- Подъем, тревога! - подгоняет своих оперативников ввалившийся в кабинет УУР МВД Республики Дагестан замначальника розыска.
- Подъем, тревога! - подгоняет своих оперативников ввалившийся в кабинет УУР МВД Республики Дагестан замначальника розыска.
- Что случилась? – слышатся вопросы.
- В школе сходняк. Все воры собрались. Мы их там сейчас и прихлопнем!
От здания МВД отъезжают легковые машины с оперативниками и старенький автобус. На всех парах мчатся через Махачкалу. Тормозят у ограды школы. Вижу, как оттуда отчаливает и начинает набирать скорость иномарка.
- Стоять! – радостно орёт опер, выскакивая из автобуса и с какой-то беззаботной щенячьей радостью посылая в машину длинную очередь.
Любят в тех местах это дело – всласть пострелять из автомата.
Иномарка не тормозит, а только прибавляет ходу. Но её неполадку тормозят перекрывшие улицу машины. Опера вытряхивают хозяина из салона. Оказывается, это местный житель, насчёт воровского схода не в курсе – просто мимо проезжал. Пытался скрыться с испуга. Испугаешься, когда по тебе шмаляют из автомата. К счастью, никого не убили – и ладно. Надо дальше работать.
Заскакиваем на территорию школы. Лето, каникулы, дети все отдыхают. И школу облюбовали воры для сходняка.
Картина идиллическая. На ящиках гордо возвышается Алик Махачкалинский – вор в законе, смотрящий за Дагестаном. Такой смазливый мачо в роскошном белом свитере. Вокруг на корточках расселась его шобла – в основном молодые ребята. Они ему внемлют, а он вещает. Прям Тайная Вечеря. Одухотворённое зрелище.
Милицию они, понятное дело, не ждали. Опера берут их за шкирки и начинают заталкивать в автобус. Смачные пинки по мягким местам, подзатыльники.
Огромный, зверского вида оперативник встряхивает молодого воришку:
- А ты чего здесь делаешь, малохольный?
- Огород пропалываю, - зло зыркнув на опера, отвечает воришка.
Забили ворьём целый автобус и отправили его в Министерство на разборки, допросы, дактилоскопирование и фотофиксацию.
Сходняк был внеочередной и посвящён вопросам выработки линии поведения в резко меняющейся политической ситуации. Год на дворе 1992. Республика кипит. Недавно на её территории взорвали два пассажирских поезда – тридцать убитых. В Кизилюрте после ареста членов Народного фронта Дагестана имени Имама Шамиля вооружённая толпа ворвалась в райотдел, а потом до кучи захватила прибывшего на переговоры прокурора Махачкалы. Отпустили заложников только после освобождения экстремистов, теперь личный состав райотдела угрожает забастовкой в связи с тем, что им не дали разоружить боевиков. Что ни день, то покушение – то на председателя правительства республики, то на министра. Введено чрезвычайное положение. Вот ворам и надо было рассудить, как выживать в изменчивом и неуютном мире чрезвычайных положений и террористических актов.
А тут ещё и чисто воровские проблемы накопились. Время буйное, приватизация, растаскивание госимущества, аферист стал ценным членом общества, воровать стало престижно. Ну как тут ворам не подсуетиться? Они и заявили о себе, начав претендовать на кусок пирога. Кончилось тем, что спортсмены-борцы и бандиты, которые держали денежные потоки в Республике, согласились приехать с ворами на стрелку. Воры прибыли расхлябанные, пальцегнутые все такие, на «Жигулях». И тут останавливаются «джипы», оттуда вылезают громилы в бронежилетах и с автоматами. Уложили авторитетов на землю и сказали:
- Воры – так воруйте. А в бизнес к честным людям не лезьте. В следующий раз расстреляем.
Вот так кормовая база воровского мира Республики схлопнулась сразу во много раз – ни тебе Рио-де-Жанейро, ни белых штанов и миллионов в чемодане. Пришлось возвращаться к привычному роду деятельности – воровать.
С горя Алик подбил дагестанские зоны на два бунта, но счастья ему это не принесло - ОМОН жестоко подавил выступления, однако авторитет укрепило. Опять стоял проклятый вечный вопрос – где деньги брать? Где их много? Что для горца дороже всего? Скакун – железный конь.
И развернулись воры на этой почве широко так, с толком и расстановкой. Пошли валом автомобильные кражи. И весь Дагестан знал – машину украли, в милицию не иди. Иди к Алику, он за треть стоимости твою машину вернёт. Это уже были не обычные кражи, а отлаженный бизнес.
Кстати, эта технология возврата машин за треть стоимости потом пошла по всей Руси Великой. Видел я этих возвращальщиков и в Питере, и на Дальнем Востоке. Треть, четверть стоимости, фиксированный платёж. Баловались этим и воры, и расплодившиеся на этой почве частные сыскные компании. И даже менты – те, потупившись, брали сумму с видом "жизни не жалели, возвращая твоё железо, пули свистели". На самом деле всё просто – ты знаешь, кто крадёт, и знаешь, как с ним говорить. Все же вокруг свои, люди-братья. Устраиваешь дело. И всем хорошо. У потерпевшего снова его родная машина, у воров и посредников – живые деньги. Уголовного дела при этом нет или оно забрасывается в дальний угол как нераскрытое.
Хуже, когда в больших городах работают залётные, непрофессионалы, и на них нет выхода. Тогда за треть стоимости не вернёшь машину. И вообще ничего не вернёшь. Если ты, конечно, не представитель Президента в регионе.
Помню, в одной области на Западе России подлые бандиты в безлунную ночь увели навороченную новенькую машину у самого представителя президента! Его друг и верный слуга начальник РУБОП рванул рубаху на груди со словами:
- Найдём! Всю братву на уши поставим! Чтоб знали, на кого прыгнули!
Первый мирный заход с вопросом – «где тачка?» ни к чему не привёл. Как в анекдоте учительница спрашивает:
- Дети, кто взял Бастилию?
- Мы не брали!
Вот вся братва и отморозилась от этой тачки. И никакие омоновские грубости и оперативные хитрушки не помогали.
Начальник РУБОП был явно не Шерлоком Холмсом, в оперативных моментах человек мало подкованный. Однако обладал агрессивной настырностью и непоколебимой упёртостью. Собровцы и опера пригнали тумаками в его кабинет паханов основных шаек, специализирующихся на кражах машин.
- Будете сидеть, сучки трухлявые, в моём кабинете, пока машину такому человеку не вернёте!
Братва полковника знала хорошо. Вот только не знала, где машина, поэтому сидеть рассчитывала в этом кабинете до пенсии или голодной смерти.
Но долго это не продлилось. Ситуация разрешилась просто. Братва нашла точно такую же новенькую машину, перебила на ней номера и вернула представителю Президента. И как бы все довольны, все пляшут и поют – кто Мурку, а кто «Наша служба и опасна и трудна»…
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.