Большая часть «свидомых украинцев» родом из отдаленных провинций. Откройте биографии одиозных политиков и экспертов, на каждом углу вещающих о русско-советской оккупации, и убедитесь в их сельском происхождении. Конечно же, на Украине нынче модно и выгодно быть русофобом. Существует русофобия и у коренных горожан. Только в отличие от жителей села или их потомков, горожанин более похож на профессионального русофоба, зарабатывающего на ней политические дивиденды (типичный представитель - Юлия Тимошенко). Для него «бросить камень» в сторону России и русских нечто вроде обязательного церемониала, после которого начинается главное действо его жизни – «заколачивание бабла». Свидомый селянин – русофоб искренний, убеждённый и, зачастую, бескорыстный.
Не было бы большой беды, если бы русофобия новоявленных украинских элит, не стала определять внешнюю и внутреннюю политику страны. Ведь все нормальные государства и народы стараются избегать использовать идеи, несущие вред собственному государству. Пропагандировать ненависть к соседнему государству просто несовместимо с национальными интересами страны, если эти интересы не подразумевают дальнейшее объявление войны своему соседу. Никому в голову не придёт проповедовать на высшем государственном уровне идеи неонацизма, провозглашать нацистских преступников героями страны и оправдывать всё это национальными интересами. Тем более, если подобные идеи неприемлемы для абсолютного большинства населения страны. Но, видимо, кто-то из нас плохо понимает «национальные интересы» и последствия подобной политики для Украины. Ведь наши «высокопоставленные селяне» проводят именно антироссийскую, антирусскую политику весь «незалежный» период, а на почве ненависти к современной России, СССР и Российской Империи, предполагают объединить весь украинский народ. Мифы о Валуевских циркулярах, Голодоморе, ОУН-УПА, Бандере, «героях Крут» работают именно на культивирование русофобии у населения, а ничуть не на воспитание украинского патриотизма у подрастающего поколения.
Насколько бы вескими не были основания для русофобии, но с практической точки зрения для страны нет от неё никакого толку. Как ни крути, Россия наш сосед и крупнейший торговый партнер, а на русофобии сплотить народ невозможно. По факту, русофобия лишь раскалывает страну. Украинское государство уже состоялось в 1991 году. Все существующие проблемы Украины никоим образом не связаны с современной Россией. В индивидуальном порядке стоило бы послать украинских политиков, ратующих за подобную «антироссийскую консолидацию» общества, к психиатру. Но дело ведь не в одном человеке, а в миллионах людей, заражённых русофобией. Если бы речь шла о болезни, то данное положение в обществе называли бы эпидемией. Заражённую территорию обнесли кордоном и ввели строгий карантин. Но украинская болезнь не определяется с помощью медицинских тестов или анализов. Нет высокой температуры, кашля, покраснений полости рта и поноса. О болезни можно судить исключительно по риторике лидеров и голосующих за них избирателей. При этом мы рассматриваем заболевание не у молодого поколения украинцев, русофобию которых можно списать на украинскую пропаганду последних лет. Мы говорим о взрослых людях, в свое время успевших сделать карьеру в СССР и хорошо знакомых со всеми достоинствами и недостатками советской системы.
На что жаловаться бывшим советским функционерам? За что ненавидеть Россию, СССР? За звание народного артиста СССР, за членский билет Союза писателей? За комфортабельную квартиру в центре города? За кабинет в обкоме, райкоме? Ведь большинство нынешних «украинских патриотов» хорошо себя чувствовали при советской власти и занимали приличные должности. Но в один прекрасный момент жизни в уже независимой Украине что-то произошло в их головах. При изменении внешних условий, очевидно, дремавший до сей поры вирус русофобии и антисоветизма стал прогрессировать и полностью переродил внешне «здоровые» клетки бывших советских функционеров в злокачественные - антисоветские. Выходит, всё время они лукавили, врали и притворялись? Что же было у них в головах до 1991 года и как это связано с их крестьянским происхождением? Попробуем представить, опираясь на личные воспоминания недалёкого прошлого.
