Полжизни, четверть века я не был в России, со времён студенческих стройотрядов.
Полжизни, четверть века я не был в России, со времён студенческих стройотрядов.
И вот поехал в гости к другу. Наилучшие впечатления оставили и наши, и русские таможенники. Ни малейших намёков на взятки, никаких придирок. Правда, русские попросили очень чётко назвать имеющиеся лекарства.
- Да нет у меня лекарств, окромя двух бутылок водки. И вообще, я в вашу территорию не намерен углубляться. Я тут, с краешку (я, действительно, шёл в ближайшее к границе село).
Тактичные ребята не поинтересовались ёмкостью стеклотары:
- Проходите.
Кстати, границу лучше всего проходить, как я, пешком. Машины и автобусы стоят по 4 часа.
Село оказалось красивое, крепкое, трудовое и чистое. Бурьянов и мусора нет. Понравилась чёткая планировка. Улицы с переулками пересекаются, как авеню и стриты. Везде асфальт. Люди работают, отбивают копеечку. Вольно шатающихся не было, кроме нас с другом. Кто работает в бывшем сухопутном колхозе, кто в бывшем рыбколхозе, кто ездит в Таганрог, а кто и браконьерствует. Хотя, тут нужно разобраться. Браконьеры ловят не хищнически, только на прожитьё. Я бы такой лов разрешил. Много ловить просто ресурсы моря не позволяют. Это ж тяжёлый труд. Поэтому они живут очень скромно.
Сказать, что все понимают украинский язык, это ничего не сказать. На нём почти все разговаривают. Например, ведро называют цеберкою, но понимают и слово «ведро». Это не литературный украинский, но и не суржик. Это живой язык Полтавской или Черкасской области. А литературным языком и русские в своих сёлах не разговаривают. Вот типичная фраза, подслушанная в магазине:
- Та оце ж, утром картопля, в обид картопля, в вечери картопля. Побалую свого дида – зварю ёму борщю.
Я даже спросил:
- А школа у вас русская или украинская?
- Русская.
- А украинская мова как предмет преподаётся?
- Нет, не преподаётся.
- А почему?
- А для кого преподавать?
- Та для вас же!
- А мы не украинцы, мы русские.
- А может вы казаки? – я пытаюсь объяснить себе украинскость местных аборигенов.
- Нет, мы не казаки. У казаков совсем другой говор.
- А кто же вы?
- Да кто его знает? Просто крестьяне.
- Ну, а как ваша фамилия?
- Устименко.
Этот диалог вёлся на чистейшем украинском, за исключением слова «русские». Чтобы так обукраинить русских, их нужно лет триста украинизировать. Скорее всего, ещё царские чиновники записали украинцев русскими, чтоб не париться.
Все в курсе наших событий, до мелочей. 24 августа, как только люди узнавали, что я с Украины, тут же поздравляли меня с незалежнистю. Правда, ехидно спрашивали: вид кого вы сталы незалежни? У кого нет тарелок, у того по две антены. Одна направлена на Таганрог, другая на Украину. Благо, граница рядом. Любят наши передачи, особенно «95 квартал».
Ещё одно благо приграничия – сотовая связь. Фирма Киевстар, дай бог ей здоровья, позволяет звонить по всей Украине без всяких роумингов. У многих жителей в Украине родственники, а кто-то отправил детей в наши дома отдыха. Ну, а друзья в Украине почти во всех есть. А карточек пополнения счёта купить негде. Поэтому такая карточка является хорошим презентом.
Живописное зрелище являли собой большие тётки, этакие почтенные матронны, едущие на крохотных скутерах с ужасно серьёзным видом, завернув при этом подол и выставивши голые ноги.
У нас много общего. Те же самые нарикання на отсутствие дождей, на дороговизну газа, на чуть ли не еженедельное подорожание бензина. Но есть и радикальное отличие. Трудности жизни воспринимаются как временное явление, в котором виноваты местные чиновники. В целом же страна идёт правильным путём, хоть и медленнее, чем хотелось. Они уважают свою высшую власть:
- Наш Путин хороший. Не то что ваш Ющенко. Медведев тоже ничего, тем более, что работают они в паре.
