева об аресте доли компании было отменено постановлением Северного апелляционного хозяйственного суда, по факту вынесения незаконного решения Высший совет правосудия открыл дисциплинарное производство против судьи хозяйственного суда Киева.
В марте 2020-го Северный апелляционный хозяйственный суд удовлетворил иск “ЭмСи Коппер Индастриал ЛТД”, в котором компания заявила, что ее незаконно исключили из участников общества и потребовала восстановления ее права на долю в уставном капитале “КЗМО”, а 26 февраля 2021 года Верховный суд рассмотрел кассационную жалобу компании “Сардич”, отменил постановление САХС от 02.03.2020 и отправил дело на рассмотрение в суд первой инстанции.
Скубенко и Чиликин, несмотря на все решения суда, продолжают заправлять легендарным заводом, используя его, в том числе, и для собственной неправомерной выгоды.
К примеру, в апреле 2021-го в санкционный список СНБО попала мариупольская компания “Роланд Импекс” – известно, что с апреля 2020-го ее основным видом деятельности является производство меди. С 18 августа 2020 года по 19 марта 2021 года компания отгружает медные аноды (почти 7 тысяч тонн) на сумму 1,6 млрд гривен на адрес компании "НВП "Металлургический ресайклинг" (НВП МР), зарегистрированной в Константиновке по тому же адресу, где расположен Константиновский завод металлургического оборудования.
На этом взаимоотношения двух константиновских предприятий не заканчиваются – медные аноды, полученные от мариупольской фирмы, “Металлургический ресайклинг” перепродает своему арендодателю – КЗМО. То есть КЗМО покупает медные аноды не у мариупольской компании, а у фирмы НВП МР, которая обитает на его территории. Причем оба предприятия управляются из одного центра, так как оба они фактически подконтрольны бывшему нардепу Скубенко и Чиликину. КЗМО является своеобразной “прокладкой” между заводом и поставщиком товара с признаками фиктивности.
Сложно поверить, но из документов следует, что КЗМО оказывает услуги по изготовлению медных анодов из давальческого сырья вот той самой мариупольской компании "Роланд Импекс", которая их потом продает фирме НВП МР, которая, в свою очередь, перепродает их КЗМО. Такой кругооборот анодов приносит собственникам завода доход в размере более миллиарда гривен. При этом, в некоторые дни, согласно документам, завод отгружал до 100 тонн продукции в день в адрес мариупольской компании. Есть вероятность того, что никто не возил медные аноды ни в Мариуполь, ни из Мариуполя и, возможно, аноды и вовсе не производились.
Так как против “Роланд Импекс”, которая была активно включена в схемы с медью, СНБО ввел санкции, на горизонте появляется новый поставщик все тех же анодов – ООО "Петра Росса", зарегистрированная на подставное лицо. Новый поставщик медных анодов, которые через НВП МР попадают, по документам, на КЗМО, пока не попал в санкционный список, а если его и включат туда, то на замену придет следующий такой же поставщик. Секретарь СНБО Алексей Данилов рассказывал, что вопрос обхода санкций сейчас прорабатывают в Кабинете министров. Однако то, что список подсанкционных предприятий появился в Сети за несколько дней до указа президента, указывает на то, что власти дали сигнал таким предприятиям. Поэтому их могли успеть переоформить, лишь немного потеряв в деньгах.
Компания “Петра Росса” покупает газ, который в ходе перепродажи по документации превращается в медные аноды – за период с 28 апреля по 20 мая 2021 года компания покупала исключительно сжиженный газ, при том что за это же время, в соответствии с документами, компания поставила 312,35 тонн медных анодов на общую сумму 100,1 млн грн компании, подконтрольной тем же Скубенко и Чиликину, "Научно-производственное предприятие "Металлургический ресайклинг".
Эта схема – не что иное как яркий пример классической “скрутки”. Знают об операциях, именуемых “скрутками”, и высокопоставленные чиновники. Предназначены “скрутки” для того, чтобы "генерировать" фиктивный налоговый кредит по НДС и продавать его предприятиям реального сектора экономики, которые платят "обнальщикам" за услуги определенный процент от суммы “скрутки”. А главное, “скрутки” позволяют предприятиям реального сектора экономики уменьшать свои платежи в бюджет по НДС и налогу на прибыль.
То есть, Скубенко и Чиликин долгое время “обрабатывали” завод для того, чтобы превратить его в том числе и в механизм для увеличения личной (и часто незаконной прибыли). Теперь же они взялись еще и за другие важные участки для добычи в стране, забыв при этом о экологическом состоянии региона, которое может ухудшится в процессе работы там.
По сути, КЗМО, которое экс-нардеп и предприниматель постоянно втягивают в свои не совсем законные схемы, рискует не только потерять прибыль и оказаться в эпицентре расследований правоохранителей, но и обанкротиться. Суды тянутся и по сей день – до развязки еще далеко, поскольку законодательство несовершенно, а судебная система Украины работает неэффективно. В таких условиях ситуации, когда посредством разнообразных схем одни акционеры лишают долей других, случаются все чаще.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.