Сельская жизнь во многом уступает городской жизни. Неудивительно, что при СССР мечтой многих сельских жителей было убежать в город. Неустроенный быт, удаленность от «цивилизации города» и изнурительный труд на земле. Сельская идиллия может умилять только того, кто никогда не сталкивался с реальной жизнью крестьянина. Но, пожалуй, самые неприятные ощущения может вызывать жизнь украинского села. Ведь, кажется, палку воткни в землю и на следующий год собирай урожай. Только вот по каким-то неведомым причинам во времена СССР в украинском селе жили не так богато, как можно себе представить. Кого волнует непростая советская история с войнами, коллективизацией, индустриализацией, недородом, голодом? Есть факт бедности на фоне широких потенциальных возможностей жить богато и счастливо. А это значит, что должно быть какое-то разумное и простое объяснение данному «недоразумению». И его легко можно найти в любом советском учебнике по истории и географии. Там чёрным по белому написано о богатой украинской земле, трудолюбивом украинском крестьянине (грех не согласиться), освободительной борьбе против гнёта Польши, а далее о проклятом царизме, тюрьме народов, закрепощении «вольного казачества» и эксплуатации окраин. Всё это вызывает не очень радостные ассоциации на фоне реальной советской жизни.
Можно, конечно, радоваться 300-летию воссоединения Украины и России при Богдане Хмельницком, да только после таких книг по истории и неучу понятно, что богатую Украину попросту оккупировали «москали». Ведь если бы писалось о воссоединении Руси – это не вызывало бы никаких неприятных ощущений. Но о каком воссоединении Украины и России может идти речь, если впоследствии «братский украинский народ» только и терпит унижения от «старшего брата» в лице правящего российского имперского режима? Была казацкая вольница – стала крепостная неволя. Впрочем, достаточно беглого ознакомления с классикой украинской литературы, чтобы разочароваться в украинско-русском союзе. Русские (москали) пришли на Украину, как оккупанты, запрещали все украинское и нещадно гнобили местных аборигенов. После всего этого все «нормальные» украинцы волей-неволей просто обязаны ненавидеть Российскую Империю, СССР и воссоединение Украины-Руси. Это очевидно!
Немудрено, что после такой советской пропаганды особой любви к русским на Украине не было. Вдобавок, достигнув 18 лет, украинский сельский паренёк попадает служить в российскую «тмутаракань» и пуще прежнего возненавидит Русь, Россию и СССР. В России ведь нищета полная! Вот куда уходят невиданные богатства ридной Украины! А если кто-то ещё попадёт в Западную группу войск и увидит сытую жизнь в Германии, Венгрии или Чехословакии, то возненавидит заодно и советский строй. В армии он натерпится унижений от жителей крайнего юга и кавказских гор и на ум придёт мысль: а какого чёрта кормить всех этих «диких людей»? Но пока существовал «тоталитарный режим» высовываться с такими «мыслями» желающих не было. Были желающие бежать из села и пристроиться где-то подальше от «плодородных земель». Возможностей было не так много: всё та же Советская Армия, институт, завод. Подальше от «ридного» села и поближе к цивилизации.
В любом случае сельскому пареньку надо учиться, учиться и ещё раз учиться. Только тут возникает ещё одна проблема: как ни крути, но уровень образования в селе был и будет всегда ниже. Причина самая простая: хороший учитель тоже любит город с его музеями, театрами и банальной горячей водой в кране. Потому у среднестатистического сельского жителя общий уровень знаний был и остается ниже до сих пор. Тем более, если в советские времена вместо уроков школьников выгоняли выполнять план по картошке, морковке и капусте. Даже потомки первой волны индустриализации 30-х, родившиеся уже в городе, в основной массе отставали в уровне образования от коренных горожан. Чем малограмотные родители могут помочь своему отпрыску, кроме подзатыльника и совета: учись, не то, будешь, как папа с мамой всю свою жизнь на заводе спину гнуть?
«Понаехали тут» появилось не вчера. С тех пор, когда начали расти города и на заводы, фабрики хлынул поток рабочей силы – появились «понаехали тут». Ехали советские «гастарбайтеры» не от хорошей жизни. Они не спускались с гор, а переезжали с одной своей земли на другую тоже свою землю, только в город. И в этом городе, всё было несколько иначе, другой ритм жизни и чуждые селу порядки. Как не почувствовать себя гражданином оккупированной страны, если город говорит на чужом для тебя языке и ты вынужден переходить с «ридной мовы» на «язык межнационального общения»? Горожанин никогда не пойдёт на низкооплачиваемую работу ради квартиры, а вот сельскому жителю – это был шанс получить «городскую прописку». В то время было весьма распространено трудоустройство селян в качестве дворников, строителей, работников вредных химических производств. «Я не пожил, пусть мои дети поживут, как люди». Именно так оправдывались «трудовые жертвы» отцов и матерей, бросивших свои сёла ради детей.
