Данным Решением Окружного административного суда Киева от 1 декабря 2011 года признаны противоправными и не соответствующими Закону Украины "О доступе к публичной информации" действия МОУ по отказу в предоставлении информации и материалов.
Запрашиваемая авиакомпанией информация может послужить доказательством по основному делу о взыскании авиакомпанией с министерства ущерба в размере $15,32 млн в связи с крушением 4 октября 2001 года принадлежавшего авиакомпании пассажирского самолета Ту-154.
"Для нас очень важно осознавать, что судебная система еще не окончательно зашла в состояние стагнации и способна рассматривать дела законно. По основному делу о возмещении убытков в связи с катастрофой мы не можем пока добиться истребования важных доказательств, однако, как видим, возможно, сейчас нам это удастся уже в рамках другого дела, рассматривающего исключительно этот отдельный вопрос", - сообщила адвокат авиакомпании Александра Павленко.
"Авиакомпания надеется, что рассмотрение запроса на информацию в соответствии с нормами действующего законодательства даст наконец-то ответы на следующие вопросы: все ли обломки самолета были переданы украинской стороне; какие именно обломки исследовались экспертами Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз при проведении экспертизы; одинаков ли был предмет исследований специалистами (КНИИСЭ) Межгосударственного авиационного комитета и КНИИСЭ и т.п. Только получив ответ на эти вопросы можно делать вывод о возможности соотношения вывода экспертов КНИИСЭ и результатов исследований специалистов МАК", - сказал адвокат Максим Собков, также представляющий интересы авиакомпании в суде.
Как пояснил Собков, все указанные вопросы остались без ответа при рассмотрении дела в Хозяйственном суде г. Киева. Так, обломки и иные элементы, имеющие отношения к авиакатастрофе, по-прежнему находятся на хранении у МОУ.
"Также считаем маловероятным отсутствие у Министерства обороны Украины документов, составленных по результатам получения указанных обломков и иных объектов, имеющих отношение к авиакатастрофе, или, по крайней мере, копий таких документов. Учитывая существующий пропускной режим доступа в воинские части, на территории одной их которых находятся обломки самолета, министерство должно обладать информацией также и относительно перечня лиц, проводивших осмотр обломков самолета. Учитывая, что в осмотре самолета принимали участие лица, находящиеся в подчинении МОУ, в распоряжении министерства должен находиться экземпляр процессуального документа, составленного по результатам такого осмотра", - подчеркнул адвокат.
Правовая группа "Павленко и Побережнюк" 1 августа 2011 года обратилась к Минобороны с запросом о предоставлении таких материалов в рамках Закона Украины "О доступе к публичной информации", но упомянутое ведомство письмом от 18 августа 2011 г., не предоставило информацию и рекомендовало истцу обращаться в Генпрокуратуру и Хозяйственный суд Киева.
Так, истец обжаловал действия Минобороны относительно отказа в предоставлении информации о материалах, которые могут послужить доказательствами по делу, согласно упомянутому запросу в Окружной административный суд Киева.
Напомним, согласно выводам проводившей расследование Межгосударственной авиационной комиссии (МАК), катастрофа пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании "Сибирь" над Черным морем произошла 4 октября 2001 года вследствие попадания в него украинской ракеты С-200, выпущенной в ходе учений украинских ПВО в Крыму. В результате катастрофы погибли 78 чел. - 66 пассажиров (большинство - граждане Израиля) и 12 членов экипажа.
В 2003-2005 гг. украинское правительство выплатило $15,6 млн компенсации родственникам погибших. В 2004 году авиакомпания "Сибирь" подала в Хозсуд Киева иск к Минобороны Украины и Госказначейству о возмещении ущерба, понесенного в связи с крушением принадлежавшего ей Ту-154.
Вместе с тем, согласно проведенной в 2008-2010 гг. по инициативе Минобороны экспертизе Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ), самолет Ту-154 не мог быть сбит украинской зенитной ракетой в 2001 году.
Как отмечали представители истца, все входившие в состав экспертной комиссии КНИИСЭ эксперты не имели опыта расследования авиакатастроф, трое из них вообще не являются судебными экспертами, а являются сотрудниками Харьковского авиационного университета, находящегося в прямом подчинении Минобороны.
Истец, в частности, требовал привлечь к рассмотрению дела в качестве третьего лица специалистов МАК, которые проводили расследование и установили факт поражения ракетой, заявлял множество ходатайств об истребовании важных данных из Генеральной прокуратуры Украины, из Министерства обороны Украины, из органов Российской федерации, из научных институтов, предприятий по производству авиа-суден и указанной в деле ракеты, и т.д.
Все требования были отклонены судом.