Исчезновение президента Интерпола Мэн Хунвэя уже назвали скандалом месяца. По мнению эксперта, действия властей КНР доказывают, что в этой стране «неприкасаемых» нет.
Исчезновение президента Интерпола Мэн Хунвэя уже назвали скандалом месяца. По мнению эксперта, действия властей КНР доказывают, что в этой стране «неприкасаемых» нет.
Французские СМИ рассказали об исчезновении президента Интерпола Мэн Хунвэя пятого октября. Выяснилось, что он не выходил на связь с 29 сентября. Анализ иностранных СМИ помогает приблизиться к пониманию того, что произошло. Руководство Интерпола очень старалось не разглашать информацию о том, что Хунвэй исчез. Прокуратура города Лиона начала расследование происшествия.
Благодаря этому стало известно, что 64-летний глава Интерпола поехал в командировку из Франции в Китай. Как только он пересек границу, то перестал выходить на связь. Правда, с женой ему удалось связаться. Она рассказала агентству AР, что он прислал ей СМС со словами «Жди моего звонка», а спустя четыре минуты после этого – эмодзи ножа. Женщина считает, что так муж хотел предупредить ее об опасности. Позже стало известно, что Хунвэя задержали китайские власти.
Гонконгская газета «Саут Чайна морнинг пост» написала о том, что президент Интерпола был задержан сразу же по приезде в Китай.
Что будет с Интерполом
В Интерполе довольно сухо ответили на запрос СМИ о подробностях этой истории. В частности, на просьбу ТАСС раскрыть обстоятельства исчезновения Хунвэя в организации указали на то, что этим делом должны заниматься правоохранительные органы Франции и Китая. Кроме того, Интерпол в связи с задержанием Хунвэя не будет выбит из колеи, поскольку он является президентом, а основной деятельностью органа занимается генеральный секретарь, который отвечает за повседневную работу.
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников высказал убежденность, что на работу международной правоохранительной организации арест ее китайского президента никак не повлияет.
«Я не думаю, что этот арест сильно скажется на международном имидже этой организации. Интерпол Интерполом, а китайская внутренняя политика касается только Поднебесной. Это может сказаться на возможности лоббирования Китаем своих представителей на высокие должности в других международных организациях. Опять же, это будет соразмерно той величине, какое принимает участие Китай в тех или иных интернациональных организациях. Там действует правило, кто платит деньги, тот и заказывает музыку, а эта страна достаточно серьезно вкладывается», - указал на отсутствие серьезных последствий этой истории эксперт.
Почему задержан Мэн Хунвэй
СМИ сразу выдвинули версию о том, что задержание президента Интерпола произошло в связи с его коррупционной деятельностью. В частности, есть сведения, что он мог содействовать одной из фирм, которые занимаются киберпреступностью, во время заключения контрактов.
Напомним, Мэн Хунвэй, который получил должность президента Интерпола в 2016 году, занимал на момент задержания также пост главы министерства общественной безопасности (МОБ). Это очень влиятельное ведомство, которое можно сравнить с европейскими внешнеполитическими ведомствами. Кроме того, Хунвэй до недавнего времени являлся членом коммунистической партии.
Эта история, считает Дмитрий Солонников, говорит о том, что Китай демонстрирует традиционно жесткую позицию относительно правонарушителей.
«Китай демонстрирует важный принцип, что неприкасаемых нет. Даже директор Интерпола, человек, который представляет Китай на международной арене, который должен был бы являться новым образом Китая, интегрирующегося в международные институты, даже этот чиновник не является неприкасаемым», - отметил тенденции КНР специалист.
Пока в европейской части Земли поднималась шумиха вокруг этого происшествия, в Китае царила тишина. Только восьмого октября стало известно, что произошло с Мэн Хунвэем. МОБ КНР распространило сообщение, в котором говорится, что Мэн Хунвэй подозревается в получении взяток и совершении других преступлений. Обстоятельства всех дел расследует государственный надзорный комитет. Проверки будут проведены и в отношении сообщников теперь уже бывшего президента Интерпола, сообщили в ведомстве.
