От Москвы требуют извинений – но почему никому не приходит в голову самим извиниться перед Россией?
От Москвы требуют извинений – но почему никому не приходит в голову самим извиниться перед Россией?
В последние десятилетия вошла в моду международная «политкорректность». Многие правители мира принялись извиняться за истинные и мнимые прегрешения своих предшественников. Европейцы покаялись в своём прошлом колониализме. Римский папа – в антисемитизме прежнего Ватикана. Немцы, кажется, умудрились покаяться перед всеми, перед кем только было возможно. Даже поляки, эти «невинные жертвы двух тоталитарных режимов», и то извинились перед евреями за былые погромы (а их за все времена поляки устроили немало). Само собой, вся «политкорректная» Европа требует теперь всяческих извинений и покаяний от России.
И Россия, уступая поветрию моды, уже извинилась за дела Советского Союза в отношении Чехословакии в 1968 году, Венгрии в 1956-м, почти извинилась за катынское дело в отношении поляков. Но этого мало. От России требуют покаяться за «оккупацию» в 1944-1945 гг. Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии... Хотя эти страны были либо союзниками гитлеровской Германии, либо были оной оккупированы. Следовательно, воюя против Германии, советская армия не могла в свою очередь не «оккупировать» эти страны. Точно также, как англичане и американцы в это же время «оккупировали» Италию, Францию, страны Бенилюкса, Грецию. Впрочем, Грецию англичане в 1944 году действительно оккупировали, вмешавшись в тамошнюю гражданскую войну на стороне одной из местных сил против другой. Но до сих пор Великобритания что-то не торопится извиняться перед Грецией за вооружённое подавление там антифашистского Сопротивления...
Бывшие советские республики тоже вовсю требуют не только извинений, но и материальной компенсации за «оккупацию». Вслед за Прибалтикой и Грузией эту эстафету перехватила Молдавия. А там, возможно, дело дойдёт и до Азербайджана с некоторыми среднеазиатскими республиками. Вот только сами эстонцы, латыши, литовцы «забывают» покаяться в злодеяниях своих карателей в эсесовской форме на территориях Российской Федерации и Белоруссии в 1941-1944 гг. А ретивых грузин вместе со свидомыми украинцами как-то не смущает тот факт, что в годы «русской оккупации» именно их республики навязывали свою правящую элиту всему Советскому Союзу, вплоть до первых лиц государства.
В ходе гражданской войны в Финляндии в 1918 году там было убито (при активном участии германских интервентов) несколько тысяч русских солдат и мирного русского населения. За мнимый «большевизм». Когда волна убийств затихла, оставшимся в живых русским (хоть бы они жили там уже несколько поколений) было предложено покинуть Финляндию. Но и долгое время спустя официально провозглашённой доктриной независимой Финляндии оставалась... русофобия! Кажется, это единственный в мировой истории такой пример. Больше ни одно другое государство до такого не доходило.
Но финны тоже не выказывают намерения каяться в массовых убийствах русских и в своей русофобии. Как и в участии во Второй мировой войне на стороне Гитлера. Зато там поднимаются вопросы о компенсациях финнам, переселившимся с территорий, отошедших к СССР в результате войн 1939-1940 и 1941-1945 гг. Да и про сами эти территории – Карельский перешеек с Выборгом, северный берег Ладоги, Печенгу – в Финляндии всё чаще говорят как о «незаконно оккупированной сталинским режимом».
Поляки, крича о 1939 годе, вряд ли забыли, каким образом те территории, которые СССР тогда занял, в 1920 году оказались в составе Польши. Но раз публично их никто об этом не спрашивает, то зачем вспоминать? А если вспомнить, то резонно встал бы вопрос об извинениях Польши перед Россией за агрессию 1919-1920 гг. и за массовое уничтожение русских военнопленных в польских лагерях. Перед Украиной, Белоруссией и Литвой Польша обязана извиниться за то же самое плюс ещё за почти двадцатилетнюю оккупацию значительной части территории этих государств.
Ну, а если посмотреть дальше в глубь времён, то разве не должна Польша, с точки зрения нынешней «политкорректности», извиниться перед Украиной и Белоруссией за целые столетия насильственной языковой и религиозно-культурной ассимиляции? И, наконец, перед самой Россией за 1612 год? Или «просвещённым народам» позволено творить всё, что угодно, в отношении «русских варваров»?
