Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости ЧП, криминал

Чем отличается госизмена Сафронова от банального шпионажа

Объясняю без сложных терминов

Представьте, что ваш друг работает на военном заводе. И вот однажды за рюмочкой чая, он сдуру рассказывает вам про новейшую секретную бомбу, способную превратить целую Германию в Сомали, или даже в маленькую версию Сахары.

Вы, оказавшись под впечатлением, подробно рассказываете об этом оружии у себя в социальных сетях, после чего о секретной разработке узнают тысячи людей, в том числе и в армии США.

ВОПРОС: будут ли ваши действия считаться государственной изменой? А разглашением государственной тайны? И чем это все отличается от шпионажа?

Давайте разбираться.

Говоря по-простому, все преступления можно разделить по степени общественной опасности. Есть, самые пустяковые преступления, типа побоев. Есть чуть опаснее – причинение легкого вреда здоровью, например. Потом идет средний вред здоровью, тяжкий... Еще выше стоит убийство.

Но и убийство – не вершина этой пирамида. Терроризм считается еще более опасным преступлением. Например, по самым тяжким убийствам УК предусматривает от 8 лет до пожизненного, а за самые серьезные случаи терроризма – уже от 15 лет до пожизненного.

Впрочем, срок наказания – не единственное, что отличает "серьезность" преступлений. Так, например, делом о побоях может заниматься всего один полицейский и сложность процедур там – минимальная.

Убийствами занимается уже Следственный комитет. И сложность процедур там гораздо более высокая, чем при побоях или краже. За терроризм отвечает еще более "мощная" служба – ФСБ. И занимается такими преступлениями – не один человек, а целая группа. Можно даже сказать сеть людей по всей стране.

С этой точки зрения, самыми серьезными, самыми тяжкими и опасными преступлениями являются преступления против государственной безопасности. Например, это:

– Государственная измена (ст. 275 УК)
– Шпионаж (ст. 276 УК)

Наказание за такие преступления – от 12 до 20 лет. А количество задействованных в расследовании людей – не имеет равных ни с одним другим преступлением. Ими занимается не просто группа, а целая служба – контрразведка ФСБ. Также ей помогают другие государственные службы. Процесс оперативной разработки может длиться годами и десятилетиями.

Серьезность таких преступлений объясняется тем, что при убийстве, например, жертвами становятся один или несколько человек, а вот государственная измена может привести к гибели тысяч и даже миллионов наших сограждан в ближайшем военном конфликте.

Просто представьте, как изменился бы ход ВОВ, если бы противник прекрасно бы знал о всех наших наступлениях, о распределении сил, об устройстве новейших образцов оружия и т.д.

Но чем госизмена и шпионаж отличаются друг от друга?

Очень просто. Если передачей данных противнику занимается гражданин России – то это госизмена (ст. 275 УК). А если то же самое делает иностранный гражданин – это шпионаж (ст. 276 УК).

То есть, здесь отличие именно в том, КТО совершил деяние. Причем, шпионаж считается чуть менее тяжким, чем госизмена (можно получить меньший срок или даже выйти по программе обмена шпионами).

Но вернемся к нашему примеру из начала статьи

Будут ли считаться ваши посты в соцсетях с секретной информацией – государственной изменой?
Ответ однозначный – НЕТ.

Для того, чтобы стать изменником нужно выполнить сразу несколько условий:

1. Быть завербованным иностранными спецслужбами

Вербовка – сложный процесс. Какое-нибудь там ЦРУ или МИ-6 могут "убедить" вас работать на себя путем шантажа, подкупа или даже из идейных соображений. Если вы НЕ завербованы иностранными разведками – вы НЕ можете стать госизменником. То есть, в нашем примере ни вы, ни ваш пьяный друг с завода – не завербованы. А значит, вы оба не госизменники.

2. Передавать информацию нужно именно этим службам, которые вас завербовали

То есть, посты в соцсетях, или разговоры с друзьями, или даже крики на улице с разглашением важных сведений – это не государственная измена. Измена – это если вы передаете данные непосредственно иностранной разведке (или другой подобной службе).

3. Секретная информация должна была попасть к вам строго по службе, работе или учебе

То есть, если вы услышали секретную информацию от пьяного друга или прочитали ее в интернете – это не считается. А вот для вашего друга, который получил секретную информацию на работе – это считается. Но государственным изменником его все равно назвать нельзя (по первым двум пунктам).

Короче, если очень упрощенно, госизмена – это когда вы целенаправленно помогаете другой стране, для того чтобы нанести удар по безопасности России. Это не "случайно сболтнуть", а действовать осознанно и умышленно.

Так за что же вас с вашим другом можно наказать?

Как видно, ни госизмена, ни тем более, шпионаж – вам не подходят. Единственное, за что можно подтянуть вашего друга – разглашение государственной тайны (ст. 283 УК).

Но вас даже и по этой статье наказать нельзя, т.к. здесь тоже важен способ получения секретной информации. Вы также должны получить ее по службе, работе или учебе. Вот ваш друг получил информацию на работе и потому его можно наказать за разглашение.
Вы же получили информацию на кухне, а потому – разглашение государственной тайны вам приписать нельзя.

Кстати, наказание для вашего друга – не очень суровое. В самом лучшем случае – это арест (даже не колония) на 4-6 месяцев. В самом худшем – лишение свободы до 4 лет. Но это надо, чтобы его болтливость привела прямо к тяжким последствиям для государства.

Так что там с Сафроновым?

Как видите, совершить измену Родине – это не то же самое, что просто кому-то что-то ляпнуть по пьяне. И даже не просто что-то рассказать иностранному послу. Это куда более сложное преступление, и раз Сафронова задержали, это значит, что у ФСБ уже есть факты, подтверждающие:

– Вербовку Сафронова
– Передачу данных непосредственно иностранным спецслужбам
– Получение Сафроновым этих данных по работе

Раньше, чем будут собраны все эти "составляющие", ни шпионов, ни изменников Родины, не задерживают, чтобы не вспугнуть, и не вскрыть свои методы разведки.

За шпионами и предателями следят, порой, по 10-20 лет, прежде чем попадается нужный момент для их задержания. Это объясняет, откуда уже на момент ареста Сафронова у ФСБ имелось 7 томов уголовного дела. Их собирали с 2012 года.

Так что все крики про "Отпустите, не виноватый он!" – чепуха. Ни разу за всю историю существования, Контрразведка ФСБ ни ошибалась при выявлении предателей и шпионов. Это, извините меня, не кража курицы и даже не убийство.

отсюда


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.