Совершенно естественно, что многие сельские жители во многом уступали горожанам. Деревенщина. Городские жители лучше разбирались в моде, искусстве и соответственно выглядели. Нет ничего удивительного, что сельским ребятам приходилось навёрстывать пробелы в образовании и стараться во всем походить на своих сверстников. Но самое обидное было то, что к выходцам из села относились пренебрежительно, с неким высокомерием. Всем «горожанам» известно, что такое «жлоб». Обидно? Если ты из села, даже если ты сто раз хороший парень, умница, талант и душа коллектива, но где-то всегда было ощущение, что ты «жлоб». Ведь ты родился в селе, твоя мать и отец говорят на украинском языке. Пусть лично к тебе это относится не в полной мере, но относится к миллионам других селян, несколько грубоватых и не всегда блистающих знаниями и высокой культурой.
Селянин в городе чужой, и это вырабатывает привычку «кучковаться» и поддерживать друг друга. Какому горожанину нужен кум, брат сват и земляк, если он и без того «свой» в родном городе? Городской житель - одиночка, а житель села в своем роде коллективист и общинник. Только если в родном селе держаться друг с другом приходилось в борьбе с природой и за «высокий урожай», то в городе приходилось образовывать связи в борьбе с этим самым городом. Мне нередко приходилось поражаться тому, как бывший селянин, едва получив городскую прописку, уже знал всех завмагов города. У него всюду были свои люди, в нужный момент готовые прийти на помощь, решить вопрос, достать, обеспечить, сделать. Украинское кумовство, кавказская клановость, итальянская мафия… наверное есть что-то общее между ними? Агрессивная среда не оставляла селянам другого шанса выжить, нежели объединиться с такими же селянами, как они сами.
Никто не любит чувствовать себя хуже, ущербней, глупее других. Не хотели этого и жители Украины добившиеся «потолка» своих возможностей в Украинской ССР. Как бы им ни хорошо жилось в городе Киеве (Львове, Днепропетровске или Харькове), но после командировки в столицу нашей Родины – Москву, настроение портится. Там ведь не только «Большой театр», там всё большое. Политика, культура, наука, люди и возможности. Там больше магазины и бульвары. На фоне Москвы Киев смотрится тихой провинцией. Ещё более провинциальным он покажется, если включить украинское телевидение, радио, взять украинскую газету или сходить в театр. В Москве Высоцкий и Евтушенко, МХАТ и Театр на Таганке, а в Киеве… сравнение явно не в пользу Киева. Разве это не подтверждает ещё раз идею об оккупации Украины – Россией? Всё в Москве лучше! Может быть, и не сосало так «под ложечкой» от зависти, если бы Москва приняла наших «казачков» с распростёртыми объятиями, но им как раз там места не хватило. Кому-то надо было заведовать в киевском обкоме, поднимать украинскую культуру и образовывать местных аборигенов в духе верности марксизма-ленинизма.
Так мы и докатились до независимой Украины. Вчера еще советские ребята «парткрОты», стали украинскими националистами и получили всё то, о чём мечтали на кухнях и в курилках советских учреждений. Украина – незалежна! Невиданные перспективы для карьерного роста! Теперь Киев становится столицей 52 миллионной Украины, со всеми вытекающими последствиями. Индустриальная держава, чернозёмы, недра и главное, никого сверху. Полный простор для «державатворення» и организации бурной деятельности на ниве возрождения Украины. Свои газеты, телеканалы, киностудии и возможность определять, что великое и вечное, а что пустое и бренное.
