В ночь на 22 ноября 2004 года, после оглашения первых итогов президентских выборов, представители Виктора Ющенко демонстративно...
В ночь на 22 ноября 2004 года, после оглашения первых итогов президентских выборов, представители Виктора Ющенко демонстративно...
...покинули здание ЦИК и отправились на Майдан, где уже вовсю кипела работа по подготовке публичного этапа политического переворота…
Пять лет назад на столичной площади Независимости было многолюдно, шумно и неспокойно. Возводилась огромная сцена с большим экраном и концертной акустикой, росли ряды палаток и собранных из подручного материала хибар. К ним стекались организованные группы «активистов», прибывающие с вокзала жители Западной Украины, толпы зевак-киевлян, а также бомжи, привлеченные слухами о бесплатной еде и теплой ночлежке. Шоу, которое затем войдет в историю под именем «Майдан», начиналось.
Все говорило о том, что оно подготавливалось заранее. Причем изначально для «революции». Конечно, сцену можно было заказать для торжественного митинга по поводу победы «народного президента» Ющенко. Однако зачем в таком случае были заготовлены палатки, полевые кухни и генераторы (кстати, армейские)? Зачем сформированы команды «бойцов» под руководством «полевых командиров», которые всерьез ждали стычек с силовиками и, не дождавшись, развлекали себя тем, что бегали по Киеву в поисках мифического отряда «Витязь»?
Впрочем, вопрос с силовиками тоже был решен заранее. Ведь пресловутое «отравление диоксином» Ющенко произошло, по официальной версии, во время его дружеской встречи с генералами СБУ, на которой вряд ли обсуждались лишь результаты футбольного матча или история трипольских горшков. Её итогом стало заявление представителей этого ведомства, пообещавших, что не допустят «использование силы против народа». То есть фактически перешедших на сторону мятежников. И вряд ли только из-за бескорыстной любви к народу и демократии.
Армия тоже подозрительно быстро заявила о своем нейтралитете. Ну а пассивное бездействие МВД, которое могло бы решить вопрос Майдана за пару часов, но предпочло просто стоять в оцеплении под радостные вопли толпы «милиция с народом!», красноречиво говорило о том, что «режим» и не думает препятствовать этому откровенному перевороту.
С каждым днем становилось понятно, что исход дела предрешен в пользу Ющенко и его «национально-сознательного» электората. Особенно хорошо это было видно по делу т.н. «сепаратистов». Напомним, первыми о своем отказе подчиняться законно избранному Виктору Януковичу объявили местные власти Западной Украины. Они однозначно дали понять, что считают президентом только Виктора Ющенко, и другого варианта не приемлют.
Да что там – сам Виктор Андреевич, которого под белые ручки затащили в Раду его сторонники, без всякого на то основания принял президентскую присягу! То есть фактически незаконно захватил власть в стране. Но разве на выходе его ждала группа захвата СБУ или следователи Генпрокуратуры? Нет. Его ни разу этим даже не попрекнули.
Когда же местные власти Юго-Востока в ответ провели свой Северодонецкий съезд, их тут же обвинили в расколе государства и прочих государственных преступлениях. И потом еще долго таскали на допросы.
Так что не зря Виктор Андреевич пил пиво с руководством СБУ! Правда, последние в благодарность за верность «народному кандидату» получили обвинение в его отравлении. Не остались без «вознаграждения» глава МВД Белоконь, сдерживавший своих «орлов», и руководитель Минтранспорта Георгий Кирпа, не препятствовавший подвозу с Западной Украины поездов с «революционерами». Первый бросился в бега после того, как второй погиб (якобы застрелился) при очень странных обстоятельствах.
Похоже, что новая власть не щадила ни своих открытых противников, ни даже тех, кто пытался договориться с будущим «народным президентом», помогая ему взойти на престол.
Вопрос о том, как сделать проигравшего выборы Виктора Ющенко главой государства, решили оригинальным методом. 3 декабря 2004 года Верховный Суд признал выборы «сфальсифицированными» и вынес решение о проведении третьего тура. А 8 декабря Верховная Рада (под председательством Владимира Литвина) согласилась с требованиями «оранжевых» и приняла ряд решений. В частности, изменила состав ЦИК и внесла изменения в избирательное законодательство. «Демократия» восторжествовала.
Создавалось впечатление, что Виктора Януковича просто кинули. Причем не тогда, когда от него убежал руководитель избирательного штаба Тигипко, отвернулись парламентское большинство и его шеф Леонид Кучма, тихо расползлись в стороны киевские высокие чиновники, а ещё раньше – до Майдана.
