Николай Обиход по-прежнему считает доказанным, что Лазаренко отдал ЕЭСУ монопольное право торговать в Украине российским газом, а взамен получал от Тимошенко часть дохода.
Николай Обиход по-прежнему считает доказанным, что Лазаренко отдал ЕЭСУ монопольное право торговать в Украине российским газом, а взамен получал от Тимошенко часть дохода.
Газовое прошлое Юлии Тимошенко, как и можно было ожидать, вновь всплыло аккурат накануне выборов президента Украины. «Атаку» начал нынешний президент пару дней назад, заявивший, что Тимошенко за свои прошлые «грехи» до сих пор на крючке у Генпрокуратуры России. Затем в Киеве прошла презентация документального фильма американского режиссера Бретта Алена «Украденный попкорн». Лента в конце прошлого года была показана в США, теперь дошло очередь до Украины, потому что главные «герои» фильма – два наших премьер-министра. Бывший – осужденный в США за финансовые махинации Павел Лазаренко, и нынешний – когда-то очень близкая к Павлу Ивановичу Юлия Тимошенко. Фильм рассказывает о мошеннических схемах, применявшихся Лазаренко и о причастности к ним Тимошенко (что она сегодня активно отрицает).
Как известно, в свое время в Украине махинации Лазаренко, а также деятельность корпорации ЕЭСУ, которую возглавляла Тимошенко, расследовала специальная следственная группа в ГПУ. Курировал ее деятельность в 1998-2002 г.г. замгенпрокурора Николай Обиход (ныне один из руководителей Всеукраинской общественной организации ветеранов силовых структур «Сила и Честь»). Позже его из ГПУ уволили, деятельность следственной группы свернули, а еще позже генпрокурор Святослав Пискун подписал постановление о закрытии всех дел против Тимошенко. Но сам Обиход по-прежнему считает доказанным, что Лазаренко отдал ЕЭСУ монопольное право торговать в Украине российским газом, а взамен получал от Тимошенко часть дохода. Эту свою позицию вчера Николай Обиход в эксклюзивном интервью прокомментировал для «Сегодня».
— Когда, по Вашему, началось сотрудничество Лазаренко и Тимошенко, и с чего оно началось?
— Сотрудничество Лазаренко и Тимошенко началось в середине 90-ых годов, когда он стал лоббировать интересы ее бизнеса, в частности корпорации «Единые энергетические системы Украины». Возможности для этого у первого вице-премьер-министра и затем премьер-министра Украины были неограниченные. Так, в интервью американской русскоязычной газете «Новое слово» еще в 1997 году сам Лазаренко сообщил: «За мной стояла структура, равных которой на Украине нет, «Единые энергетические системы».
О конкретных фактах содействия Лазаренко деятельности «ЕЭСУ» с использованием своего должностного положения можно рассказывать долго, ведь они неоднократно фигурировали в прессе и подтверждены документами. Скажу лишь, что именно Лазаренко обратился 8 ноября 1995 года к Министру обороны России с письмом, в котором предложил возложить на корпорацию «ЕЭСУ» выполнение программ поставок продукции украинских производителей структурам Минобороны РФ в зачет задолженности РАО «Газпром» по бюджетным платежам. Лазаренко обратился с этим официальным письмом еще за две недели до создания корпорации «ЕЭСУ», поскольку собрание учредителей, на котором было принято решение о создании ПФК «ЕЭСУ», состоялось 20 ноября, а зарегистрирована она 24 ноября 1995 года как правопреемник фирмы «КУБ». Напомню, что в итоге начатое таким образом сотрудничество «ЕЭСУ» с Минобороны РФ закончилось двумя уголовными делами в России. Одно из них – об исчезновении более 300 млн. долларов, перечисленных российской стороной по соглашениям с «ЕЭСУ», по которому к 5 годам лишения свободы был осужден высокопоставленный чиновник Минобороны РФ генерал Олейник.
