Письма Петра Качура из Житомирской области и Вадима Лониковского из Львова поразили меня тем, что их авторы умудрились вместить в два относительно небольших послания львиную долю тех штампов, которые сейчас насаждаются государственной пропагандой. Особенно это касается истории ОУН-УПА.
Снова антироссийские штампы
С вашего позволения, я не буду подробно останавливаться на антироссийских штампах, которыми снабдил свое письмо г-н Качур. Львиную долю приведенных им фраз, которые приписаны различным российским деятелям, я анализировал в статье «Антироссийская истерия как часть операции «Спасение рядового Ющенко» («2000», № 16 (411), 18—24 апреля 2008 г.). Там довольно подробно разбирается технология фальсификации для раскручивания антироссийской пропаганды. И, кстати, в той же статье я указал на то, что во всех официальных документах «Нашей Украины» российский генерал Балуевский упорно называется генералом Валуевским. Поскольку г-н Качур совершает точно такую же ошибку, смею предположить, что источником информации для него, к сожалению, служат не сами слова российских политиков и генералов, а их интерпретация различными партийными пропагандистами Украины.
Любопытно также, что автор письма даже не обратил внимания на один досадный для него факт: в качестве подтверждения своих слов о злокозненности российских политиков он цитирует обозревателя газеты «2000» Алексея Попова, чем полностью дезавуирует свои же обвинения в адрес газеты. Как видим, журналисты «2000» имеют свои, зачастую различные, взгляды и на историю, и на российско-украинские отношения, о чем признаются на страницах самого издания.
Из того, что я часто слышу на разных околополитических тусовках, но о чем еще не писал в «2000», отмечу лишь разговоры о том, что «и в России, и в Украине люди живут одинаково». А вся разница в цифрах, демонстрирующих уровень жизни двух народов, объясняется, мол, исключительно «различной методологией». Могу предложить автору этого утверждения ознакомиться с проектом ООН по выработке так называемого «Индекса человеческого развития», исчисляемого как раз по единой методологии. Он свидетельствует, что Россия все же опережает Украину по этому показателю. Но даже если кто-то сомневается в цифрах, не доверяет им, пусть на секунду подумает: куда едут десятки, сотни тысяч граждан на заработки, в поисках лучшей жизни? Поток российских трудовых мигрантов идет в Украину или все-таки это украинские граждане едут работать в Россию и Москву? Интересно, что тут еще можно доказывать?
Штамп об «оккупантах», сепаратистский
Ну а теперь, собственно, о пропаганде деяний бандеровцев, жертвами которой, как мы видим, и по этим письмам в том числе, становятся многие наши граждане (чуть ниже мы обязательно поговорим о том, как достигается этот результат). Главная беда жертв государственной пропаганды во все времена заключается в том, что они не обращаются и не хотят обращаться к первоисточникам, не умеют и не хотят учиться критическому подходу к обрушивающейся на них информации. Так было с этими людьми в советское время, когда они сначала слепо верили в то, что Троцкий — герой, а затем в то, что он — злейший враг. Верили в то, что Тито — главный антифашист мира, а чуть позже в то, что он главный пособник Гитлера. Верили в то, что солнце всходит по решению ЦК КПСС, а на закате советского периода в то, что это ЦК — аккурат средоточие мирового зла.
К сожалению, таких легковерных людей с быстро поддающимся любой манипуляции сознанием у нас очень много. Их легко узнать по тому, как они воспринимают официальную пропаганду. Именно подобные люди, как правило, были самыми яростными партийными активистами, клеймили «врагов народа» и диссидентов, а теперь громче всех говорят о преступлениях коммунистов и подвигах тех же самых «врагов народа», требуя присвоить им звание Героя Украины. Не дай Бог, вы напомните им о партийном прошлом. Большего оскорбления для них вы не найдете и вызовете у них слепую ярость. В худшем случае вас обвинят во лжи (даже если вы прекрасно знали этого человека в годы его работы в райкоме партии или что он лауреат Государственной премии за антибандеровское литературное сочинение). В лучшем — услышите пафосные слова о том, что в «кошмарные советские годы эти люди просто ничего не знали». Я часто встречаю этих несчастных на митингах, в телестудиях и, кстати, в редакциях различных украинских СМИ. Поэтому, с позволения читателей, буду сейчас говорить не только об аргументах авторов двух вышеупомянутых писем, но и о том, что говорят «ничего не знавшие» тогда и не желающие ничего знать сегодня.
