Об этом читайте в авторской колонке эксперта в сфере безопасности Федора Яковлева специально для РИА «Новый Регион».
Справка «Нового Региона»: Яковлев Федор Григорьевич, 1952 года рождения, в органах КГБ с марта 1977 г. В 1979 году закончил курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС), более известные, как «школа диверсантов». В 1979, 1980, 1981, 1987 годах с различными заданиями находился в командировках в Афганистане по линии Управления «С» (нелегальная разведка) Первого главного Управления (внешней разведки) КГБ СССР. Майор. Награжден медалью «За отвагу». Уволился из Службы безопасности Украины в 1992 году.
Власти Украины не готовы противостоять возможным терактам, считает эксперт
Как известно, МВД Виталий Захарченко сообщил, что в Днепропетровске сработали «оболочковые устройства фугасного действия, самодельные», заложенные в урны, при взрыве разлетавшиеся на осколки. Он также отметил, что мощность первого взрывного устройства была эквивалентна 160, второго – 190, третьего – 230, а последнего – 300 граммам тротила.
По фактам взрывов прокуратурой Днепропетровской области было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 258 (террористический акт). Заместитель председателя СБУ Владимир Рокитский отметил, что «человеческие жизни и полученные травмы не стоят ни одного политического решения» и выразил сомнение в том, что «какая-то политическая сила может принять участие в таких действиях, потому что есть на свете Бог, который такие вещи не прощает».
По мнению главы СБУ Игоря Калинина, теракты 27 апреля с.г. могут быть связаны со взрывом урны в центре Днепропетровска 16 ноября 2011 года, когда погиб один человек, поскольку характер взрывов, место установки взрывного устройства, и то, что основными поражающими элементами были осколки урн, позволяют идентифицировать все эти теракты. А начальник главного управления надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений Генеральной прокуратуры Украины Вадим Горан и вовсе заявил, что, так как «в прошлом году было совершено аналогичное преступление в Днепропетровске, сейчас эти два уголовных дела объединены в одно ведение, поскольку почерк этих дел одинаков и есть предположение, что они были совершены одними и теми же людьми». Он также отметил, что «есть несколько основных версий, но я не хотел бы их озвучивать, поскольку это может повредить следствию».
При этом, несмотря на то, что следствие до сих пор не может похвастаться абсолютно никакими результатами, руководитель межведомственного координационного штаба по безопасности и правопорядку во время проведения Евро-2012 при президенте Украины Александр Бирсан заявил о том, что штаб предпринимает «все необходимые меры для обеспечения безопасности гостей и участников Евро», хотя и подчеркнул, что «на сегодняшний день прямой связи этих событий с проведением евротурнира не зафиксировано».
К сожалению, но со многими из этих утверждений очень сложно согласиться, более того, в них явно усматривается некая страусиная позиция по уходу от ответов на крайне важные вопросы, что можно рассматривать и как введение общественности в заблуждение в расчёте на то, что авось как-то пронесёт, и ничего не случится. На такой вывод, в первую очередь, наталкивает отсутствие озвученных внятных версий по поводу цели проведённых терактов. И действительно, на первый взгляд, их проведение выглядит крайне глупо и бессмысленно, особенно при отсутствии каких-либо требований со стороны анонимных террористов. Правда, есть одно весьма существенное обстоятельство, которое никак не комментируется, хотя оно и лежит на поверхности, – это разный вес взрывных устройств с разницей между ними от 30 до 140 грамм, из чего можно предположить, что в Днепропетровске прошла некая жестокая и циничная «репетиция» перед подготовкой серии взрывов во время проведения Евро-2012.
По всей вероятности, преследуя цель компрометации нынешнего руководства Украины перед мировой общественностью, как не контролирующего ситуацию в государстве, но не желая массовой гибели людей во время проведения футбольного чемпионата, неизвестные террористы решили экспериментальным путём определить размер минимального заряда взрывчатки, достаточного для того чтобы вызвать панику и сорвать один или несколько матчей чемпионата Европы. Кроме того, данные взрывы могли также попутно преследовать цель создания морально-психологического напряжения в обществе, при котором последующие аналогичные теракты будут вызывать значительно большую панику. Место проведения кровавой «репетиции», по-видимому, также было выбрано не случайно, поскольку, с одной стороны, в Днепропетровске матчи Евро-2012 не проводятся, с другой, учитывая недавний взрыв урны в этом городе, прекрасная возможность пустить следствие по «ложному следу» и в отношении целей теракта, и в отношении поиска его исполнителей и организаторов.