В центре села стоит памятник атаману Платову – герою войны 1812 года. Казаки под его руководством чуть Наполеона не словили. И во все последующие войны жители села очень хорошо себя проявляли, защищая Империю. До революции село так и называлось – Платово. На сельсовете рядом с государственным флагом висит казачий.
Голодомор. С очевидцами Великого Голода я не разговаривал, а вот их дети рассказывали со слов родителей жуткие вещи. Берег моря был усеян трупами. С окрестных сёл люди шли к морю и умирали, съевши дохлую рыбу. В остальном картина голода не отличалась от картины в украинской глубинке. Не ясно, почему русская власть странно или отстранённо себя ведёт в этом вопросе. А между тем жители настроены очень патриотично.
Мне посчастливилось быть на Дне села, то есть на дне освобождения от фашистов. С далёкого детства такого единения людей не видел. Клуб в селе хороший, даже не клуб, а дом культуры. Площадь перед ним была обставлена богатыми столами. А на самой площади концерт. Сначала хотели пригласить заезжих артистов, но передумали. Своими силами сделали великолепный концерт. Молодёжь всех возрастов показывала танцы. Ну, а песни пели все, и исполнители, и зрители. А песни были русские, украинские и почему-то белорусские, были народные и совремённые, но все были душевные, лирические. Не было ура-патриотических. Чувствовалось, что село имеет свои традиции и свой репертуар. Этот концерт не стыдно показать и по центральному телевидению. Голоса такие, до которых профессиональным певицам далеко.
Было видно, что люди уважают себя. Они год честно трудились и заработали, заслужили праздник. И сами себе его сделали. Люди пришли добрые, светлые. Пьяных не было, кроме нас с другом.
Не было плакатного, вульгарного патриотизма, но казалось, сам воздух пропитан неброским, истинно народным патриотизмом. Люди чувствовали свою силу и были добры, как все действительно сильные люди. Они как бы говорили: "Мы любим свою маленькую, но симпатичную Родину, и через неё любим Родину большую. Мы не боимся ни внешних, ни внутренних басаевых. Всегда стояли за Россию-матушку, и ещё постоим. Но если нам будет плохо, то Россия нас не оставит, не бросит. Никому и в голову не приходит отделяться от России и присоединяться к Украине, никакого сепаратизма.
Вот бы и русским, живущим в Украине так себя вести!
Такое доверие к своей стране дорогого стоит. Надеюсь, русская власть это понимает. Я говорю это к тому, что если исчезнет в селе украинский язык, то исчезнет и этот патриотизм. А такая опасность есть. Всё меньше молодёжи говорит на нём. В отличие от русских в Украине русские украинцы не муссируют языковой вопрос. Считается, что украинцы в России не хотят изучать украинский язык. А как только они захотят, то русское государство тут же введёт уроки украинского языка.
Я думаю, что если Путин обронит что-то типа: почему у нас украинцы есть, а украинская мова им не преподаётся? – то украинцы тут же захотят изучать родной язык.
Автор: elektrik2, СМИ2
Прим. В. Зыкова. Хорошая статья о прекрасных людях, с удовольствием перепечатал, только выводы слегка удивили: оказывается, если исчезнет украинский язык, то и патриотизм моментально испарится. И Путин должен, пользуясь авторитетом, указать им, что надо учить, а что нет. Но ведь это мы уже проходили в советские времена? Нет разве? Зачем же опять на эти грабли наступать? Никто не запрещает украинский изучать, но никто и не насилует. Не верите? Вот комментарий к статье:
dzecko Москва 08:57 26.02.2010 #
По поводу украинской мовы.. У нас в Башкирии кроме башкирского, татарского, марийского и чувашского (это местные языки) еще есть школы с преподаванием латышского и даже польская школа. Может, проблема действительно в самом желании украинцев. Я точно знаю, что общество украинцев "Кобзарь" у нас в Башкирии есть. Оно постоянно устраивает праздники. Почему оно не решилось инициировать обучение ридной мове - этого я не знаю.
Вот и все проблемы. Всё можно, и никто не насилует. Так что, мечты автора, чтоб и русские в Украине так же себя вели, решаются очень просто: доверием к стране и власти.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.