Один из главных штампов, которые сейчас распространяются бандеровскими пропагандистами, касается географии действий УПА. «Они воевали на своей земле, а пришедшие к ним коммунисты были оккупантами», — безапелляционно заявил мне некий юный фанат Бандеры в одной из студий государственного ТВ. Вот и г-н Лониковский ретранслирует этот штамп: «Про что бы ни говорили коммунисты и москвофилы, но воины УПА воевали на своей земле, которые были частью польской державы, и имели законное международное право уничтожать как нацистских, так и советских «освободителей». Не хотел бы указывать автору данного пассажа на «жуткую» неувязочку — само собой, жуткую с точки зрения официальной пропаганды. Если львовянин Лониковский в самом деле считает незаконным акт передачи Волыни и Галичины под юрисдикцию СССР в 1939 г., и если УПА действовала на территории все-таки польской державы, то тогда их репрессии против поляков (согласно «законному международному праву», как выражается автор) являются открытым бандитизмом. А мне казалось, что среди мотиваций действий бандеровцев даже наша официальная пропаганда не называла борьбу за «свою польскую державу».
Но теперь все-таки об аргументах относительно войны на «своей» территории и «оккупантах», вторгнувшихся в несчастные Галичину и Волынь после освобождения их от фашизма. Хочу обратить внимание авторов подобных рассуждений, что, говоря так, они по сути дела становятся сепаратистами! Да-да, именно так! Ведь кто пришел освобождать Западную Украину от фашистов? Бойцы 1-го Украинского фронта, разгромившие, в частности, и пресловутую дивизию СС «Галичина» (ее вояк тоже надо причислить к защитникам «своей» территории?). Львиную долю бойцов 1-го Украинского составляли жители Восточной и Центральной Украины, этнические украинцы (глава Института национальной памяти Игорь Юхновский недавно договорился до того, что их там было от 60 до 80%!), освобождавшие свою Родину. Заявлять сейчас, что, придя на запад Украины, они пришли как оккупанты на «чужую» территорию, означает не признавать единства Украины.
Распространяя подобный постулат, его авторы сами не понимают, что попадают в ловушку. Ведь они с гордостью при этом рассказывают о деятельности «украинского националистического подполья» на востоке Украины, в Донбассе и в Киеве. Они с придыханием говорят о «походных группах ОУН», которые приходили в оккупированные фашистами города Украины (забывая, конечно, добавлять, что приходили они в немецких обозах и действовали по прямым указаниям абвера и отделов пропаганды Геббельса). Так эти галичане, под эгидой фашистов украинизировавшие Донбасс, действовали на «своей» территории или были для дончан «оккупантами»? Если авторы постулата об «оккупации» Галиции и Волыни восточными украинцами соглашаются с тем, что галичане в 1941—1942 гг. участвовали в оккупации центра и востока Украины (а логика их рассуждений требует от них признания этого факта), тогда они вынуждены признать, что во Второй мировой воевали две различные Украины. В этом плане рассуждения восточных украинцев, считающих коллаборационистов из Галичины (или «галицаев», как сейчас стало модно называть их в интернете) всего лишь пособниками немецких оккупантов, кажутся более «государственническими» с точки зрения признания единства Украины.
Какое отношение Луганск имеет к УПА?
Однако украинские националисты не стесняются этих своих двойных стандартов по отношению к различным регионам Украины. Они практически низвели жителей востока Украины к людям, которые не должны иметь право ни на активную жизненную позицию, ни на свои оценки истории. Так относятся к народам оккупированных территорий.
Нам сейчас пытаются внушить, что жители Восточной Украины вообще не имеют права рассуждать о злодеяниях УПА. Недавно на одном из «круглых столов» некий пропрезидентский «эксперт» сокрушался по поводу кампании по установке памятников жертвам ОУН-УПА в Луганской области. «Ну какое отношение УПА имеет к Луганской области? — восклицал он. — Найдите хотя бы одного луганчанина, который погиб от рук вояк УПА!»
Этим «экспертам», похоже, невдомек, что как раз луганчане и многие другие жители востока Украины (в массе своей — именно этнические украинцы) являются одной из пострадавших сторон в войне с фашистскими коллаборационистами Западной Украины. И, кстати, имеют гораздо больше прав на установку памятников жертвам, павшим от рук бандеровцев, чем галичане — на установку памятников жертвам голодомора, который совершенно не затронул западные области Украины (об этом почему-то президентские «эксперты» не говорят).
У меня, к примеру, имеются несколько заявлений от жителей Сватовского района Луганской области с просьбой установки у себя памятника жертвам ОУН-УПА. Все они — родственники советских воинов, погибших от рук бандеровцев. К этим заявлениям прилагаются официально заверенные военкоматами карточки погибших. Вот некоторые из них:
«Аникеев Кирилл Иванович. Сватовский район, с. Оборотновка. Национальность — украинец. Сержант. Погиб в бою с националистическими бандформированиями. 02.01.1947».
«Борзило Максим Филиппович. Сватовский район. Сержант. 18.01.1946 года погиб в борьбе с бандформированиями».
«Кузнецов Дмитрий Павлович. г. Сватово. Национальность — украинец. Убит украинскими националистами в Западной Украине в 1947 г.»
«Кириченко Петр Григорьевич. г. Сватово. Национальность — украинец. Старший лейтенант. Погиб в бою с националистическими бандформированиями 23.04.1945 г.»