Действительно, о том, что «оранжевые» готовят грузинский сценарий, было известно задолго до выборов. Причем эта информация особенно и не скрывалась. Но на неё никто не обращал внимания, так же как пропустили мимо ушей парламентское выступление Петра Симоненко, в котором он называл организации, получавшие западное финансирование и работавшие в пользу Виктора Ющенко. В их числе были и такие, которые перенимали грузинский и сербский опыт создания уличных беспорядков.
Все эти переговоры с силовиками велись тоже задолго до Майдана. И уж конечно даже «маленькие украинцы» прекрасно видели, как Запад практически официально поддерживал своего протеже и постоянно предупреждал, что не согласится с его поражением.
Собственно говоря, это были уже не выборы. Это была прямая политическая агрессия Запада, который решил взять Украину под свой контроль, используя для этого два плана. Первый – посадить на престол своего кандидата более-менее законным путем, то есть помочь Виктору Андреевичу победить на выборах, для чего не жалели средств, проведя глобальную агитационную кампанию, масштабам и остроумным технологиям которой еще долго будут завидовать украинские политики.
Второй план, видимо, вводился в действие на случай, если не срабатывал первый. То есть проигравшего кандидата всё равно нужно было сделать президентом, для чего использовалась отработанная технология: объявлялось о фальсификации (наготове уже держали данные «экзит-полов» с нужными процентами), собиралась толпа «возмущенного народа», который выражал негодование и требовал «честных выборов». Но это, думается, было лишь прикрытием, публичным шоу. Все решалось, конечно же, не на Майдане, а в кабинетах, в ходе переговоров между эмиссарами Запада и украинской «элитой».
Причем не исключено, что главный раунд переговоров был проведен также ещё до Майдана, и тогда же было выработано решение о том, что следующим Президентом Украины будет именно Виктор Ющенко. То есть стороны могли заранее договориться о том, что если в силу каких-то причин это не произойдет «естественным» путем, то придется имитировать «бархатную революцию». И возможно, именно поэтому Майдан не стал сюрпризом для тогдашней киевской власти. Несколько высокопоставленных лиц могли заранее знать весь сценарий, знать, что это просто шоу, и предостеречь остальных от ненужных телодвижений: мужики, успокойтесь, работайте спокойно, всё нормально!
То есть получается, что не Янукович, а Ющенко был на самом деле преемником Леонида Кучмы. Только негласным. Впрочем, не исключено, что они оба могли быть его преемниками, и на каждого у Кучмы были свои виды. Это вполне возможно, учитывая, что Леонид Данилович у нас, как известно, человек «многовекторный».
Но знал ли об этом сам Виктор Янукович? Может быть, он сдался практически без боя потому, что знал исход событий?
Может быть, да. А может быть, и нет. Но независимо от этого Янукович – довольно слабый политик. Он грозно выглядит среди своих подчиненных, не смеющих перечить боссу. Он бодро и даже воинственно ведет себя на митингах перед толпой сторонников, издалека грозя кулаком «оранжевым». Но когда нужно принять бой, Янукович предпочитает сразу же пойти на переговоры, где быстро сливает воду и идет на уступки.
В конце ноября 2004 года, в противовес Майдану, регионалы собрали Януковичу массовку из рабочих Донбасса. Людей привезли в Киев, где их ожидал очень «радушный» прием. Сначала их стали тормозить на самом въезде в столицу, причем в этом участвовали не только активисты Майдана, но и силовики. Заметим – непрекращающемуся подвозу в столицу сторонников Ющенко не только не препятствовали, но и способствовали.
После того, как людей промариновали двое суток в вагонах и автобусах (фотографируя неумытых «гопников с Донбасса»), перед ними выступил Виктор Федорович, который поблагодарил их за поддержку, выразил уверенность, что «в следующий раз мы обязательно победим», и попросил возвращаться обратно домой.
В пылу революционной эйфории никто не заметил, что это событие было несколько странным, никак не вяжущимся с кознями «режима». Действительно, если «бело-синих» отправили восвояси только потому, чтобы они не затеяли потасовку с «оранжевыми», то зачем тогда вообще было их привозить? Провокации ради? Но у правоохранительных органов к тому моменту было более чем достаточно законных поводов, чтобы разогнать Майдан и арестовать его лидеров, которым «светили» статьи за попытку захвата власти. Шахтеры с дрекольем, путающиеся под ногами ОМОНа и «Альфы», только мешали бы их работе.