Причин для таких действий у неизвестных террористов может быть ровно две, – политическая либо экономическая. Ни для кого не является секретом крайне нестабильная общественно-политическая ситуация на Украине и всеобъемлющая коррупция. И не обязательно, чтобы за спиной этих анонимных террористов стояла какая-то конкретная «направляющая» политическая сила, которая бы их озадачивала. Для многих противников нынешней власти, как партийных, так и беспартийных при выборе способа мщения властям достаточно того, что они видят постоянные мордобои, происходящие в Верховной Раде, вследствие которых считают подобные силовые методы «решения вопросов» вполне приемлемыми для выражения своего отношения к власти и в других ситуациях. Не говоря уже о заседании ВРУ 27 апреля 2010 года, когда своё несогласие с решением большинства оппозиция выражала швырянием не только яиц, но и… гранат РДГ 2б (ручная дымовая граната белого дыма) прямо в зале Верховной Рады!?
Не лучше обстоят дела и в сфере бизнеса, где случаи рейдерских захватов предприятий стали, практически, обыденным делом, исходя из чего, к такому экстраординарному методу компрометации власти, как взрывы, вполне могут прибегнуть владельцы тех фирм, которых по тем или иным причинам «несправедливо отодвинули» от освоения финансов, выделенных на строительство объектов к Евро-2012. Криминальная версия отпадает сразу, поскольку во взрывах абсолютно не просматривается необходимый в таких случаях «объект устрашения». Версия о маньяке также несостоятельна, так как для него психологически крайне важно «полюбоваться» результатом дела своих рук, а потому бегать из одного конца города в другой маньяк бы явно не стал, а устроил бы с помощью имеющейся у него взрывчатки один, но крайне эффектный мощный взрыв.
На этом фоне, как-то не успокаивает заявление пресс-секретаря СБУ Марины Остапенко о том, что «работа по розыску лиц, причастных к совершению взрывов в Днепропетровске, продолжается круглосуточно», поскольку ничем, кроме крайне примитивно-схематичных фотороботов троих разыскиваемых по подозрению во взрывах, составленных и распространённых СБУ 29 апреля, спецслужба не отличилась, а вся её «круглосуточная» работа заключается исключительно в ночном «дежурстве» сотрудников СБУ в своём кабинете и приносит больше вреда, чем пользы, поскольку переспав ночь в кабинете, «дежуривший» сотрудник СБУ на следующий день отправляется на заслуженный отдых, вместо того, чтобы хоть что-то делать в рабочее время. При этом, весьма сложно понять, каким образом спящий на стульях в своём кабинете где-нибудь в Ужгороде или Херсоне сотрудник СБУ способствует проведению расследования взрывов в Днепропетровске больше, чем если бы он ночевал дома в кровати. Совершенно очевидно, что это глупо и сделано руководством СБУ исключительно, как говорится, «для галочки», но требовать от Остапенко понимания специфики вопросов оперативно-розыскной деятельности явно не стоит, даже при том, что в настоящее время она работает пресс-секретарём уже при четвёртом председателе СБУ, без тени сомнения озвучивая иногда даже взаимоисключающие заявления спецслужбы.
Впрочем, такая ситуация в СБУ особого удивления не вызывает, если принять во внимание, что за последние несколько лет её возглавляли совершенно случайные люди, попавшие в руководство СБУ исключительно вследствие политической конъюнктуры, – Александр Турчинов, Валентин Наливайченко, Валерий Хорошковский, и каждый из них наводил там свои «порядки», далёкие от профессиональной организации работы данной спецслужбы. К сожалению, но практически ничего не поменялось и с назначением 3 февраля 2012 года на должность председателя СБУ «кадрового чекиста» Игоря Калинина, поскольку оно также продиктовано не профессиональными, а политическими и личными мотивами.