В средневековье, мы знаем, была такая точка зрения. Ливонские рыцари считали, что клятва в соблюдении договора с «язычниками» (коими они считали и православных) недействительна. Её нарушение не является клятвопреступлением. Так «христолюбивое» тевтонское воинство посчитало накануне Раковорской битвы (1268 г.) с русскими, за что, однако, жестоко поплатилось.
Вообще, европейцы ещё в те далёкие времена частенько применяли к России «двойные стандарты»: что нежелательно в отношениях между «цивилизованными» народами, вполне допустимо в отношение «русских варваров». Взгляд на «православных схизматиков» как на «недочеловеков», подлежащих насильственному «окультуриванию», начал постепенно входить в идейный обиход европейцев вскоре после окончательного разделения Церквей. И уже в XIII веке дал первые «плоды». Невская битва 15 июля 1240 года, где князь Александр Ярославич наголову разбил шведов, была вызвана крестовым походом шведов на Новгородскую землю. «Точно на магометан в Святую Землю, с пением священных гимнов, с крестом впереди, вошли шведские крестоносцы на свои корабли летом 1240 года», – пишет историк А. Нечволодов.
Правда, некоторые историки доказывают, что в 1240 году шведы не преследовали цель обратить в католичество Русский Север. Дескать, их целью были нерусские, финские племена Новгородской земли. Пусть так. Но это отнюдь не отменяет факта вооружённого вторжения на Русскую землю.
Спустя сто и один год шведский король Магнус предпринял ещё один поход на Русь, причём ему предшествовало посольство короля в Новгород с вызовом на диспут о вере. Таким образом, официальной целью предприятия становилось обращение русских в католичество. Русские историки как-то мало уделяют внимания этому событию 1341 года, хотя оно не менее значительно, чем Невская битва. Шведскому войску удалось овладеть городом Орешек в истоке Невы из Ладоги. Только спустя год новгородцам удалось отбить свой форпост на Балтике. За этот год шведы изрядно показали себя в оккупированном ими Орешке насильственным «перекрещиванием» русских.
Такие мероприятия были, впрочем, вполне в духе крестовых походов, начиная с 4-го (1202-1204), закончившегося разорением Константинополя и разделом Византии между западными феодалами. Тогда в руки католической церкви попало немало православных святынь. Вообще то, ныне они бы подлежали реституции как культурные ценности. Но кому их теперь возвращать-то? Византии нет, а многими её землями нынче владеет Турция...
Когда поляки в 1610 году обманом оккупировали Москву, их невысказанной поначалу, но всё более просматривавшейся целью по-прежнему было навязывание русским католической веры. Польская оккупация сопровождалась многочисленными актами глумления над православными святынями и насилия над русским священством, включая убийство патриарха Гермогена.
Спустя два с лишним столетия, когда (в 1794 году) русские войска впервые в своей истории брали Варшаву – никаких эксцессов, железная дисциплина, подчёркнутое уважение к святыням и культурным ценностям польского народа. После чего польское дворянство инкорпорируется в правящий класс Российской Империи во всеми своими привилегиями.
Это была не первая война, когда Россия занимала европейские страны. В Семилетнюю войну 1756-1763 гг. Россия пять лет по факту владела Восточной Пруссией. Эта «оккупированная» часть враждебного государства управлялась русским генерал-губернатором на основании прусских законов, в уточнение и изменение которых русская администрация издавала свои правила, требуемые жизнью. Имущество прусских подданных охранялось законом. Успех управления был таким, что дворянство Восточной Пруссии в конце концов обратилось с челобитной к императрице Елизавете Петровне с просьбой принять их в русское подданство. Увы, государыня скоро умерла, а Пётр III поспешил закончить войну, вернув Фридриху II Восточную Пруссию...
