24 августа 2012 года суд столицы Норвегии Осло вынес приговор террористу Андерсу Берингу Брейвику, признав его вменяемым и осудив его к 21 году тюрьмы с возможностью продления срока заключения. Это максимальный срок заключения по норвежским законам.
24 августа 2012 года суд столицы Норвегии Осло вынес приговор террористу Андерсу Берингу Брейвику, признав его вменяемым и осудив его к 21 году тюрьмы с возможностью продления срока заключения. Это максимальный срок заключения по норвежским законам.
22 июля 2011 года Брейвик устроил взрыв в правительственном квартале норвежской столицы, в результате которого погибли восемь человек, а затем открыл стрельбу в молодежном лагере рабочей партии Норвегии на острове Утойя, где погибли 69 человек. Всего же жертвами его двойного теракта, стали 77 человек.
На вопрос судьи на процессе, признает ли он себя виновным, обвиняемый ответил: "признаю, что совершил эти действия, но виновным себя не считаю". Брейвик заявил, что учился убивать у "Аль-Каиды", заплакал в зале суда во время демонстрации его собственного пропагандистского видеоролика с изображениями крестоносцев. Объяснил мотивы своих действий: «они были необходимы, чтобы обратить внимание норвежского общества на массовый приток в Европу мигрантов-мусульман».
Осенью прошлого года психиатрическая экспертиза признала Брейвика невменяемым, однако при повторном обследовании перед началом суда эксперты заключили, что он здоров.
Вспомним нашу недавнюю историю. Я назову лишь те события, политическая подоплека которых никем и никогда не ставилась под сомнение.
Март 2000 года, Киев. Десять юношей и одна девушка из организации "Самостийна Украина" ворвались в помещение штаб-квартиры Компартии Украины. Облили помещение бензином, угрожали, что подожгут здание вместе с собой, если их попытаются захватить. Основные требования - запрет Компартии, выход Украины из СНГ. Их защищали представители правых политических партий.
Август 2004 года, Киев. Взрыв на столичном Троещинском рынке. В больницу попали 11 человек, из них двое - в тяжелом состоянии. 24 августа один человек скончался. Украинская Народная Партия Юрия Костенко признала среди лиц, подозреваемых в совершении теракта, одну из «своих». Осужденные по этому делу считали, что надо бороться с засильем иностранцев на рынках столицы. Их не амнистировали и во времена президентства Виктора Ющенко.
Май 2011 года, Львов. Столкновения между представителями движений «Дозор», «Родина» и «Русское единство» с активистами «Свободы». Попытки перевернуть автобусы, закидывание камнями, бутылками и дымовыми шашками.
Когда возникает необходимость писать о таких страшных вещах для отечественной аудитории, первый, совершенно логичный вопрос читателя: а мы-то здесь при чем? Какое это имеет отношение к нашей стране? У нас ведь свои проблемы. Разве можно сравнивать ситуацию в Норвегии, благополучном социальном государстве, с ситуацией у нас?
Да, это делать можно, и даже правомерно. Живительная среда для террористических актов зреет исподволь, незаметно. Потом, когда экстремист осуществил задуманное, чтобы выразить себя, покрасоваться – все говорят, что к этому шло.
Вот это – «покрасоваться» - является принципиальным моментом. Хотя каждый конкретный случай терроризма можно рассматривать как «отдельный», но между всеми ними - много, очень много общего. Практика возникновения террористических, экстремистских настроений достаточно изучена. Всегда, во всех случаях существует «идея», сверхценная для исполнителя теракта или его группы. «Сверхценная идея» - термин, введенный в 1892 году немецким психиатром Карлом Вернике. Это некая мысль о «предназначении», которая овладела сознанием человека. Она доминирует в его сознании, позволяет игнорировать нормы поведения, включая религиозные запреты. Это умственная одержимость, в некоторых случаях переходящая в манию убивать.