У Калинина фактически полностью отсутствует опыт практической оперативной работы, что хорошо видно даже из его «скупой» официальной биографии, и в этом он немногим отличается, скажем, от того же Наливайченко, поступившего в своё время ещё в Краснознамённый имени Андропова институт КГБ СССР, но закончившего уже Академию внешней разведки РФ, которого после этого формально тоже можно считать «кадровым чекистом». Так что, в отсутствие очередного профессионально грамотного в оперативном плане руководителя, СБУ и дальше будет регулярно допускать в работе оперативные и юридические проколы и периодически становиться объектом унизительных насмешек в СМИ, как в ситуации с недавним вызовом на допрос в СБУ всего состава учёного совета Института социологии Национальной академии наук Украины.
Практически аналогичная ситуация и с объединением дел по взрывам в Днепропетровске 16 ноября прошлого года и 27 апреля текущего года. И дело не в том, что мотивация такого объединения выглядит абсолютно неубедительно и далеко не факт, что прошлогодний и нынешние взрывы как-то между собой связаны, не говоря уже о том, что их осуществили одни и те же исполнители. Более того, дело даже не в том, что это объединение чётко показывает, что если за полгода в расследовании предыдущего теракта никаких сдвигов нет, то и при расследовании последних четырёх взрывов к моменту начала матчей Евро-2012, которые начнутся уже через две недели, тоже никаких результатов не будет. Самое печальное в данной ситуации, что руководство СБУ даже не понимает, что этим объединением дел спецслужба сама себя высекла похлеще пресловутой унтер-офицерской вдовы, в абсолютно добровольном порядке признав, что те террористы, которых спецслужба ищет уже полгода, чувствуют себя у неё «под колпаком» настолько вольготно, что совершили четыре новых теракта прямо у неё под носом!?
Увы, но это означает, что террористы к моменту начала матчей Евро-2012 в начале июня, однозначно будут на свободе, а организаторы матчей в четырех городах Украины, по пять игр в Киеве и Донецке и по три – в Харькове и Львове, должны готовиться к самому худшему, – возможному проведению терактов на стадионах, прилегающей к ним территории и путях следования болельщиков. Вполне естественно, что главными объектами террористов могут стать стадионы в Киеве и Донецке.
Учитывая небольшой вес и объём взрывных устройств, их достаточно легко пронести на стадион, например, даже в пакете с соком, при этом ни миноискатели, ни собаки его обнаружить не смогут, а валяющийся пакет со взрывным устройством, учитывая «высокую культуру» болельщиков, внешне ничем не будет отличаться от своих пустых собратьев. В качестве поражающих элементов могут быть использованы либо стадионные же пластиковые стулья, либо какие-нибудь мелкие неметаллические предметы самого взрывного устройства. Не исключён также вариант скрытой закладки небольшого взрывного устройства до начала матча.
Это не «страшилка» и не попытка призыва болельщиков к бойкоту футбольных матчей Евро-2012, а привлечение внимания и общественности, и организаторов чемпионата к остроте вопроса безопасности болельщиков. К сожалению, но нынешние власти с упорством, достойным гораздо лучшего применения, способны закрывать глаза на совершенно очевидные вещи, ведущие к позорным для Украины событиям, чему нагляднейший пример срыв в мае с.г. 18-го саммита глав государств Центральной и Восточной Европы в Ялте, причём впервые за всю историю его проведения(!), когда из 18 президентов европейских стран, которые должны были участвовать в саммите, 14 заявили о своём нежелании принимать в нём участие, причём 5 из них прямо заявили об отказе от участия в саммите из-за уголовного преследования Юлии Тимошенко.
Возникает практически риторический вопрос, – а что, украинскому МИДу ничего не было известно о таких намерениях европейских президентов!? А где была Служба внешней разведки Украины, в законе о которой в первых же пунктах статьи о её задачах указано, что она должна «добывать, аналитически обрабатывать и предоставлять разведывательную информацию президенту, главе ВРУ и премьер-министру»! Более того, она даже обязана «проводить специальные мероприятия влияния, направленные на поддержку интересов и государственной политики Украины в политической сфере»! Понятно, что «повлиять» СВР ни на кого не способна, но проинформировать руководство Украины о предстоящем позоре она-то была обязана по закону.
