История, которая приключилась в Донецке, по своему сюжету весьма проста и в нынешних реалиях даже как-то банальна. Наивные люди, которые решили, что записанные в контрактах «гарантии» действительно что-то гарантируют, вложили свои деньги в строительство дома, надеясь получить жилье. Однако после выяснилось, что некоторые квартиры еще в то время, когда существовали только на бумаге, были проданы и заложены по три, а по и по четыре раза. Деляги-строители ухитрились «загнать» даже квартиры, обещанные муниципальным властям для раздачи очередникам.
Теперь руководство строительной компании «Донтехлеспром» пустилось в бега и почему-то не радуется неожиданной славе, хотя проинтервьюировать изворотливых бизнесменов очень хотели бы и журналисты, и милицейские следователи…
ИСТОРИЯ ОЧЕРЕДНОГО ЖИЛИЩНОГО «КИДАЛОВА»
Мне стало до боли жалко всех этих людей,
вся вина которых заключалась лишь в том,
что они родились в этой
богом проклятой стране…
Дмитрий Янковский,
«Мир вечного ливня»
…Уже несколько месяцев несостоявшиеся квартировладельцы дома на улице Полоцкой вместо того, чтобы заниматься своими обычными делами, курсируют по маршруту «официальные учреждения-банки-правоохранительные органы». Люди пытаются выяснить, кто же в действительности имеет права на это жилье. У каждого претендента на этот счет, понятное дело, собственное мнение. Разобраться в этой запутанной истории пытались и журналисты «УРА-Информ.Донбасс».
Итак, 17 марта 2005 года компания «Донтехлеспром» и Управление капитального строительства (УКС) Донецкого горсовета подписали договор № 1/05 о строительстве «объекта» - трехсекционного девятиэтажного жилого дома. Городской совет, согласно этому документу, выступал заказчиком строительства, компания – подрядчиком. От муниципальных властей этот договор подписал начальник УКСа Владимир Тарабановский, от «Донтехлеспрома» - ныне оставшийся вне досягаемости генеральный директор Александр Стадник. Компания обязывалась построить одну секцию за бюджетные средства, и две – за деньги частных инвесторов, но потом в «частных» корпусах выделить еще девять квартир городу.
Надо сказать, что с самого начала в этот договор был вписан «взрывоопасный» пункт: «сторона № 2 («Донтехлеспром» - ред.) имеет право передавать третьим лицам требования передачи в собственность части введенного в эксплуатацию объекта в размере произведенных третьими лицами на момент передачи такого права финансовых вложений». Проще говоря, подрядчик получил право не только строить дом, но продавать в нем квартиры.
Впоследствии в беседе с нашими корреспондентами упомянутый Владимир Тарабановский заверял, что это обычная практика при работе с подрядчиками, выполняющими заказы УКСа, и что ранее при такой схеме работы никаких проблем не возникало. Но в этот раз продавать квартиры «Донтехлеспром» начал так активно, что теперь руководителей этой компании разыскивает милиция.
Соответственно, будущие обладатели квартир сразу разделились на несколько неравных групп. Одни имеют на руках трехсторонние договора между собой, УКСом и «Донтехлеспромом», другие – прямые контракты с компанией-подрядчиком. Но и те, и другие говорят, что их бдительность усыпила гарантия властей, которые по всем документам брали на себя обязательство «осуществлять контроль» над ходом работ и финансовыми операциями.
Вообще-то, этот злосчастный дом должен был быть сдан еще во втором квартале 2007 года, но к сроку «под бодрое пенье с намагниченных лент» сдали только одну секцию, построенную за бюджетные деньги. Мэр города Александр Лукьянченко перерезал ленточку, раздал ключи и отправился восвояси, пребывая в полной уверенности, что все идет как надо. Остальные жильцы дома ругались, но терпеливо ждали завершения строительства, и кое-где начали уже делать ремонты в своих будущих квартирах. Точнее, в квартирах, которые они по наивности считали своими.
«Второй квартал 2007 года» затянулся вплоть до конца года прошлого. Потом директор компании «Донтехлеспром», упомянутый Александр Стадник, куда-то пропал… а вместо него на объекте стали появляться отдельные личности и целые делегации, предъявляющие права на жилплощадь в уже почти достроенном доме. Выяснилось, что некоторые квартиры заложены в банках по два и более раз, а часть – проданы даже за наличный расчет.