Здесь речь идет только о военных. А сколько от рук бандеровцев погибло выходцев с востока Украины, поехавших восстанавливать Галичину после войны, — шахтеров, учителей, медсестер! Есть у меня и заявление жителя того же города Сватово Юрия Роговского, который тоже настаивает на установке в своем городе памятника жертвам ОУН-УПА: «Моя тетя, Груздо Клавдия Степановна, выпускница Сватовской СШ № 6, по окончанию Старобельского педагогического института в 1948 г. была отправлена в Западную Украину, в село Дубье на Львовщине... Она была убита в постели бандеровцами в 1950 г.». По свидетельству донецких историков, только за 1946 г. в Западной Украине погибло до 6000 выходцев из Донбасса, из которых имеющих отношение к силовым структурам было менее двух тысяч.
Так имеют право на востоке Украины считать бандеровцев бандитами? Имеют к ним отношение злодеяния ОУН-УПА или нет? Так была молодая украинская учительница из Сватово, приехавшая учить сельских детишек Галичины, «оккупантом» на «чужой» земле, или все-таки она имела право считаться жительницей единой Украины?
Как из нацистов делают «победителей»
Еще одна штампованная идея, которую нынешние жертвы государственной пропаганды (скоро, похоже, надо будет ставить памятники и им) пытаются повторять от случая к случаю, касается главной цели деятельности УПА: якобы она боролась за независимость Украины, что уже делает ее бойцов героями. Как-то в дискуссии на Первом Национальном разгоряченный необандеровец пафосно воскликнул: «УПА боролась за единую, независимую Украину! Мы видим, что единая, независимая Украина состоялась, а это значит, что УПА победила!» Ему радостно аплодировали в студии. Вот и г-н Качур пишет: «Эти хлопцы воевали не за деньги, они воевали за идею».
Может быть, кто-то в УПА и воевал за идею (я не хочу сейчас рассуждать о деньгах абвера и о жестоких репрессиях против тех, кто отказывался идти в лес). Даже могу допустить, что кто-то из них действительно хотел построить независимую Украину. Но разве эта цель оправдывает любые средства? В конце концов некоторые из эсесовцев и гестаповцев, наверное, искренне верили, сжигая евреев в концлагерях или пытая украинских партизан, что они таким образом вносят свой скромный вклад в дело построения Великой Германии. Теперь мы видим, что Германия входит в число мощнейших держав мира. Значит ли это, что гитлеровцы уже победили?! Оправдывает ли это злодеяния фашистов, воевавших «за идею»? Или наоборот, преступления идейных бандитов от этого еще страшнее?
Говоря о том, что ОУН и УПА якобы боролись за независимую Украину, нельзя забывать, за какую Украину они боролись. В этом смысле всегда стоит всем интересующимся почитать первую статью проекта Конституции Украины, составленной идеологом ОУН Николаем Сциборским в 1939 г. (кстати, многим будет любопытно узнать, что по заказу шефа абвера Канариса — правда, сюрприз?): «Украинская держава является авторитарным, тоталитарным, профессионально-сословным государством», которое управляется Вождем нации (попросту говоря — фюрером), ответственным лишь «перед Богом, историей и собственной совестью».
Достаточно почитать монументальную работу Сциборского «Нациократия», чтобы убедиться в непреложной истине: ОУН планировала создать абсолютно тоталитарное, нацистское государство Украина. Если кто-то считает, что таковое у нас создано, а потому бандеровцев можно считать победителями, тогда впору поднимать антифашистское восстание и помнить о решениях Нюрнбергского трибунала, осудившего вообще идеологию нацизма, а значит, и идеологию ОУН.
Сталинские репрессии творили переодетые бойцы УПА?
Также неплохо было бы задаться и вопросом о методах достижения этих целей. Или кто-то до сих пор считает, что обмотанные колючей проволокой грудные дети с табличками «Дорога к самостийной Украине» — это и была борьба за ту самую независимую Украину, которая теперь состоялась? Никакие цели не оправдывают зверств, чинимых бандеровцами относительно польского, русского, еврейского и отнюдь не в последнюю очередь украинского населения.
Эти зверства действительно трудно скрыть. В конце концов о них немало пишут и сами представители ОУН-УПА. Достаточно почитать воспоминания мельниковцев о бандеровцах и наоборот, чтобы убедиться как минимум в двух неоспоримых фактах: а) в том, что эти группировки с самозабвением занимались взаимным истреблением и б) в том, что использовались для этого самые нечеловеческие, средневековые орудия и методы убийства.
