По подсчетам ученых, через несколько десятков лет человечество будет производить более 11 миллионов тонн мусора в день, и тогда количество отходов в океане будет больше, чем общее количество рыб, в нем живущих.
Городские службы очищают от мусора каналы Амстердама.
Главным вопросом, которым должно задаться сегодня человечество относительно мусора - как превратить то, что не нужно в нужное, как преобразовать мусор в ресурс. Сегодня люди производят в 10 раз больше мусора, чем всего сто лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Еще через сто лет сегодняшние 3,5 тонны станут 11 тоннам мусора, которые каждый день будут перекочевывать на свалку. В среднем человек из Америки или Западной Европы выбрасывает за месяц столько мусора, сколько весит сам человек. При этом надо не забывать, что чем более развитая страна, тем более "суровый" ее мусор - на смену пищевым и органическим отходам приходят пластиковые изделия, техника и многочисленные упаковки.
Мусорные свалки в Джакарте.
Значит ли это, что чем крупнее город и чем более он развит, тем сильнее он загрязняет окружающую среду? Необязательно. Все упирается в то, как именно местные власти решают поступать с постоянно прибывающим хламом. В европейских и американских странах мусор исчезает из поля зрения людей сразу после того, как его выбрасывают, в то время как в других частях света, в частности в Индии и в некоторых странах Африки, люди вынуждены буквально жить среди гор мусора и делать его частью своей повседневной рутины.
Прессованный мусор валяется на свалках под открытым небом.
Однако свалки так или иначе существуют по всему миру. Испарения от отходов вредны для здоровья людей и для экологии в целом. Однако сжигание мусора также высвобождает вредные вещества. Есть ли выход из этого замкнутого круга? Разные города решают эту проблему по-разному. Так, например, Нью-Йорк и Сан Франциско начали программу “zero waste” ("без мусора"), сфокусированную на то, чтобы уменьшить количество мусора и увеличить процент его переработки.
В некоторых городах людям буквально приходится жить среди мусора.
В Амстердаме, например, существует несколько мусоросжигательных заводов, которые работают постоянно, да так, что мусор приходится даже завозить из соседней Великобритании - там подобных заводов нет, а голландские предприятия будут работать только на половину мощности, если будут сжигать только свои отходы. В магазинах Нидерландов отказались от пластиковых пакетов, перейдя на т.н. биологический пластик, который разлагается через 2-3 года. Самая большая проблема этой страны даже не химические отходы, а органические - голландцы выкидывают так много еды, что только одного хлеба в стране выкидывается более 400 000 буханок.
Свалка в Лагос на западе Африки.
Такое расточительство еды свойственно не только Нидерландам, а всем странам, в которых закон обязывает утилизировать нераспроданную еду. Магазины, супермаркеты, пекарни и рестораны в конце дня просто выбрасывают все, что осталось нераспроданным, упаковывают еду в пластиковые пакеты, так что даже у органических, по сути, отбросов почти нет шансов разложиться без проблем для окружающей среды.
Многие свалки уже давно переполнены и представляют собой многометровые наслоения различного мусора.
В Токио, например, в пределах города находится более 20 мусоросжигательных заводов, которые сжигают именно такой - органический - мусор. На этих заводах установлены многочисленные очистные фильтры, так что они не загрязняют окружающую среду.
Крытая свалка в Нью-Йорке.
Каждая страна пытается решать данную проблему по-своему (или не решает ее вовсе), но ученые со всего мира сходятся в одном: если ничего не делать уже сегодня, следующие поколения столкнуться с тем, что мусор будет буквально покрывать большую часть планеты.
К переработке мусора в Сан-Паулу привлекаются бездомные люди, что становится частью их интеграции в общество.
По материалам washingtonpost.com