Все нетерпеливо ждут превращения московской провинции в независимую и преуспевающую державу. В «незалежной» должны родиться свои великие литераторы, актёры и режиссёры, политики. Ведь в воспалённом воображении «хуторян» жила навязчивая идея, будто при СССР «украинские гении» попросту подвергались дискриминации со стороны «оккупационной» власти. «Москали» не давали вырасти и развиться украинским талантам. Со «свидомой» точки зрения всё выглядит правильно и логично. Оккупанты боялись появления более великой и высокой украинской культуры, которая подтвердит интеллектуальное преимущество украинцев над несовершенными русскими. Не цель сегодняшнего материала спорить по истории российско-украинских отношений. Гораздо интересней найти ответ, по какой причине мечтам «свидомого украинства» не удалось сбыться? 300 лет «мешали» русские, но кто мешает украинству сегодня? Где все эти гении, таланты и вожделенное независимое процветание? Может действительно украинцы это постгеноцидная нация, до сих пор не способная прийти в себя от имперского шока? Тогда давайте поищем «негеноцидных» украинцев среди эмигрантов Америки и Австралии. Их ведь «советы» не мордовали? Но и там нет ничего похожего на украинский гений. Почему же всё лучшее у Украины осталось в колониальном прошлом, как у какой-то африканской страны? Неужели украинец в своём эволюционном развитии не далеко ушёл от первобытных племён «лимпопо»? Так ведь у «лимпоповцев» и до колонизаторов и во время колонизации ничего, кроме наскальной живописи не выходило. А украинцы были действительно лучшими в Российской Империи и Советском Союзе. Только не те, кто смыслом своей жизни делал борьбу с высокой русской культурой и наукой.
На самом деле, ответ лежит на поверхности. Дело как всегда в людях, критериях их отбора и поставленных обществом целях. Украинство, как течение, было создано для раскола Русского Мiра. Отсюда и их программа, отрицающая всё русское и предназначенная исключительно на борьбу с ним. Но в этом и беда «украинства», что существовать оно может лишь в рамках разрушения, а для созидания оно не предназначено. В советском проекте «украинствующим» приходилось мириться с «тоталитарным строем» и работать под верным руководством КПСС. Но как только власть на Украине упала в их руки, начался хаос. Оказалось, что ни о чём, кроме «русской оккупации», они не имеют понятия.
В искусстве они также не нуждаются. Ни писать, ни читать книги, ни снимать фильмы они не хотят. Имея все возможности удивить мир хоть чем-то – они ничего не создали! В результате, мы слышим всё те же старые песни об «украинском главном» от самозваной и бесплодной интеллигенции. Но кто, кроме них, должен всем этим заниматься? Москали?! Кто должен читать украинскую книгу, которую при всех господдержках не могут вывести в массовый «тираж»?
А ведь проблема как раз ещё и в том, что нашим хуторянам попросту с детства не привили любовь к чтению (и не только к нему). Им не нужна не только русская и зарубежная классика, но и своя «родная». Шевченко, Украинка, Франко им требуются не более чем для украшения украинского пантеона славы. Само творчество «свидомых» совершенно не волнует. Всего «хуторянского» интеллекта им хватает лишь на чтение порнографических по своей сути «изысканий» на тему «москалей» и марсианской истории украинства. Что там можно найти высоко-духовного? Получить очередную дозу яда, для поддержания в тонусе русофобии? Вот потому у украинской книги (любой печатной продукции) огромные проблемы с читателями и, несмотря на все запреты, указы и учебные программы, на книжном рынке доминирует русскоязычная продукция. Ведь успех литературных произведений определяется не политической целесообразностью и чьим-либо желанием, а интересом читателя. Чтобы быть интересным читателю, необходимо, прежде всего, самому быть интересным человеком и иметь хоть что-то за душой и в голове. Нельзя поставить для себя цель написать гениальное произведение и написать его. Творчество – это насущная необходимость творца, которому есть что сказать МIРУ. Не украинской нации, а МIРУ в самом широком смысле этого слова.
Сегодня часто говорят о чётко обозначившемся расколе некогда двух «братских народов». Но когда он состоялся? При президенте Ющенко, в 1991 году или может быть два русских народа, ведущих свою историю от Киевской Руси раскололись в 1917 году? Ведь все 70 лет советской власти людям вбивали одно: счастливая Украина страдала от Российской Империи. А сегодня мы удивляемся, почему голод 1932-1933 годов Украина приравняла к «геноциду» украинцев? Так ведь «свидомые украинцы» не придумали ничего нового, а попросту развили и «раскрасили» советский миф о «тюрьме народов». Ведь для них нет разницы между царской Россией и советской Россией! Уже поздно говорить о том, что Российская Империя, Советский Союз не выделяли среди своих граждан «титульные» и «не титульные» национальности, что тяготы имперского, советского строительства несли абсолютно все народы, а более всех, русский народ. Имперский миф советского разлива стал исторической реальностью в сознании жителей окраин. Для «свидомого украинца» Россия, СССР, русские всегда и везде будут абсолютным злом, которым можно объяснить всё что угодно.