Особенно не отрицая этого, наша государственная пропаганда придумывает другой ход — радостно сообщает о том, что есть неопровержимые доказательства использования бойцов НКВД, переодетых в форму УПА. Очень активный последнее время изобличитель еврейского засилья в НКВД, глава «Центра исследования освободительного движения» Владимир Вьятрович радостно продемонстрировал журналистам пару документов, найденных им в архивах, где сказано, что боевики «советской госбезопасности», выдавая себя за вояк УПА, совершили несколько грабежей мирных жителей. Эти документы вовсю анонсировал лично и. о. главы СБУ Наливайченко. На поверку это оказались отчеты военных прокуроров о наказании представителей спецгрупп Острожского и Хустского райотделов МГБ, уличенных в мародерстве (заметьте, не в убийствах или зверствах против мирного населения). При этом «историки» от СБУ не особенно акцентировали внимание на том, что военная прокуратура рассматривала эти преступления как ЧП и показательно наказала виновных. Согласитесь, это выбивает почву под аргументами националистов о том, что зверства бандеровцев надо списывать на переодетых «энкавэдэшников» — если коммунисты наказывали своих даже за мародерство, то уж тем более они должны были бы наказывать за убийства.
Однако на открытии в Донецке выставки, посвященной истории УПА, г-н Вьятрович не моргнув глазом заявил: «Учителей, врачей, приезжих из других регионов убивали переодетые бойцы НКВД. Чтобы обмануть местное население» (цитирую по газете «Донбасс», на вопросы которой он отвечал). И даже не стесняется того, что доказательств этого утверждения у него нет.
Хотя одно «доказательство» пропагандисты деятельности УПА приводят постоянно. Это цитата из якобы донесения наркома внутренних дел УССР Рясного наркому внутренних дел СССР Берии от 26 июля 1945 г. Она есть ныне чуть ли не на каждом бандеровском сайте, чуть ли не в каждой книге, в которой отбеливаются преступления УПА (еще бы, ведь никаких других «доказательств» нет). О том, как фальсифицировались эти, с позволения сказать, «цитаты», убедительно рассказал в своей статье «Миф о «переодетых энкавэдэшниках»» Олег Росов («2000», № 45—46 (389—390), 9—15, 16—22 ноября 2007 г.). А ничего другого бандеровцы придумать не могут и потому продолжают использовать несуществующую цитату Рясного в своих целях, даже внеся ссылку на нее в свои электронные энциклопедии.
И снова-таки, они не очень задумываются над логикой своих аргументов. Они находят факты использования НКВД и МГБ агентов, которые проникали в бандформирования с целью их уничтожения (что, кстати, никогда и никем не скрывалось — мало того, об этом много писали и в советское время), и на этом основании бездоказательно заявляют, что преступления совершались именно этими людьми. Тут же следуют гордые рассказы о том, что самые «героические» бойцы УПА переодевались в форму Красной армии и НКВД (тоже абсолютно достоверный факт) с тем, чтобы бороться с «коммуняками». Но если пользоваться ущербной логикой бандеровских пропагандистов, то мы должны сделать такие выводы: все сталинско-бериевские репрессии совершались переодетыми бойцами УПА! Так необандеровцы вновь попадают в собственные логические ловушки.
«Этих бандитов надо на куски резать за их злодеяния»
Вьятрович и иже с ним даже не думают объяснять, почему же представители ОУН (особенно мельниковцы) в своих воспоминаниях пишут о зверствах УПА в Западной Украине. И уж тем более официальная пропаганда нигде не удосужилась растолковать, как получилось, что выжившие жители западноукраинских сел, подвергшихся налетам УПА, свидетели зверств бандеровцев безапелляционно утверждали, что это — вояки именно националистических бандформирований. Ведь зачастую жители этих сел прекрасно знали обидчиков в лицо, опознавали своих односельчан, давно уже связанных с УПА.
Известный канадский историк украинского происхождения Виктор Полищук приводит массу свидетельств этому. Вот, к примеру, одно из воспоминаний свидетеля бандеровской резни: «14 июля 1943 г. в Колодне бандеровцы замучили 300 человек. Согнав их, приказали лечь, мол, будут делать обыск. В лежачих начали стрелять. Свидетель — Антек Полюля. Бандеровцы из Колодни: Андрей Шпак, Семен Коваль, Володя Сничишин, из Олешкова — Павел Романчук. К убийству призывал поп, который говорил: «Будем святить ножи, чтобы кукель из пшеницы вырезать». Заметьте, этот свидетель прекрасно знал бандитов по именам и фамилиям, видел и местного священника, призывавшего к расправе. И ведь еще никакого НКВД, а уж тем более их спецгрупп в этих краях и в помине не было!
А вот еще одно преступление, совершенное в тот же день и описанное выжившим свидетелем в той же книге: «Во вторник, 14 июля 1943 г., в селе Селец Владимир-Волынского района украинцы убили двух пожилых людей — Юзефа Витковского и его жену Стефанию. Их застрелили в собственной хате, которую потом подожгли. После полудня этими же топорами убили двух пожилых людей Михаловичей и их 7-летнюю внучку, мужа и жену Гроновичей, экономку ксендза по имени Зофия. В убийствах принимал участие Иван Шостачук, который до войны был в польской армии капралом и поменял свое вероисповедание на римо-католическое». И таких свидетельств — сотни, если не тысячи! Ни одной книги не хватит, чтобы вместить все задокументированные показания как жертв насилия боевиков УПА, свидетелей этих преступлений, так и самих бандеровцев, сдавшихся или захваченных в плен.