По словам жильцов, еще до своего таинственного исчезновения гендиректор «Донтехлеспрома» успел сообщить о том, что на сотрудников его компании оформлены ипотечные кредиты под залог квартир в этом доме, но аргументировал эту операцию необходимостью собрать средства на завершение строительства. Теперь директора нет, ипотеку, соответственно, никто не оплачивает, а банкиры вполне резонно заявляют, что при таком раскладе залог следует изъять в пользу банка. На что жители вполне резонно, хоть и не всегда цензурно, отвечают, что это никакой не залог, а их частная собственность…
Обманутые инвесторы в своих бедах винят, прежде всего, власти – в лице, соответственно, Управления капитального строительства Донецкого горсовета. Свою обиду на чиновников они поясняют тем, что купили квартиры именно потому, что эти сделки осуществлялись под гарантии донецкого муниципалитета. «Поэтому, кроме «Донтехлеспрома», который осуществил явно мошенническую схему, мы требуем правды и от УКСа. Они (представители УКС – ред.) не могли это не видеть. Либо это преступная халатность государственных чиновников, либо преступление. Люди знали, что делается, но закрывали на это глаза, надеялись, что кредиты будут тихо-мирно закрыты, а эта история не выплывет наружу», - заявила корреспондентам нашего издания Кристина Мужецкая, которая вместе с мужем приобрела в злополучном доме двухкомнатную квартиру.
ЧИНОВНИКИ ВИНЯТ БАНКИРОВ. БАНКИРЫ - МОЛЧАТ
Но люди умные, когда они хотят,
Всегда столкуются и с промыслом небесным.
Круг совести, когда становится он тесным,
Расширить можем мы: ведь для грехов любых
Есть оправдания в намереньях благих.
Жан-Батист Мольер,
«Тартюф»
В интервью журналистам «УРА-Информ.Донбасс» начальник УКС Донецкого горсовета Владимир Тарабановский честно признался, что власти пока толком не знают, что же на самом деле произошло (в юридической плоскости) с заказанным ими домом, и что все произошедшее стало для муниципальных служащих полной неожиданностью. «Шла обыкновенная работа, накатанная… И вдруг – вот этот казус, который возник в ноябре, когда выяснилось, что брались кредиты и возврат средств не производился. Если бы это был какой-то случайный и не работавший на рынке строительства подрядчик, то, может быть, возникали бы сомнения еще в начале строительства. А так – строительство шло, оплачивались объемы выполненных работ. То, что ведется какая-то двойная игра, невозможно было увидеть», - заявил Тарабановский.
Здесь мы прервем монолог Владимира Ивановича и сделаем важное замечание: из имеющихся в распоряжении редакции документов следует, что структура горсовета брала на себя обязательство «видеть» какую бы то ни было игру, даже если это было, по словам Тарабановского, «невозможно». В трехсторонних договорах между УКСом, инвесторами и «Донтехлеспромом» есть пункт, в котором сказано: «Застройщик гарантирует, что квартира, которая передается Инвестору… не является предметом договора купли-продажи, дарения, залога, на нее отсутствуют права третьих лиц, квартира не находится в споре, под запретом или арестом». А уже упомянутая выше Кристина Мужецкая и ряд других обманутых жильцов утверждают, что «многие из квартир еще до заключения договоров с УКСом были заложены в банках».
По словам Тарабановского, в итоге подрядчик таки «раскололся» и признал факт оформления кредитов. «Но как объяснялось причастными со стороны подрядчика, когда начало это все выясняться, «да, мы оформляли липовые кредиты на своих работников с целью того, чтобы в банке получить деньги, чтобы был «задел», чтобы стройка шла». По всей вероятности, сыграл тот фактор, что «раз деньги идут – их отдавать не надо, а там будь что будет», - отметил начальник УКС.