На самом деле на Украине происходит конфликт не между русскими и украинцами. Будь Украина «оккупирована» немцами, поляками, кем угодно, хоть марсианами, но жителю с типично селянским мировоззрением всё равно требовалось бы оправдание собственной неполноценности. Он всё равно будет завидовать более умному, богатому, успешному и вести свою непримиримую борьбу с ним. Украинская история является самым лучшим свидетелем тому. Окраинное селянство воевало с польскими, немецкими, советскими «оккупантами», но никогда не собиралось и не могло строить своё государство. Дорвавшись до власти, они продолжали свою «борьбу», которая по факту была борьбой с городом, с цивилизацией. Именно этим объясняется неприятие «свидомыми» любой культуры, кроме своей собственной фольклорной селянской бутафории. Декларативные заявления об их «европейскости» и «демократичности» не более чем бред сумасшедшего. По факту вы не обнаружите у них ни одного, ни другого. Разнообразие мнений, взглядов, языков и культур для них неприемлемо. Ворвавшись в город, они перенесли в него свои порядки и обычаи. Теперь уже горожане являются для них чужаками, вторгшимися на их территорию. А значит, они будут продолжать свою борьбу до полного изнеможения, потери сил и разрушения города, государства, цивилизации.
На Украине очередные президенты ежемесячно подписывают указы о присвоении высоких званий: заслуженных, народных деятелей Украины. Но народ об их заслуженной деятельности не догадывается. Он остаётся глух ко всему тому, что происходит на самом верху его «родной власти». По национальному телеканалу показывают патриотические программы и концерты народных «звёзд». Но к ним украинец в подавляющей массе остается безразличен. Ему ничего не интересно, кроме собственного хуторянского благополучия. Он оживляется перед выборами, когда дешёвые популисты разукрашивают украинское будущее во все цвета радуги. Ошибается тот, кто считает будто бы «украинству» нужна Украина. Таких людей крайне мало. Украинцам нужна не Украина, а некий «заборчик», которым можно огородить своё «майно» от всего мира. За этим «забором» можно устанавливать свои порядки и «гнобить» местных аборигенов без оглядки на кого-либо.
Украинство оказалось неспособным из своей массы выдвинуть лидеров, которых можно в полной мере называть «элитой». Есть атаманы, атаманши, бандиты с большой дороги, но элит нет. В многомиллионной стране нет общепризнанных авторитетов, к которым может прислушаться общество. Наличие авторитета возможно у образованных людей, которые признают более умных, талантливых, чем они сами и способные тянуться, прислушиваться к ним. Малообразованное селянство может понимать только физическую силу и власть денег в комплекте с лестью. Нет ничего нового на этой земле. Попробуйте найти в украинской среде хоть одного признанного авторитета прошлого, который не запятнал себя предательством и насилием? Мазепа, Грушевский, Бандера, Шухевич? Не стоит удивляться таким персонажам современности, как Ющенко, Тимошенко и Янукович. Все они прекрасно вписываются в галерею «вэликих» украинцев.
В стране нет человека, потеря которого станет для неё невосполнимой утратой! Несколько лет назад ушёл из жизни Валерий Васильевич Лобановский. Это единственный случай на моей памяти, когда в сердцах украинцев что-то ёкнуло. По ком заплачет Украина в следующий раз? Нам уже некого терять, у нас ничего не осталось. Украинец будет равнодушен или даже зло возрадуется, когда уйдут в мир иной все нынешние властители и самозванные авторитеты. Возможно, уйдет в прошлое и сама Украина. Ведь за всё время она практически ничего не дала и не могла дать своим гражданам. Что будет после Украины? Удастся ли когда-нибудь сделать из украинцев нацию? Я не знаю. Но мне кажется это совершенно не важно. Важно чтобы на этой земле, как бы она ни называлась, жили нормальные, счастливые и самодостаточные люди, которым абсолютно всё равно кто и где родился, а важно, что не зря жил. Главное, чтобы этот человек – был именно человеком, в самом высоком смысле этого слова.
Специально для «Руськой Правды»