И до Брейвика случаев было немало. В 1995 году бывший военнослужащий армии США Тимоти МакВей, награжденный Бронзовой звездой за войну в Персидском заливе, взорвал федеральное здание имени Альфреда Марра - в США, в Оклахома-Сити. Погибли 168 человек, в том числе 19 детей. МакВеем тоже управляла сверхценная идея…
Действия таких людей, как Брейвик и МакВей никак не связаны с благополучием или неблагополучием в конкретной стране, а исключительно с обострением психического состояния террориста и наличием соответствующей почвы для реализации его идей.
И Норвегия, и Штаты – благополучнее нашей страны. И, тем не менее, и там, и в Украине все происходит по одинаковому шаблону.
Лица из «Самостийной Украины», которые были сжечь себя в помещении Компартии, до этого настроили себя, решив прославиться. Это им удалось. Они избавили себя табу на самоубийство. Те, которые убивали на киевской Троещине, лишили себя и табу на смерть.
Вы думаете, это все в прошлом? Все только начинается.
Львовский политолог Тарас Возняк, говоря о нынешних предпосылках терроризма в Украине, пишет 27 июля 2011 года: «и сами лидеры "правых" не совсем понимают, что происходит в активно используемых ими как пушечное мясо футбольных фанклубах, клубах "качков", виртуальных сообществах ультрас. А не хватает только щепотки безумия, несчастливого детства и легкой мании - и Брейвик готов».
Речь идет о той «живительной среде», которая ныне питает «Свободу» Олега Тягныбока, а до этого – социал-националистов и УНА-УНСО. Не было бы этой среды, не существовали бы и политики, которые представляют ее. Но почему бы не допустить, как это делает Возняк, что в этой «живительной среде», среди тысяч нынешних избирателей Тягныбока, найдутся единицы или десятки, которые захотят прославиться? Один или десяток террористов могут многое натворить. Брейвик был, повторюсь, один, а на нем – десякитрупов.
Но не следует и устраняться от политической ответственности таких структур, как «Свобода». Еще раз перечитаем ее политическую программу. Есть там пункт о пропорциональном представительстве в органах исполнительной власти украинцев и представителей национальных меньшинств. А что если кто-то воспримет это требование как руководство к действию? И решит воплотить его способом физического уменьшения представителей национальных меньшинств в органах исполнительной власти Украины? Желая прославиться в своем кругу, войти в историю националистического движения?
Это уже было, и призраки из истории будут вдохновлять такого «героя».
25 июля 1934-го года боевиком ОУН Михаилом Царем был убит директор украинской академической гимназии во Львове Иван Бабий. Его «вина», по мнению националистов, состояла в том, что принципиально выступал против политического террора, запрещал своим ученикам вступать в ОУН.
29 августа 1931 года в Трускавце боевики ОУН Василий Билас и Дмитрий Данилишин убили делегата польского сейма Тадеуша Голувко, который выступал за смягчение польской политики в Галичине. Его «вина» была в том, что он критиковал польскую власть за нежелание делать уступки украинцам, считая, что мирное сосуществование двух наций возможно.
И вот здесь мы зафиксируем еще одно любопытное, очень важное обстоятельство. Царю в момент совершения теракта было 20 лет, Биласу и Данилишину – по 22. И Брэйвик, и МакВей тоже совершили свои преступления молодыми, в 32 и 25 лет соответственно. Все террористы убивали, будучи молодыми. И это понятно. В этом возрасте человек еще без достаточного жизненного опыта, но уже со своей идеей и, что немаловажно, молодежным тщеславием, желанием прославиться в своей среде.
Что и получилось.
В случае с националистами ОУН поклонники раздавали их фотокарточки, о них слагали стихи поэты националистического подполья Олег Кандыба-Ольжич и Елена Телига.
Но откуда взялись эти украинские террористы? Было бы неверным не замечать, что на этих молодых людей годами сказывалось влияние пропаганды ОУН, ничуть не меньшее, чем нынешних правых. И что, следовательно, появление таких террористов-одиночек в условиях такой пропаганды просто было вопросом времени.