По хорошему, после такого, в первую очередь для президента Украины, оглушительно-позорного и унизительного провала, глав МИДа и СВР надо было выставить за ворота этих ведомств в 24 часа. Однако, в действительности же, всё ограничилось тем, что на брифинге в Киеве пресс-секретарь МИД Александр Дикусаров озвучил очередной бред: «В связи с невозможностью рядя глав европейских государств принять участие в саммите глава государств Центральной Европы в Ялте, Украина считает целесообразным перенести его и провести в более поздние сроки»!? Стоит только отметить, что подобные заявления, нагляднейшим образом показывающие неадекватное восприятие реальной действительности украинскими государственными чиновниками самого высшего уровня, позорят Украину, едва ли не больше, чем сам факт срыва саммита.
Аналогичные бодренькие заявления звучат от вполне официальных лиц и в отношение «безопасности» болельщиков во время проведения Евро-2012. Но, возникает вполне закономерный вопрос о готовности соответствующих служб к реальному обеспечению такой безопасности. Например, каким образом будет организован экстренный вывод людей с любого стадиона, на котором будут проводиться матчи Евро-2012, в случае возникновения паники в результате теракта либо массовой драки, если ни на одном из них такие тренировки не проводились!? При этом, на киевском стадионе с громким названием «Олимпийский» происходят регулярные давки, как при входе, так и выходе даже в совершенно спокойной ситуации. Причём, после недавнего матча 23-го тура чемпионата Украины по футболу между киевским «Динамо» и днепропетровским «Днепром» у выхода со стадиона возникла настолько страшная давка, что отсутствие жертв среди болельщиков, в числе которых были дети, можно объяснить только чудом и регулярными «тренировками» киевлян во время езды в общественном транспорте в часы пик. Увы, это «конструктивные особенности» данного стадиона, и в этом столетии они вряд ли будут исправлены, но ведь исходя из этих непреодолимых обстоятельств, можно за счёт привлечения дополнительного персонала замедлить выход людей из секторов, сделав его планомерным и регулируемым, что, во-первых, позволит избежать стихийной давки, во-вторых, значительно ускорит выход людей со стадиона, в том числе, в экстренных случаях. Но это не делается.
А каким образом будет оказываться медицинская помощь пострадавшим от возможного теракта либо массовой драки на стадионе и организовываться эвакуация тяжело пострадавших в условиях заблокированных толпой выходах? В принципе, ответ понятен, – бригадами скорой помощи на вертолётах, которые будут садиться прямо на футбольное поле, но вопрос в том, а готовы ли такие бригады, есть ли в наличии санитарные вертолёты, укомплектованные экипажами, способными на такие полёты в городских условиях и разработаны ли маршруты прилётов-вылетов вертолётов, чтобы они не столкнулись в воздухе? Естественно, что нет, не говоря уже о том, что ни одной такой тренировки не проводилось.
Также немаловажный вопрос о том, каким образом организаторы проведения матчей Евро-2012, включая руководство межведомственного координационного штаба по безопасности и правопорядку во время проведения Евро-2012 при президенте, будут реагировать на звонки «телефонных террористов» о минировании стадионов? А в том, что они будут, сомневаться не приходится. Кто на себя возьмёт ответственность за игнорирование такого звонка для недопущения переноса начала матча? Принципиально и этот вопрос решаем. Накануне матча специалистами подготовленными проводится тотальная визуальная проверка всего стадиона, поскольку миноискатели и собаки не помогут, в первом случае за счёт возможного отсутствия во взрывном устройстве металлических деталей, а во втором – за счёт нанесения на взрывное устройство вещества с сильным запахом, которое делает невозможным обнаружение взрывчатки по запаху. С начала проверки и до захода болельщиков, стадион должен находиться под охраной, достаточной для того, чтобы гарантировать невозможность проноса в зрительский сектор любых посторонних предметов. Но, поскольку ни одной подобной тренировки ни на одном стадионе также не было проведено, тем более с имитацией попытки проноса муляжа взрывного устройства на охраняемую территорию, то и этот вопрос можно считать открытым.
Продолжать можно долго, но и без этого должно быть понятно, что в борьбе с терроризмом во время проведения Евро-2012 национальный ура-патриотизм поможет точно так же, как и при организации саммита глав государств Центральной и Восточной Европы в Ялте, но существенная разница заключается в том, что в случае срыва проведения европейского чемпионата, кроме очередного позора, придётся ещё отвечать за возможные жертвы и увечья у болельщиков.