Второе – дело о даче взяток должностным лицам Минобороны РФ, по которому уголовное преследование против Юлии Тимошенко было прекращено российской военной прокуратурой 26 декабря 2005 года по ее письменному согласию по не реабилитирующему основанию – в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. То есть, как разъяснил тогда же Главный военный прокурор РФ Савенков, по российскому законодательству она признана лицом, совершившим преступление.
Кроме того, Лазаренко, являясь первым вице-премьером Украины, обеспечил корпорации «ЕЭСУ» статус самого крупного поставщика российского природного газа украинским потребителям, предоставив ей наиболее выгодный рынок сбыта газа. Так, 30 ноября 1995 года – всего лишь через несколько дней после создания «ЕЭСУ» - руководство АО «Укргазпром» по указанию Лазаренко направило областным администрациям и руководителям предприятий письмо о том, что корпорация «ЕЭСУ» является собственником контракта на поставку в 1996 году российского газа в Украину в объеме до 20 млрд. кубических метров и АО «Укргазпром» подтверждает полномочия корпорации на заключение договоров на поставку газа украинским предприятиям и организациям, хотя на то время она в действительности не имела контракта с РАО «Газпром». По инициативе Лазаренко при установлении территориального принципа поставки природного газа за корпорацией «ЕЭСУ» были закреплены как за оптовым поставщиком Днепропетровская и Донецкая области, которые потребляли наибольшие объемы природного газа. Потребители газа в этих областях были обязаны закупать газ у «ЕЭСУ».
Можно долго рассказывать о том, как Лазаренко содействовал заключению контракта «ЕЭСУ» с РАО «Газпром» о приобретении российского природного газа, как с участием Лазаренко создавался и работал в интересах «ЕЭСУ» Украинский газоресурсный консорциум, как в интересах «ЕЭСУ» выдавались правительственные гарантии на оплату природного газа, поставляемого РАО «Газпром», и многое другое.
— В чем был интерес обеих сторон? Если Лазаренко получал от Тимошенко через ЕЭСУ деньги, то каким путем и в каком количестве?
— В настоящее время я являюсь частным лицом и поэтому не буду подменять собой руководителей Генеральной прокуратуры Украины, которые по таким сверхрезонансным делам, где речь идет о бывшем руководителе правительства нашого государства, должны непременно информировать общественность, Президента, парламент о решениях по вопросам, находящимся в центре внимания наших сограждан. И не под грифом «секретно», а прозрачно, гласно. Я не говорю о разглашении следственной тайны. Я говорю о принимаемых прокуратурой процессуальных решениях.
Вспомните, что Павел Лазаренко стал объектом расследований в нескольких странах, в результате которых он получил уже две судимости – в Швейцарии и США, чем надолго «прославил» нашу страну в глазах остального мира. На нем сосредоточено внимание мировой общественности как на человеке, который попал в список самых коррумпированных лидеров в мире, а поэтому келейное принятие каких-либо решений по нему и сокрытие их от общественности самым пагубным образом может отразиться на авторитете Генеральной прокуратуры и ее руководства. Ведь всем известно то решение, которое озвучил в начале 2005 года тогдашний Генпрокурор Украины Святослав Пискун — о прекращении уголовных дел против Юлии Тимошенко. То есть, в 2005 году было закрыто ГПУ и уголовное дело о даче Тимошенко взяток Павлу Лазаренко.
Я глубоко уверен, что это решение Пискуна является незаконным. Кстати, оно никогда не было подтверждено в законном порядке Верховным Судом Украины, как об этом говорит Пискун. В связи с чем оно принято и подписано Пискуном – уже рассказал общественности бывший соратник Юлии Тимошенко — Степан Хмара. Но до настоящего времени общественность в неведении – принято ли какое-либо решение Генпрокуратурой Украины по поводу получения Лазаренко указанных взяток. Генпрокуратура по этому вопросу почему-то безмолвствует. Ни одного сообщения ГПУ по этому вопросу с 2005 года не было, не освещался этот вопрос и на пресс-конференциях, в многочисленных интервью руководителей ГПУ, которых было за это время множество.
