Было это в конце 90-х. На заводе уже 11 месяцев не платили зарплату. Все, кто не боялся потерять работу, давно уволились, я же всё тянул - бросать работу конструктора, о которой мечтал всю жизнь, было безумно жаль.
Было это в конце 90-х. На заводе уже 11 месяцев не платили зарплату. Все, кто не боялся потерять работу, давно уволились, я же всё тянул - бросать работу конструктора, о которой мечтал всю жизнь, было безумно жаль.
Перебивался "левыми" заработками: ремонтом импортной техники для "новых русских" (или "новых украинцев"?), и нестандартной электроники, за которую никто другой не брался (осциллограф для молокозавода, измеритель аустенита для НКМЗ и т.п.)
В конце концов, стыдно стало смотреть в глаза детей, которым кроме самого необходимого хотелось ещё хоть что-то, а я не мог их побаловать ничем. Плюнул, спрятал диплом поглубже, и устроился слесарем КИП на ТЭЦ. Там ещё платили, хотя бы бартером. И побольше, чем заводские оклады.
Работа понравилась. Кроме того, что платят (6-й разряд, неплохо!), ещё и мозги включать почти не надо, лёгкий физический труд - сказка! Зашёл как-то на завод к бывшим коллегам, они спросили, сколько я получаю, я сдуру и ответил. И... был поражён нехорошими, завистливыми взглядами. Они их пытались скрыть, но заметно же... Хотя когда предложил такую же работу паре толковых парней, у которых не только головы, но и руки из правильного места росли, оба отказались. Им лучше без денег и голодными, но без грязи и в белых халатах...
И вот однажды, как раз перед новогодними праздниками, ударили сильные морозы. Минус 20, а ночью и больше. И тут... кто-то отключил газ на ТЭЦ. Якобы за долги. В те времена угля на складах не было, хотя котлы и угольные, топили только газом. В верхах страны полная неразбериха, чей газ, кому платить - непонятно. На вопрос директора по телефону - "Чей газ", ехидно ответили "российский". Явное вредительство, но что делать? В такие морозы отключить отопление - это смерть городу. В том числе и нашим квартирам, если уж совсем честно. Правда, мой спальный район отапливался от другой котельной, и я хотя бы дома не мёрз, но это уже подробности.
Тем более что печальный опыт был не так давно, несколько лет назад, в Алчевске Луганской области. Там тоже была авария, слить воду из труб не успели, да и не везде это возможно, трубы порвало, а когда стало холодно в квартирах, люди начали включать электрокамины. Где-то сработала автоматика и погас ещё и свет, где-то начались пожары, люди прыгали из окон, разбивались, ломали ноги и позвоночники... Массовые простуды и воспаления лёгких, толпы в поликлиниках, о детях и говорить не хочется... Город мёрз до конца зимы, заменить порванные трубы смогли только летом.
Газ в конце концов дали, но хотя котлы остались целыми, датчики, без которых котёл работать не может, разморозило (внутри датчиков - вода, параметры которой надо измерять), а это работа нам, киповцам.
Тут надо сказать, что паровой котёл - штука очень серьёзная, на этом фото
здание по центру справа - оно самое, высота его - 45 метров (если прикинуть жилой дом по 3 метра на этаж, то выходит 15 этажей. И высота котла ненамного меньше, а ещё в нём температура пара 540 градусов, и давление под 120 атмосфер. Без строгого контроля уровня воды в барабане котла, давления и температуры пара котёл запускать чревато, а датчиков нет. Уровень воды настолько важен, что на котле стоит аж три одинаковых прибора. На случай, если один из них начнёт врать, было ясно - какой именно.
Датчики давления и уровня - древние, массивные, по 48 кг штука (а что вы хотите при таком давлении?).
На складе есть датчики поновее, ДМ-3583, но у них другое подключение, надо варить переходники.
Один котёл всё-таки запустили на свой страх и риск, вопреки всем инструкциям, полагаясь на опыт машинистов котла, чтобы не разморозить хотя бы жилые дома. За уровнем воды следил человек по водомерному стеклу, сидя на верхотуре, на сквозняке у котла. Почему сквозняк? Горячий цех, там жарко всегда, и зимой, и летом, особенно наверху. И ремонтники, которые там работали иногда, давно разбили стёкла в окнах, чтобы было чем дышать. Никто их и не стеклил за ненадобностью, да и добраться к ним на высоте непросто.
А тут, при неработающих котлах и морозе на улице, в эти окна врывались тучи морозного воздуха с паром, хорошо видимые снизу.
Директорам заводов позвонили сразу, предупредив об аварии. И если главный инженер НКМЗ спросил, чем он может помочь, то директор моего бывшего завода, КЗТС, подал в суд за нанесённый ущерб, не почесавшись даже слить воду из заводских труб. Ничего у него не получилось, форсмажор не осудишь, но где были его мозги? Просили же слить.
На НКМЗ попросили кокс для таганков, хоть как-то обогреть места установки датчиков. Впечатляющая была картина ночью: полумрак (часть лампочек полопалась почему-то), людские тени и светящиеся красным таганки. Вспомнились фильмы об эвакуированных заводах во времена Великой отечественной, вот уж не думал, что на себе такое испытать придётся...
Не знаю, как другие работали, а нас, киповцев, мастер поделил на две смены по 12 часов каждая. В таком режиме работали неделю, пока не восстановили все котлы. В помещениях в первые дни, пока не запустили котёл и не отогрели "прихватившие" трубы, тоже мороз, понятное дело, погреться можно только у таганков. Поесть горячее? Это дома, тут бутерброды с чаем, столовая ведь тоже не работает. Городской транспорт в те годы тоже ходил не очень, всё больше пешком, первый и последний раз слегка обморозил физиономию в Краматорске :)
Но город почти не пострадал, всё получилось...
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.