Между тем, такая практика и ранее приводила к различным казусам, хотя и не в таких масштабах. Как выяснилось, «липовые кредиты» являются не единичным ноу-хау изворотливых техников-лесников, а системой. Эта «система» в свое время привела к довольно курьезному случаю – когда городские власти от щедрот выделили квартиру параолимпийскому чемпиону, пловцу Виктору Смирнову, то при оформлении документов на право собственности оказалось, что жилье до сих пор находится в банковском залоге. И руководитель компании, строивший дом спортсмену и его соседям, потом пояснил: на стройку, мол, чуть не хватало, вот и … Кредит на квартиру Смирнова был оформлен на личного водителям директора этой компании. Там, к счастью, все разрешилось благополучно. В случае с «Донтехлеспромом», к сожалению, - нет.
В интервью «УРА-Информ.Донбасс» Владимир Тарабановский, в свою очередь, упрекнул банки в том, что те выдают ипотечные кредиты кому попало. «Мне, допустим, не совсем понятна и система кредитования, потому что ни один банк не может дать кредит без залога и не проверить кредитную историю. Если брали на вооружение тот факт, что УКС является заказчиком, то должны были проверять и в УКСе, есть ли другие контракты. Есть даже такие случаи, что дважды выдавались кредиты на одну и ту же квартиру. Что, банк не знал, что эта квартира у него же в залоге?… А когда УКС начал со своей стороны запрашивать «Райффайзен Банк Аваль»: дайте информацию, кто и на каких условиях получил кредиты, они говорят, что это коммерческая тайна. Это же абсурд! Как будто мы – лицо, непричастное к этому», - жаловался начальник Управления.
Помимо «Райффайзен Банк Аваль» к этой истории причастен, по словам обманутых инвесторов, и «Укрсоцбанк». От официальных лиц этих финансовых учреждений мы пока никаких комментариев по поводу вышеизложенного не получили, и наши коллеги - тоже, несмотря на довольно настойчивые просьбы. Поэтому сразу заявляем, что готовы предоставить свои страницы для пояснения ситуации.
Владимир Тарабановский добавил, что никакой связи сейчас с компанией-подрядчиком не имеет, но пообещал, что власти защитят, тем не менее, пострадавших инвесторов. «Все, кто заключили контракты, внесли деньги и имеют подтверждающие документы… мы будем этих жителей поддерживать и защищать их права», - заверил чиновник, добавив, что муниципалитет, со своей стороны, также обратился в прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации. На вопрос, как же быть с банковскими претензиями насчет залогов, Тарабановский ответил: «Это проблемы банка».
В прокуратуре информацию о том, что им теперь предстоит копаться в хитросплетениях этой истории, подтвердили, и сообщили, что оперативную отработку осуществляют следователи милиции. Милиционеры этого отрицать также не стали, и пообещали сообщить, как только узнаю что-то новое. Ждем-с…
Вместо резюме. Банковские и строительные игры «на грани фола» рано или поздно должны были закончиться чем-то подобным. Это сейчас кризис, а во времена бума продаж на рынке жилья строительные компании и финансовые учреждения шли на любые хитрости, чтобы обойти закон, мешающий росту оборотов. Липовые кредиты и трижды перезаложенные квартиры… И все это при благодушной беспечности власти, которая, как оказалось, не может должным образом контролировать даже операции с жильем, построенным по ее же собственному заказу. Как это у нас всегда и бывает, ответственность за ошибки власть имущих и денежных мешков перекладывают на «маленького украинца».
Раз уж мы с вами взялись морализаторствовать, давайте зададимся простым вопросом: почему до сих пор молчали… ну, скажем, банки? Кредитов не возвращают, происходит неизвестно что, а банкирам как будто бы плевать. В конце концов выяснилось, что банкиров просто «кинули»… а они все равно не шевелятся. На этот вопрос может быть только два правдоподобных ответа. Первый – в банках работают такие же компетентные и ответственные люди, как и во власти, и потому попросту не в курсе, что вообще происходит. Второй – банкиры всегда рассчитывают, что удастся компенсировать свои потери за счет обирания кого-то послабее и поглупее, чем бесчестные дельцы.
Граждане, будьте бдительны! И перечитайте мудрую сказку «Чипполино». Может, и правда проще построить свой дом самому? Лучше уж каждый день таскать по кирпичику, чем в одночасье лишиться всего.
Евгений Шибалов