Считаю, что своим незаконным решением Пискун поставил последующих руководителей Генпрокуратуры Украины в незавидное положение: ведь если признано, что не было дачи взяток, то без дачи взяток нет и их получения. Разница лишь в том, что прекращение дела в отношении одного из лидеров «оранжевых событий» 2004 года Юлии Тимошенко на волне «послереволюционной» эйфории в 2005 году было воспринято общественностью, к сожалению, некритично, а если принимать такое решение в отношении всемирно известного одиозного Лазаренко, то от прокуратуры народ потребовал бы объяснений. Возник бы огромный скандал, в том числе и международный, учитывая масштабы международного правового сотрудничества по делу Лазаренко между многими государствами. И тогда бы выяснилось, что факт перечисления более 86 миллионов долларов с банковских счетов (распорядителями которых в тот период являлись Юлия Тимошенко и ее супруг) кипрской компании “Somolli Enterprises Limited” через счета оффшорных компаний Петра Кириченко на кодированные счета Павла Лазаренко в швейцарских банках все-таки имеет место, задокументирован и доказан, вот только ни Тимошенко, ни Лазаренко так и не объяснили аргументированно ни следствию, ни общественности, почему, на каком основании он получил эти многомиллионные суммы. Что не помешало в Украине незаконно прекратить это дело. Поэтому у руководства послепискуновской прокуратуры два пути: либо отмена незаконного решения Пискуна, либо – при отсутствии достаточного мужества для первого варианта – проявить беспринципность и соглашательство и прекратить дело о получении взяток Павлом Лазаренко. Какой из них изберет Александр Иванович Медведько - со всеми вытекающими из этого последствиями – на совести нынешней Генеральной прокуратуры.
— Почему, по-вашему, в США не выдвинули против Тимошенко обвинений в рамках дела Лазаренко?
— Я лично считаю, что сработала определенная надежда американцев на то, что фигура Тимошенко на то время (а это 2004 год – преддверие «оранжевой революции») в Украине несет положительный заряд.
— Что было собрано следственной группой в Украине относительно связей Тимошенко и Лазаренко?
— Как я уже говорил, я не буду разглашать материалы уголовного дела. Тем более, что материалы этого дела составляют несколько тысяч томов, их даже при большом желании не изложить в рамках газетного интервью.
— Почему, если собранные доказательства были серьезны, дело против Тимошенко было закрыто? Какие решения (законные) есть на сей счет?
— Я уже говорил недавно об этом в открытом письме к бывшему заместителю Генерального прокурора Украины Виктору Шокину, курировавшему работу следователей по особо важным делам ГПУ на момент прекращения дела Тимошенко. Почему дело было закрыто – публично рассказал Степан Хмара, ссылаясь в качестве источника на самого Пискуна – по его словам, за место в избирательном списке БЮТ. Юристы всего мира должны, по-видимому, выдвинуть автора постановления о прекращении дела Тимошенко - прокурора Безуглого и подписавшего постановление Святослава Пискуна на соискание Нобелевской премии в знак признания заслуг в открытии нового закона. Он гласит следующее, цитирую постановление Безуглого-Пискуна, которое до сих пор – вот уже 5 лет – укрывается от широкой общественности:
«… Розрахунки однієї юридичної особи з іншими юридичними особами шляхом перерахування коштів з одного рахунку на інший є загальновизнаним способом здійснення господарської діяльності суб’єктів господарювання і не є достатніми доказами, які вказують на наявність ознак злочину, передбаченого ст.369 КК України. Хабародавцем може бути лише фізична особа …».
И далее: «…Даних про те, що Тимошенко Ю.В. та Тимошенко О.Г. особисто або через посередників давали Лазаренку П.І. хабарі, слідством не встановлено…».
То есть, в случае безналичного перечисления фирмой денежных средств со своего счета на счет другой фирмы взятки не может быть. Это всего лишь общепринятая форма расчетов между юридическими лицами. Для наличия взятки необходимо, чтобы физическое лицо лично или через посредников передало вознаграждение в качестве взятки также физическому лицу. Вот так странно истолкован Уголовный кодекс.
