Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости ЧП, криминал

Радио Свобода. Мыши войны: передовая страдает от нашествия грызунов

Во-первых, засеянные поля в прошлом году не убрали, и у грызунов было много корма, а во-вторых, боевые действия беспокоили хищников, которые регулируют количество мышей, объясняют биологи

Бойцы и волонтеры жалуются на нашествие мышей на позициях. Есть опасность эпидемий-зоонозов (т.е. таких, которые передаются от животного к человеку), говорят биологи.

Проблема появилась в последние три месяца. Сейчас перемирие, бойцы обосновались на более или менее постоянных позициях: в блиндажах в степи, в полуразрушенных заброшенных домах или в подвалах пятиэтажек, как в Песках под Донецком.

«Их там миллиарды! ..»

«Сначала мыши появлялись маленькими стайками, потом - больше, теперь их там - миллиарды! Такого ни один из нас никогда не видел», - говорит волонтер Юрий Мисягин, который занимается помощью бойцам АТО.

Может, и не миллиарды, но фотографии с кучами забитых грызунов впечатляют. Несколько ведер мышей возле своего блиндаж побил один из ребят всего за час! А полчища продолжают идти. И так в течение трех месяцев.

«Такому взрыву популяции есть несколько причин. Во-первых, засеянные поля в прошлом году не убрали, и у грызунов было много корма. Во-вторых, боевые действия беспокоили хищников, которые регулируют количество мышей - сов и лис, и они оставили эти места», - объясняет биолог, старший научный сотрудник Национального научно-природоведческого музея НАН Украины Игорь Загороднюк.

За час набили несколько ведер мышей. Фото с Facebook Юрия Мисягина За час набили несколько ведер мышей.Фото с Facebook Юрия Мисягина

При таких условиях мыши быстро размножаются - до 10 мышат в помете каждые две-три недели. Однако, в этом году падалишний урожай на полях они уже съели, и поэтому идут с полей в поисках прокорма. Мыши лезут в блиндажи, портят не только припасы, но и даже обувь и одежду.

«Вода на передовой везде привозная, используется только для питья. Моются ребята влажными салфетками, которые привозят волонтеры. Так вот, если после еды перед сном ты не вытер тщательно руки, утром они могут быть в царапинах или даже укушенные мышами», - рассказывает волонтер Юрий Мисягин.

По его словам, такая ситуация - по всей линии фронта. Есть несколько подтверждений его словам. В частности, луганский ученый-биолог Сергей Фомин, который сейчас в армии, пишет в Facebook: «В районе Горловки мышки бегают по солдатам, которые спят».

Грызуны портят не только пищевые припасы. Фото с Facebook Юрия Мисягина

Грызуны портят не только пищевые припасы.Фото с Facebook Юрия Мисягина

Вероятные «небоевые потери»

Кроме бытовых неприятностей вроде испорченных продуктов, это нашествие может угрожать здоровью людей. Мыши являются переносчиками опасных заболеваний - туляремии и лептоспироза.

«Именно в Луганской и Донецкой областях есть постоянные очаги этих инфекций. Заразиться можно через употребление сырой воды из открытых водоемов, через пищу, к которой имело доступ больное животное, а также через контакт с даже мертвым грызуном», - предостерегает Дмитрий Соколовский, одесский биолог.

Он много лет занимается исследованиями именно грызунов как переносчиков болезней. Он замечает: к счастью, от тех разновидностей туляремийной бактерии, которые циркулируют в Украине, смертность низкая - менее одного процента. Однако, течение болезни надолго заключает человека на больничную койку - температура 38-40°С держится от 2 до 4 недель, сопровождается болями, увеличением лимфоузлов.

Еще хуже с лептоспирозом. Течение болезни более тяжелое и летальность выше - в тяжелых случаях смертность достигает 30-35 процентов. Бактерия вызывает интоксикацию, которая поражает почки, печень, сердечно-сосудистую и нервную систему. Для передачи лептоспир хватает даже незаметных глазу повреждений кожи.

«Поэтому необходимо срочно провести инструктаж по безопасности среди бойцов, одновременно исследовав популяции мышей - или активные очаги инфекций», - считает Дмитрий Соколовский.

По несколько добытых мышей с каждого участка фронта надо передать в специальные лабораторные центры, которые существуют в Днепропетровске и Мариуполе. Только так можно понять, есть ли инфекция в каждой отдельной популяции. Это надо делать с определенной периодичностью, и каждый раз - с предупредительными мерами: в медицинских перчатках класть мышей в пакет с застежкой.

Биолог добавляет, что крупнейшие эпидемии этих болезней наблюдались в СССР после Второй мировой войны - в 1946-48 годах, а также в бывшей Югославии в 90-х, также после войны. Следовательно, вспышка вероятна и на Донбассе.

Как справиться с серым врагом?

Когда волонтеры обратились в Facebook к людям с вопросом, как преодолеть мышиную лавину, им советовали и мышеловки, и кошек, и ультразвуковые устройства, и какие-то дедовские методы.

«Коты не успевают ловить мышей, да и не везде они есть. Ультразвук не испугал мышей, яд не очень сработал. И опасаемся, что отравятся другие звери и птицы. Мы не знаем, что делать. Ребята боевые офицеры один на один с этой проблемой - ее штабы не видят и не понимают», - говорит волонтер Юрий Мисягин.

Подхватить опасную инфекцию можно даже от мертвой мыши. Фото с Facebook Юрия Мисягина

Подхватить опасную инфекцию можно даже от мертвой мыши.Фото с Facebook Юрия Мисягина

Призыв услышало сообщество зоологов из Украинского териологического общества НАН Украины. По инициативе ученого Национального научно-природоведческого музея НАН Игоря Загороднюка специалисты разработали памятку для бойцов. В ней несколько блоков - «Безопасность питания и питья (хранение продуктов)», «Безопасность при обращении с грызунами и их трупами» и «Симптоматика заболеваний и меры по локализации и дератизации».

Один из зоологов, который занимается борьбой с мышами четверть века, советует применять яд второго поколения, например, бродифакум. От него грызуны погибают на 3-4-й день, а остатки со временем разлагаются на простые составляющие и не представляют опасности для других зверей и хищных птиц.

Впрочем, другой собеседник напоминает, что на самом деле в каждом военном округе обычно существуют санитарно-эпидемические отряды. И именно они должны были бы первыми включиться в борьбу.

«Этот вал скоро утихнет. С началом серьезных морозов 80-90 процентов мышиной популяции вымрет. Однако, главное сегодня - избежать заболеваний. Поэтому - инструктаж, достопримечательность, соблюдения правил безопасности и лабораторный контроль популяции в поисках носителей инфекций», - заключает Дмитрий Соколовский.

Но волонтеры и бойцы опасаются повторения нашествия и в следующем году. Очевидно, командованию стоит привести санепидзагоны военных округов в боевую готовность. А пока организовать информационную кампанию для воинов - как не заболеть через мышей. Потому возбудители болезней в воде могут жить долго.Даже после того, как грызуны вымерзнут.

http://www.radiosvoboda.org/content/article/27349516.html


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.