В марте 1957 г. в селе Дермань Вторая (Ровенская область) состоялось торжественное перезахоронение павших от рук вояк УПА, которые зверствовали в этом районе с 1944-го по 1948 г. Когда обнаружили колодцы, куда бандеровцы сбрасывали трупы своих жертв, решили провести эти похороны, на которые съехалось множество жителей соседних сел и высокое начальство из Киева. Участники траурной церемонии вспоминали о проникновенном выступлении на могилах некоего известного «писателя» из столицы, который заявил: «Дорогие братья, отцы, на нашу Украину нападали татары, турки, поляки и немцы, но никто так не издевался, как украинские националисты, бандиты». Судя по тому, что трагедию Дермани воспел Дмитро Павлычко («Та здавалось мені, що не ворони, // А бандерівські хижі кати // Прилетіли в покинуті сторони // Заховати криваві сліди»), можно предположить, кто был автором этой пламенной речи.
В официальном сообщении о похоронах множество высказываний жителей Дермани, потерявших близких. Многие из них, опознав тела своих родных, точно называют имена и фамилии односельчан, которые виновны в мученических смертях людей. Тут не может быть никакой ошибки по поводу «переодетых энкавэдистов». Например, Роман Бойко заявляет во время похорон: «Я был свидетелем, когда бандиты ОУН — мои односельчане Дзюбенко Степан, Андрощук Роман и Шевчук Василий Сидорович забрали из дому моих отца и мать, которых зверски убили, нанеся им неисчислимые ножевые раны в грудь». Бойко и другие его односельчане громко возмущаются тем, что в село вернулся один из бандеровцев — Василий Шевчук, которого амнистировали за то, что тот явился с повинной в 1947 г. Бойко по этому поводу заявляет: «Проживание Шевчука в нашем селе и безнаказанность его за совершенные им злодеяния вызывает во мне глубокую ненависть к нему и возмущение к советской власти, которая прощает Шевчуку и ему подобным такие поступки. Я прошу предоставить мне право лично возместить Шевчуку за убийство моих родителей».
Ему вторит престарелая колхозница Ефросиния Кравчук, воспитавшая внучку, родителей которой замучили бандеровцы: «Органы советской власти по отношению к бывшим бандитам ОУН не принимают более жестоких мер. Этих бандитов, руки которых в крови, надо на куски резать за их злодеяния. Моя рука не дрогнет сделать это над теми, кто повинен за наше горе». Подчеркиваю, эти люди прекрасно знают бандитов, они были свидетелями их (а вовсе не НКВД) злодеяний.
Вы знаете, я часто смотрю на фотографии с этих похорон в Дермани Второй (спасибо Олегу Росову за то, что разместил их в интернете). Я часто вглядываюсь в фотографии 7—15-летних детей, плачущих над могилами своих отцов и матерей, братьев и сестер, зверски замученных вояками УПА. Прошел 51 год после тех похорон. Соответственно этим детишкам теперь около 60 лет. Неужели они могут сейчас голосовать за тех, кто требует реабилитации бандеровцев?! Неужели и они, как и многие жители Волыни, настолько поддались официальной пропаганде, что забыли об этих похоронах, о рассказах своих чудом уцелевших бабушек и дедушек?! Вот это у меня в голове не укладывается никак! Вот этого я никогда не пойму!
Как из детоубийц делают «Героев Украины»
Иначе как кощунственными не могу назвать утверждения автора одного из писем по поводу списка жертв ОУН-УПА Городокского района Львовской области. Он приравнял их к эсэсовцам, сжигавшим села (как правило, эсэсовцы использовали для этой черной работы украинских полицаев, в том числе тех, которые потом влились в УПА, но об этом автор письма, само собой, «скромно» умалчивает). Ведь в этом страшном списке (см. «2000», 18—19 (413), 9—15 мая 2008 г.) фигурирует 596 фамилий, из которых подавляющее большинство — как раз крестьяне, хлеборобы, учителя, женщины и, заметьте, именно украинцы. Какое отношение к НКВД имеет 10-летний мальчик Петя Вавринов, убитый бандеровцами в селе Угры? А дети председателя колхоза Петра Звизло, зверски убитые на глазах родителей? Одному было 8 лет, другому 10... А 6-летняя дочка секретаря сельсовета Канцяра, зарубленная топором! А 2-летняя Анна и 4-летний Григорий Ключники, которых точно так же топором зарубили на глазах у матери только за то, что их отец служил на фронте в составе Красной армии и действительно боролся с фашизмом! Как сейчас у кого-то может язык повернуться, чтобы приравнивать этих детей к эсэсовцам, а их зверское убийство — к подвигам?!