Любой следователь или прокурор при принятии подобных решений должен оценивать факты и доказательства в их совокупности, а не вырывать из общей цельной картины. А ведь ни Тимошенко, ни Лазаренко, несмотря на прямо поставленные следствием и СМИ вопросы, за 12 прошедших лет до сих пор не смогли аргументированно объяснить, в связи с чем она с мужем перечислили деньги, а Лазаренко их получил – а ведь это 86 миллионов долларов. Более того, и Тимошенко, и Лазаренко перед украинской общественностью не признают факт причастности к этим перечислениям. Хотя после швейцарских и американских судебных процессов, расследования уголовного дела в Украине сам факт владения Тимошенко компанией «Somolli Enterprises Limited» и распоряжения ее счетами, а Павла Лазаренко - кодовыми счетами в швейцарских банках (между которыми происходили эти многомиллионные перечисления) уже не является тайной ни для кого.
Чем, как не обманом является примитивное передергивание фактов, например, в следующем (цитирую постановление):
«… Допитаний як свідок Кириченко П.М. не підтвердив факт давання Тимошенко Ю.В. та Тимошенко О.Г. хабарів Лазаренку П.І. …».
Ведь в Генеральной прокуратуре и за ее пределами давно уже известно, что вынося это постановление, Безуглый и Пискун вообще проигнорировали показания Петра Кириченко по этому поводу в апреле 2001 года в США следователям ГПУ.
Кроме того, из материалов судебного процесса в США против Лазаренко, освещенных в СМИ, уже давно известно, что Кириченко отрицает наличие вообще каких-либо сделок и хозяйственных операций, подлежащих денежной оплате, между его фирмами и «Somolli Enterprises Limited».
— Какова судьба собранных следствием в Украине материалов (сколько их было)?
— Это вопрос к нынешним работникам Генпрокуратуры. О судьбе материалов дела мне в настоящее время ничего неизвестно. Всего же собранные следствием материалы составляли несколько тысяч томов.
— Ваша оценка фильма «Украденный попкорн»?
— Это профессионально сделанный независимыми авторами фильм. Вместе с тем скажу, что работа американских кинодокументалистов не стала для меня каким-то откровением. Все факты, показанные в фильме, давно известны и у нас в Украине. Они составляют всего лишь небольшую часть огромного криминального айсберга, большая часть которого осталась за пределами этого фильма и находится в материалах украинского уголовного дела.
ТИМОШЕНКО. Вчера нашей газете удалось получить комментарий по поводу изложенного выше самой Юлии Владимировны. Она заявила «Сегодня», что за всеми обвинениями в ее адрес стоит мафия: «Я думаю, что перед выборами всегда возникают грязные заказные штучки. Потому что мафия не выбирает средства. Я выиграла все суды, которые только можно выиграть, и восстановила свое честное имя. И я хотела бы, чтобы такое чистилище, какое прошла я всвое время, прошел каждый из тех, кто организовывал против меня репрессии, которые против меня организовал режим Кучмы», — заявила нам Юлия Тимошенко.
Марина Долгополая, украинский адвокат Павла Лазаренко, заявила «Сегодня», что все обвинения с ее подопечного, которые касались взяточничества, сняты. «В мае 2004 года судья Мартин Дженкинс (суд северного округа штата Калифорния) снял с Павла Лазаренко все обвинения, которые касались корпорации ЕЭСУ «за отсутствием состава преступления». Хотя действительно, в первичном обвинении, которое было в 1999 году, обвинения о том, что ЕЭСУ давал Павлу Ивановичу 50% взятки, были. Почему Марта Борщ делает такие заявления — мне сложно судить. Она уже четыре, а то и пять лет не ведет это дело. Но понятно, что она — заинтересованное лицо. Как-то связывать этот фильм с политикой я не могу. Я адвокат и не хочу комментировать политические вопросы».
Александр Корчинский, Анастасия Рафал
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.