Известно, что глава Интерпола Мэн Хунвэй подал заявление о своей отставке. Кроме того, его исключили из партийного комитета министерства общественной безопасности. А это, говорят те, кто знаком с китайскими партийными делами, практически приговор.
На фотографии, приведенной ниже - раздел официального сайта Интерпола, посвященный его президенту Мэн Хунвэй. В тексте перечислены его достижения, а также обозначено, что он выполнял свои обязанности до октября 2018 года.
Пропажа Мэн Хунвэя стоит в одном ряду с исчезновениями других высокопоставленных лиц, причем из иностранных государств. Официальных лиц задерживали во время поездок по личным и профессиональным делам, закрывали под замок и допрашивали. Иногда ограничение свободы растягивалось на несколько месяцев. Хотя, нужно отметить, что задерживались только выходцы их Китая.
Борьба с коррупцией в Китае
Коррупция в Китае была всегда и имеет древние, глубокие корни и традиции. Поэтому война с мздоимством в этой стране велась всегда в разных формах. Но когда к власти пришел Си Цзинпин борьба с коррупцией стала беспрецедентно широкой, в ней появились и свои особенности.
В начале 2000-х годов в антикоррупционной деятельности государственных органов появились новые тенденции. Во-первых, в этот период экономика страны пошла на спад, а значит использование служебного положения стало даже не столько неправомерным, сколько преступным с моральной точки зрения. Кроме того, с развитием Интернета и социальных сетей резонансная информация стала распространяться практически мгновенно. В такой ситуации изображать верность Коммунистической партии (КПК) стало очень непросто.
В условиях поражающей воображение коррупции невозможно сохранять доверие к КПК. Это осознал Си Цзиньпин, пришедший к власти три года назад. Он объявил широкомасштабную кампанию по борьбе с коррупцией. Одна из ее особенностей – всеобъемлющий характер. За продажность судят всех: как говорят в Китае, «и тигров, и мух», то есть, и высокопоставленных, и мелких чиновников.
«Такой ход событий и такое задержание трудно было себе представить при любом другом китайском руководстве. Видимо, только Си Цзиньпин готов сейчас проводить аресты на столь высоком уровне, со всеми вытекающими рисками на международной арене от таких действий. Борьба с коррупцией поставлена на такую высоту, что ни смотря на все минусы, на такой арест пошли. Это беспрецедентный случай даже для Китая с его практикой борьбы с коррупцией, которой несколько тысяч лет», - указал на уникальность нынешнего антикоррупционного курса Дмитрий Солонников.
Что грозит бывшему президенту Интерпола
Перед наказанием за коррупционную деятельность в Китае проводится процедура низложения. Сначала проводится разбирательство, после которого чиновника уличают в разного рода коррупционных деяниях. Это может быть растрата, нарушение партийной дисциплины, аморальное поведение. В зависимости о степени тяжести правонарушения госдеятелю выносят выговор, понижают в должности, или вовсе снимают с занимаемого поста, исключают из партии.
Затем коррупционером занимается военная или народная комендатура: ему предъявляется обвинение, его арестовывают. Параллельно с этим идет подготовка к суду.
Самые частые обвинения – это взятки, растрата, злоупотребление властью, раскрытие партийных тайн, государственных секретов. В зависимости от суммы ущерба государству, наказание может вылиться в тюремное заключение до 10 лет. Если имеются отягчающие обстоятельства, то суд назначает смертную казнь. Однако поскольку приговор приводят в исполнение не сразу, за период ожидания при хорошем поведении обвиненного казнь может быть заменена пожизненным заключением.
Какая судьба ждет теперь уже бывшего президента Интерпола Мэн Хунвэя, станет известно после суда....
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.