Кстати, автор письма вновь повторяет штампы официальной пропаганды. На одних «общественных слушаниях», которые устраивает СБУ, в качестве примера патриотического героизма приведено письмо семьи Павлюков из села Зеленча Хмельницкой области, а также страшные фотографии из материалов этого дела. В ноябре 1951 г. кто-то из Павлюков написал довольно сумбурное письмо о преследовании его «энкавэдистами», перемежая его словами «Слава Украине!», «Героям слава!» и т. д. После этого глава семьи Андрей Павлюк зверски зарубил свою жену, ее сестру и, судя по озвученной СБУ версии, дочь последней Людмилу. Ни в СБУ, ни в ретранслировавших ее версию СМИ не обратили внимания на то, что в самом письме значится несовершеннолетняя дочь Павлюка — Катя, что, естественно, вызывает сомнения в достоверности приведенной версии. После этого сам Павлюк повесился на чердаке дома.
Все это «историки» от СБУ снабдили фотографиями зарубленного семейства, что не помешало журналистам с придыханием повторять концовку письма: «Може, наші імена будуть прозносити, як буде Україна вільна». А ведь могут и произносить, судя по пафосу «общественных слушаний» и статей, последовавших за ними. И эти люди еще недавно осуждали поступок Павлика Морозова?! Я представляю, что о нем говорили бы, если б он достал топор и зверски зарубил собственного отца. А зарубить несовершеннолетнюю девочку в порыве псевдопатриотических чувств — это уже, оказывается, подвиг? Эдак убийце еще и «Героя Украины» дадут! Ведь совершал-то он свое зверское убийство ради «вільної України», и это оправдывает его в глазах «благодарных потомков».
Помните: вам врут!
Можно еще долго разбирать каждый из «аргументов» этих писем, эти пропагандистские штампы. Но я вновь призываю всех, в том числе излишне восприимчивых к официальной пропаганде: как можно более скептично относитесь к любой информации в этом вопросе и особенно идущей от государства! Проверяйте и перепроверяйте, обращайтесь не к трактовкам, а к самим цитатам. Если кто-то всерьез увлекся историей УПА настолько, что готов писать письма в газеты, не поленитесь — сходите в библиотеку (благо, советские книги никуда не делись) и посмотрите, что писали те же Яворивские, Павлычки и прочие нынешние пропагандисты бандеровщины об УПА в 50—70-е. А заодно задумайтесь над тем, правы ли вы, что безоглядно верили им тогда и верите им сейчас.
Я прошу задумываться над теми цифрами и фактами (зачастую сфальсифицированными), которыми нынешние «историки» снабжают вас, над природой их происхождения. Ну, например, если бы наш оппонент подумал над цифрами, характеризующими этнический состав коллаборационистов, и трижды спросил себя, кто мог вести данную статистику, то не стал бы так безапелляционно приводить эти данные. И уж тем более задумался бы над тем, что галичане, сотрудничавшие с немцами, в 1941 г. тоже были гражданами СССР.
Призываю вас очень бережно относиться к цитатам и искать их первоисточник, а не десятую ссылку, чтобы не повторилась история с «цитатой наркома Рясного». Я давно прошу различных националистов, по делу и не по делу подсовывающих различные «цитаты» то Де Голля, то Че Гевары, которые якобы восторгались бандеровцами, показать мне первоисточники. После долгих поисков источника фразы, которую приписывают Де Голлю, все «исследователи» сходятся на украинской версии «Википедии», которая действительно поместила цитату, упомянутую г-ном Лониковским. А на что в свою очередь ссылается «Википедия»? Вообще на несуществующий интернет-ресурс.
Но наших официальных пропагандистов это совершенно не смущает. В газете «Экспедиция XXI» под заголовком «СБУ раскрывает секреты УПА» появляется статья все того же Вьятровича, снабженная отдельными врезками с «цитатами» Де Голля и Че Гевары.
Уважаемые, вдумайтесь на минутку: как коммунист, марксист и сталинист Че Гевара мог восхвалять «партизан», боровшихся против коммунистов?! Однажды я попросил ссылавшихся на Че необандеровцев назвать мне первоисточник. Один из них завопил: «Да вы почитайте «Партизанскую войну» Че Гевары. Он там прямо ссылается на опыт УПА». Вы знаете, почитал. И призываю сделать это всех. Вот единственная фраза, которая имеет отношение к Украине: «Говоря о партизанской войне, надо различать два ее типа. Один является формой борьбы, дополняющей операции огромных регулярных армий. Таковы, например, были действия украинских партизанских отрядов в Советском Союзе; но это не входит в наш анализ. Нас интересует другой тип вооруженных отрядов — тех, которые успешно борются против существующей колониальной или не колониальной власти и создаются как единственная основа борьбы, ведущейся в сельских районах».
Вот, собственно, и все. Но ведь Че Гевара говорит о советских украинских партизанах! О Ковпаке, Федорове, Рудневе, а не об УПА! А если даже предположить, что коммунист Че решил в данном случае написать об УПА, то я бы тем более на месте необандеровцев поостерегся использовать эту цитату. Ведь украинские партизаны, согласно этой фразе, «дополняли операции огромных регулярных армий». Если это об УПА, то действия какой огромной армии дополняли они? Боюсь, ответ на этот вопрос будет для адептов УПА очень печальным.