Думается, что инициатива привезти Януковичу живую поддержку исходила от его окружения, которое было не в курсе насчет планов центральной власти. В этом случае, когда стало известно о приезде сторонников Виктора Федоровича, с «самого верха» мог поступить приказ немедленно отправить их обратно и впредь не учинять никакой самодеятельности. Ведь это чуть не сломало весь сценарий спектакля «оранжевой революции», за кулисами которого Ющенко уже мазали на престол.
Это была первая и отнюдь не последняя капитуляция Виктора Януковича. Еще не раз он будет грозить «оранжевым» египетскими казнями, а потом распускать по домам своих сторонников, бросать своих союзников, бежать к столу переговоров и идти на компромиссы и капитуляции. Разумеется, это не преступление, и даже с моральной точки зрения за это можно только пожурить. Но и рекламировать Януковича в качестве «сильного лидера» – неверно. Сильный не тот, кто нагибает своих подчиненных, а тот, кто никогда не сгибается перед трудностями сам.
Однако вернемся к победителям «оранжевой революции». Нужно заметить, что она была одним из самых больших политических надувательств и, прежде всего, по отношению к своим участникам.
Как только 26 декабря прошел т.н. третий тур президентских выборов, Майдан начали сворачивать. Поскольку проводить свою инаугурацию на фоне закопченных палаток, поленниц и веревок с сушащимися на них носками Виктор Ющенко не пожелал. Единство с народом, который ради него больше месяца морозил свои ноги и задницы, у «народного президента» быстро уступило место заносчивости. Пройдет немного времени, и Ющенко будет первым из украинских президентов, кто отгородится от народа кованым забором.
Однако прижившиеся на Майдане люди не торопились его покидать. Да, морозно, но в палатке есть обогреватель или буржуйка, а еще теплое тело соратницы по революции. Плюс бесплатное питание и круглосуточные концерты звезд. Мало кто хотел бросать всё это, чтобы вернуться домой, к обыденным надоевшим проблемам. Особенно безработные и те, у кого своего дома не было вообще, то есть столичные бомжи.
При этом некоторые на полном серьезе верили, что новая власть предоставит им хорошую работу (возможно, даже руководящую) и бесплатное жилье в столице. И размахивали своими «удостоверениями участника революции», которые в те дни какой-то озорник печатал на принтере и раздавал всем желающим. Но вместо квартир и должностей они получили предложение убраться с Майдана в кратчайший срок. Не помогли даже крики об отсутствии денег на дорогу – для таких «майданщиков» выделили бесплатные места в поезде Киев - Львов.
Так рассыпалась первая хрустальная мечта Майдана. А затем они стали рушиться одна за другой. Пресловутые «бандиты» не сели в тюрьмы – напротив, их стало еще больше, поскольку новая власть оказалась такой же коррумпированной, как и старая. А кумовство стало основой кадровой политики Виктора Ющенко.
Программа «10 шагов» оказалась пустым прожектом. Украина не вошла в Европу, не стала членом НАТО, в ней не исчезла безработица, а вместо «возрождения села» это самое село пришло в столицу, навязывая древнейшему городу страны свой менталитет. Зато на промышленно-техническом развитии был поставлен крест. Упадок, длившийся еще с 90-х годов, после 2004 стал просто агонией. Особенно это касалось украинского ВПК. Но сегодня можно уже говорить об агонии всей украинской промышленности.
«Мессия», который еще недавно казался своим сторонникам образцом порядочности и мудрости, стремительно превращался в паяца, который мог часами говорить ни о чем или хвастать о каких-то мифических достижениях и победах, заставляя людей задаваться вопросом, кто их лидер – оторванный от реальности человек или просто врун?
Очень быстро Ющенко начал терять своих соратников, стоявших с ним на сцене Майдана. Одни за другими они уходили сами или изгонялись, а вместе с ними падали и рейтинг Ющенко, и рейтинг «оранжевой революции». Ежегодно на площади Независимости собиралось все меньше и меньше её участников. На нынешний юбилей пришли всего несколько десятков человек.
Все старания Виктора Ющенко придать «оранжевой революции» какое-то историческое значение провалились. Недавно Глава государства даже решил увековечить 22 ноября, то есть дату начала Майдана, всеукраинским «Днем свободы». Но кроме кучки чиновников, перед которыми он выступил с торжественной речью, этот «праздник» никто не заметил и никто не отмечал.
Виктор Дяченко
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.