В Семилетней войне произошёл один случай, достаточно характеризующий нравы России и Европы. Когда Русская армия перенесла военные действия на территорию собственно Пруссии, и Фридрих «Великий» бегал с остатками своего войска по всей стране, спасаясь от русских, наши части, преследуя его, на несколько дней заняли столицу Пруссии – Берлин, уступленный Фридрихом без боя. Было это в сентябре 1760 года. До этого берлинские газеты полнились карикатурами на русских солдат и вздорными слухами о них, вплоть до того, что казаки питаются мясом грудных младенцев. Когда русские вошли в Берлин, бюргеры с удивлением увидели европейскую армию с образцовой дисциплиной. Генерал Чернышёв приказал разыскать сочинителей пасквилей и хорошенько их выпороть. После чего Русская армия пустилась дальше в погоню за неуловимым Фридрихом, оставив Берлин. «Газетиры», почесав поротые места, вновь принялись за старое – сочинять небылицы про Россию...
В 1812 году оставляя Москву Наполеон приказал взорвать Кремль. Только спешка в выполнении этого приказа, вызванная разгаром эвакуации, помешала это сделать в полной мере. Напомним, что случилось это после уничтожившего почти всю Москву великого пожара, в котором немало повинны были те же французы.
Спустя полтора года русские войска (правда, не одни, а вместе с присоседившимися к ним пруссаками и австрийцами, переметнувшимися от Наполеона, когда тому стало изменять военное счастье) вступают в Париж. О, Париж! Мечта русского! Разве могла возникнуть у русского офицера, дворянина мысль о том, что Париж допустимо сжечь в отместку за Москву? Чтобы взорвать Лувр или Версаль?! Это же Париж, центр цивилизации!..
В 1854 году во время Восточной (Крымской) войны британский корвет подошёл к маленькому русскому городку Кола в устье одноимённой реки (где ныне стоит город Мурманск). Капитан корвета потребовал сдачи города, угрожая бомбардировкой. Русские отказали. Канонада привела к пожару, в результате которого полностью сгорел весь город, в том числе красивейшая (по типу той, что в Кижах) деревянная церковь. Жители были заблаговременно эвакуированы. Сделав своё геростратово дело, британский капитан удалился.
«Город Кола временно перестал существовать. Больше английские суда не появлялись. Трудно понять, зачем всё это было проделано англичанами, – задавался вопросом историк Е. В. Тарле, – т. е. зачем было грозить (как они это сделали, посылая парламентёра) полным уничтожением города в случае отказа в немедленной сдаче, а главное – зачем нужно было с такой беспощадностью осуществить эту угрозу и смести с лица земли никакого значения, ни стратегического, ни экономического, не имевший заброшенный городок?». Мы-то уже знаем, что подобные акции устрашения кажутся англосаксам вовсе не бессмысленными – они органически входили в их арсенал во всех войнах и в ХХ веке.
В мае 1855 года английские и французские суда высадили десанты в ряде городов российского черноморского и азовского побережий – Керчи, Анапе, Геническе, Бердянске, Мариуполе. Никакого стратегического значении эти акции также не имели, зато террором против беззащитного мирного населения «просвещённые европейцы» зарекомендовали себя в полной мере. Вступив в августе 1855 года, после 11-месячной осады, в Севастополь, французы осквернили могилу адмирала Нахимова и другие воинские захоронения в Свято-Владимирском соборе.
Ну, а разве интервенция западных держав в различных областях России в 1918-1922 гг. не есть достаточная причина, чтобы извиниться перед нашей страной? В ходе оккупации русского Севера, Сибири, Дальнего Востока, южно-русских портов интервенты конфисковали и вывозили различные материальные ценности – от кораблей и леса до предметов старины. То немногое, что они отдали белогвардейцам, в конечном итоге снова оказалось в руках иностранных держав и не было возвращено в Россию. Карательные экспедиции против мирного населения были обычной практикой у англичан и американцев под Архангельском, у японцев в Приморье и на Сахалине. А прямое вмешательство в российскую гражданскую войну на одной из сторон? А поставки оружия, которым одни русские убивали других русских? Напомним, что на Генуэзской конференции 1922 года встречные требования Советской России к западным державам возместить ущерб за интервенцию заставили тех снять свои претензии относительно выплаты Советской Россией долгов Российской империи и Временного правительства. Но за интервенцию они не извинились до сих пор.
Сталкиваясь с претензиями и обвинениями в адрес России, не будем забывать обо всём этом. Надо смелее напоминать европейцам с их слишком короткой и избирательной памятью об их действительных и многочисленных винах перед нашей страной.
Ярослав Бутаков win.ru
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.