А вот цитаты нацистского «коммандо» Скорцени необандеровцы могут приводить без особых опасок. Тот действительно мог писать и об УПА, и о Бандере, которого он лично по указанию Гитлера выводил из Кракова зимой 1944/45 гг., о чем оставил свои мемуары и объяснил заодно, зачем фюреру понадобился глава ОУН: «для продолжения работы». Так против кого, вы говорите, боролся Бандера и иже с ним? Неужто против нацистов?
Как из полицая делают «патриота»
К сожалению, вокруг деятельности УПА и ее фюреров нагромождается сейчас огромное количество фальсификаций и лжи. Делается это сознательно и при участии государственных органов, зачастую на деньги налогоплательщиков. Один из очередных свежих примеров подобных фальсификаций привела недавно хорошо известная читателям «2000» публицистка и исследовательница деятельности ОУН Мирослава Бердник, посетившая выставку «УПА: история непокоренных», которую организовали под эгидой СБУ и даже в здании, где находится эта спецслужба. Судя по размаху выставки и книги, изданной опять-таки за казенный счет, наших с вами денег ушло на это немало (а еще говорят, что СБУ плохо финансируется).
Кстати насчет денег. Мирослава Бердник утверждает, что на этой выставке (подчеркиваю, в здании СБУ!) всем показывали фильм о «подвигах» УПА, в конце которого загорались прелюбопытнейшие титры: «Национальная телерадиокомпания Украины. 2008 год». И сразу за ними: «По заказу Всеукраинского объединения «Свобода». Так вот, оказывается, чьими услугами пользуется СБУ для сбора материалов! Возникает закономерный вопрос: раз фильмы, снятые политическими партиями и являющиеся, соответственно, скорее их агитками, тиражируются потом нашими спецслужбами, почему бы им ради плюрализма мнений не заняться демонстрацией фильмов об УПА, снятых по заказу КПУ? Думаю, коммунисты с удовольствием предложат свою версию деятельности бандеровцев. Благо, материалов предостаточно.
А вот вам наглядный пример того, как работают наши государственные органы — совсем в духе оруэлловского министерства правды. Все та же Бердник любезно предоставила мне право продемонстрировать фотографию, которую она сделала на этой выставке (снимок справа). На ней изображен новоиспеченный «герой Украины» с сопроводительной надписью: «Роман Шухевич в рядах ДУН. 1941 г.». По словам Мирославы, Вьятрович, указывая на эту фотографию, рассказывал о том, как Шухевич создавал эту ДУН — Дружину украинских националистов.
А теперь посмотрите на другой снимок — и вы увидите, откуда организаторы выставки в СБУ взяли эту фотографию. Оказывается, на снимке Шухевич в рядах не какой-то ДУН, а в самом что ни на есть немецком подразделении — 201-м шуцманшафт батальоне в Белоруссии в 1942 году! Обратите внимание, что сделали с оригинальной фотографией современные лже-историки. Они аккуратненько вырезали лик «Героя Украины» (помните, как в сталинские годы на фотографиях «вождя народов» постепенно исчезали окружающие его лица!), чтобы не компрометировать его фашистским окружением. Затем фото откровенно затемнили (кто не верит, может зайти на официальный сайт СБУ и убедиться в том, что эта фотография представлена именно в таком, затемненном, виде). Чуть-чуть вымаран нагрудный знак фашистского орла — так, чтобы на сольном фото он выглядел скорее каким-то платочком, торчащим из кармана. И совсем затемнены погоны и нашивки, отчетливо видимые на групповой фотографии. И вот путем таких простеньких манипуляций немецкий полицай (а 201-й шуцманшафт батальон — это и есть карательное полицейское формирование, занимавшееся акциями устрашения белорусов) Шухевич вдруг стал «борцом за независимость Украины».
Я уже приводил очевидные факты фальсификаций фотографий голодомора на выставках СБУ — когда снимки жертв голода в Поволжье 20-х годов выдавались за фото жертв голодомора 30-х («2000», № 5 (400), 1—7 февраля 2008 г.). Судя по фотографии Шухевича, в нашей спецслужбе работа по фальсификации исторических материалов уже поставлена на широкую ногу. Не пора ли спросить с кого-то за эти фальшивки?
Место бандеровцев — на скамье подсудимых в Гааге
Жертвы официальной пропаганды в запале споров даже не замечают, что уже в открытую называют фашистскую Германию своим другом (фраза из письма г-на Лониковского «Враг моего врага — мой друг»). Ну так речь об этом и идет! Собственно, это мы и доказываем — для бандеровцев нацисты были и остаются «друзьями». А в чем тогда смысл коллаборационизма?