Эти вопросы не ушли в прошлое. В крупных городах Западной Украины недавно состоялась пропагандистская кампания по героизации дивизии СС «Галичина», включая установку бигбордов «Сокровище нации - украинская Дивизия Галичина. Они защищали Украину». К 65-летию создания дивизии во Львове открылась выставка ее истории. Там были представлены мундиры, награды.
Конечно, о том, что дивизию СС «Галичина» разгромили настоящие, подобно молодогвардейцам, герои Украины - воины 3-ей гвардейской танковой армии генерала украинца Павла Рыбалко и 4-й танковой армии генерала украинца Дмитрия Лелюшенко – не было сказано ни слова. Не было ни слова и о том, что все без исключения рекруты дивизии СС «Галичина» были добровольцами, приносили присягу Гитлеру.
Я утверждаю, что его опасность пока недооценивается политиками, особенно правыми, которые не понимают, что они играют с огнем. Недооценивается она и обществом, которое пока не осознало возможность и даже вероятность появления националистического «героя-одиночки». Не хочется сказать – неизбежность.
Проблема сложная, но, исходя из мирового опыта – она имеет решение. Она решается не выступлениями немногочисленных интеллектуалов, подобных Тарасу Возняку - его националисты просто объявят врагом. Против радикальных националистических настроений западноукраинцев должна выступить самая влиятельная общественная сила этого региона - Украинская Греко-Католическая Церковь.
Это – не утопия. Это тоже один из уроков прошлого.
Ее руководитель митрополит Андрей Шептицкий в послании 2 августа 1938 году резко осудил убийство Ивана Бабия, назвав его исполнителя «украинским террористом». Цитата из этого послания: «дрожь ужаса потрясла целый народ».
21 ноября 1942 года Андрей Шептицкий выпустил свое послание «Не убий», с четкими инструкциями священникам: «душпастыри должны подробно научить народ о клятве и ее последствиях. Всем поведением, многократным напоминанием, избеганием общения, решительным избеганием родственных связей с ними, пусть дадут понять мужеубийцам, что считают их заразой и опасностью». Непосредственным поводом для этого послания стали еврейские погромы на Галичине, и можно было представить, до какого состояния надо было довести руководителя церкви и священнослужителя, чтобы он в церковном тексте применил слова о «мужеубийцах» и «заразе».
Церковь могла бы и сейчас стать тем общественным институтом, который жестко выскажется против роста правого экстремизма. К 20-ти и 22-летним «мечтателям» эта позиция может дойти через родителей.
Вторым важным фронтом работы может стать подлинно патриотическое воспитание граждан Украины. Воспитание на примерах подлинных героев Украины. А нетерпимость к любым проявлениям политического экстремизма должна стать нормой поведения всего общества.
Надо научиться беспристрастно смотреть и на непростые моменты отечественной истории. Она – не сложнее, чем у других народов. Дивизию СС «Галичина» гитлеровцы сформировали в Западной Украине, подобно десяти из 37-ми национальных ваффен-гренадерских дивизий СС. Во Франции это была дивизия СС «Шарлемань», в Норвегии - дивизия СС «Нордланд», в Дании – дивизия СС «Данемарк», в Бельгии и Фламандии – дивизия СС «Лангемарк», непосредственно в Бельгии - бригада СС «Валлония», разбитая, кстати, в Корсунь-Шевченковском котле на Черкасщине...
Во многих европейских странах гитлеровцы сформировали национальные дивизии. И в этих странах знают свою историю, в том числе и темные страницы – но не гордятся ними. И ни в одной европейской стране не чествуют коллаборантов Гитлера. Поэтому попытка героизировать людей, состоявших на службе политического режима, целью которого было очищение «жизненного пространства» от славян, является не только глубоко порочной по отношению к настоящим героям Украины. Она еще и противоречит европейским устремлениям Украины.
Вячеслав Пиховшек, специально для Полемики
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.