Когда приводятся в примеры коллаборационисты других стран, тут же заходит речь о «примирении», которое якобы состоялось в России, Испании, Франции, Италии, Югославии, Германии. Интересно, где г-н Качур увидел в России факты реабилитации коллаборационистов? Он где-то видел памятники Власову и власовцам? Попытка обелить атамана Краснова, сотрудничавшего с фашистами, была осуждена буквально на общенациональном уровне. Коллаборационистов как считали преступниками, так и считают. Если автор имел в виду шумное перезахоронение генерала Деникина, то вновь он ошибся. Генерал Деникин не только не сотрудничал с фашистами, а наоборот, активно призывал не поддерживать Германию в войне против СССР.
Ну а о мифе «примирения» ветеранов стран Западной Европы уже не раз было сказано на страницах «2000». Кто примирился и где? Кто-то видел в Германии памятники фашистам? Кто присудил Муссолини звание «Герой Италии»? Кто-то во Франции торжественно соорудил памятник главному коллаборационисту Петену? Попытки реабилитировать усташей в Хорватии завершились там всеобщим осуждением «усташификации».
Но самым «ходовым» является миф о некоем «примирении» ветеранов в Испании. 10 декабря 2007 г. испанский парламент принял закон об уничтожении фашистской символики. Сейчас там происходит массовая кампания по уничтожению памятных знаков режима генерала Франко. Кстати, на почтовых ящиках, где нельзя было уничтожить символ испанских фашистов (ярмо и стрелы), активисты рисуют красные звезды. Это примирение ветеранов? Опомнитесь, Европа осуждала и будет осуждать нацизм и тех, кто верой и правдой боролся за внедрение нацистских идей в своих народах — будь то Франко, будь то Бандера.
Оставляем это на совести авторов писем в редакцию, имеющих смысл «лес рубят — щепки летят». Они не понимают, что опять загоняют себя в ловушку, когда сравнивают «классические сельские конфликты» в Западной Украине и в Боснии с Косово. Поразительная параллель! Автор по сути признает, что его кумиры творили геноцид (именно так международный трибунал охарактеризовал действия авторов «сельских конфликтов» в Боснии и Косово), и что бандеровцам и их идеям место на скамье подсудимых в Гааге. Что ж, такие параллели стоит только приветствовать.
«Праведники» и «падлюки»
Я, конечно, понимаю: совершающие подобные деяния могут «оправдывать» себя наличием двойной морали. Примерно так, как оправдывает себя и боевиков УПА автор письма г-н Качур: «В гражданской жизни человек может быть и праведником, и падлюкой в зависимости от обстановки». По-моему, тут автор высек и себя, и тех, кого защищает. Похоже, те, кто пытается обелить бандформирования УПА, действуют с позиций «падлюк» — уж точно не праведников. И как мы видим, открыто в этом признаются.
Но я очень надеюсь, что в нашем обществе этих самых «падлюк» гораздо меньше, чем это кажется авторам исторических фальсификаций. А соответственно, попытки нагло переписать историю, заменив ее смесью фальшивых фотографий, дутых цифр, выдуманных цитат и откровенной политической пропагандой, обречены на провал. Я в очередной раз призываю всех внимательнее относиться к «исторической» информации, которой заполнено наше телевидение и газеты.
Но главное: не бойтесь правды. Виктор Полищук в своей замечательной книге признается: «У меня не было возможности получить сведения с Украины, в частности из Волыни и Галичины, относительно замученных там бандеровцами украинцев. Когда я обращался на Украину, на мои письма не отвечали или отмалчивались относительно сути дела. Не могу понять — или там еще боятся бандеровцев, или уже снова их боятся». К сожалению, второе утверждение ближе к истине. У нас снова боятся говорить правду о бандеровцах. Некоторые историки, которые всерьез занимались УПА, стараются сейчас сменить тему своего исследования, чтобы не стать «падлюкой» от истории. Многие пытаются не высказываться по этой теме публично, чтобы не потерять кафедру в университете и не навлечь на себя гнев начальства.
Но боятся не только честные исследователи. Боится и государственная пропагандистская машина. Боится правды. Свидетельством этого является факт, что архивы становятся все более закрытыми. Призыв Министерства культуры изъять из библиотек книги «коммуно-шовинистического» содержания (а сжигать их на площадях будут?) — это тоже от боязни того, что люди захотят узнать правду. Очень показательно, что первыми эту акцию поддержали некоторые наши экс-советские писатели вроде Яворивского. Вот кто в первую очередь заинтересован в том, чтобы народ забыл, что писали нынешние пропагандисты наследия Шухевича — Бандеры.
Правды нельзя бояться. Надо бояться лжи и незнания. Поэтому я призываю тех, кто имеет какие-то материалы о преступлениях УПА, свидетельства очевидцев их зверств (а еще живы те, кто видел это своими глазами), данные о своих родных, замученных «борцами за независимость», — не бойтесь, пишите в редакцию, не скрывайте в себе злость к бандитам. Эти данные могут лечь в основу будущего грандиозного мемориала нашим соотечественникам, погибшим от рук бандитов УПА. Их память мы не должны забыть, не должны предать и не можем позволить оболгать их. Лишь бы нам не пришлось ставить памятников жертвам государственной пропаганды.
Владимир КОРНИЛОВ