Национальный опрос, проведенный авторитетным Киевским международным институтом социологии в июне 2009 г. для проводимого мной научного исследования политики массового террора в Украине, показывает что попытки героизации УПА и ОУН(Б) не находят поддержки у подавляющего большинства жителей Украины. И, в частности, на Волыни – документальные материалы свидетельствуют, что создатели УПА и местной «Колковской республики» были причастны к массовым убийствам.
Ошибаются и Президент Виктор Ющенко, присудивший лидеру УПА Роману Шухевичу, служившему нацисткой Германии, звание Героя Украины, и Арсений Яценюк, считающий, что почти половина украинцев разделяет его поддержку ОУН-УПА, и многие другие поклонники этих антидемократических националистических организаций. Упомянутый опрос свидетельствует, что только у 6% жителей Украины имеют очень позитивное отношение к ОУН(Б), у 8% – в основном позитивное. Тогда как у 30% – очень негативное, и у 15% – в основном негативное. Что касается УПА, то к ней очень позитивно относятся 5% украинцев, в основном позитивно – 8%. В то время как 29% – очень негативно и 16% – в основном негативно. Остальные либо выказывают нейтральное отношение, либо не смогли определиться.
За исключением трех областей Галиции, где позитивно относятся к бандеровскому крылу ОУН 62% опрошенных, а к УПА – 59%, во всех остальных регионах Украины только меньшинство разделяет такое восприятие этих организаций. Показательно, что даже на Западной Украине, в Волынской и Ровенской областях, где УПА была создана весной 1943 г., и где местная власть сейчас ставит памятники и переименовывает улицы в честь ее лидеров, только 5% опрошенных имеют очень позитивное, а 11% в основном позитивное мнение об Украинской повстанческой армии.
При этом столь негативное отношение к ОУН(Б) и УПА нельзя объяснить пережитками советской пропаганды, потому что процент имеющих позитивное мнение об этих организациях среди молодого поколения 18-29 лет и среди людей с высшим образованием кардинально не отличается от мнения других респондентов.
Наряду с фактом, что ОУН(Б) и УПА были региональными организациями с численностью в несколько десятков тысяч человек и их влияние за пределами Галиции было значительно меньшим, другим основным фактором, определяющим отношение к ним является информированность о их причастности к массовым убийствам. Несмотря на пропаганду и прямые фальсификации, проводимые нынешними властями и значительной частью украинских СМИ с помощью заангажированных историков, только 14% жителей Украины опрошенных Киевским международным институтом социологии думают, что ОУН(Б) и УПА непричастны к массовым убийствам в 1940-х годах прошлого века.
Каждый третий житель Украины (35%) считает, что ОУН Степана Бандеры и УПА причастны к массовым убийствам украинцев, евреев и поляков, а 6% – к убийствам одной из этих групп населения. К примеру, исследования профессиональных западных, украинских, польских историков, архивные материалы и показания очевидцев свидетельствуют о том, что на территории Волынской и Ровенской областей части вспомогательной полиции, бывшие под негласным влиянием ОУН(Б) и вскоре составившие руководящий и организационный костяк УПА, помогли нацистам в ходе воплощения политики геноцида уничтожить значительную часть из более чем 200 тыс. украинцев и русских среди мирных жителей и военопленных и почти 200 тыс. евреев, погибших во время войны. В свою очередь, УПА, несмотря на свое название, избегавшая действий против регулярных армий, особенно немецкой, проводя политику этнической чистки и террора, совершила убийство десятков тысяч поляков и украинцев среди гражданского населения.
К примеру, Николай Ковтонюк (Якимчук), один из лидеров бандеровской ОУН в Волынской области стал на некоторое время руководителем украинской полиции в окупированном немцами Луцке, а весной 1943 г. возглавил УПА на территории области. В Волынском обласном государственном архиве сохранились документы украинской полиции в Луцке с подписью Ковтонюка, где он рапортует немецкому начальству об успехах своих подчиненных в поимке еврееев и советских военнопленных, в часности, украинцев. В марте 1943 г. по приказу Ковтонюка большая часть луцкой вспомогательной полиции оставила город и перешла в леса возле Колок, составив костяк частей УПА, вскоре занявших этот городок, который насчитывал тогда всего несколько тысяч жителей. Архивные документы свидетельствуют, что местная вспомогательная украинская полиция перед своим переходом в УПА, принимала участие в расстрелах приблизительно 2 тыс. евреев в Колках и около 50 жителей в соседней польской колонии Оборки.
Одним из основных отрядов волынской группы УПА, руководимой Ковтонюком, стал, контролируемый бандеровской ОУН батальон сельскохозяйственной охраны. В марте 1943 года этот батальон ушел по приказу ОУН(Б) из Луцка в леса возле Колок. Начальник штаба батальона – ОУНовец Степан Коваль – превратился, таким образом, в командира отряда УПА и одного из создателей, так называемой, Колковской республики. Командир этого батальона Александр Косаревич стал командовать жандармерией УПА на Волыни, а многие младщие командиры заняли другие руководящие позиции в частях УПА.
Характерно, что нынешние историки ОУН и УПА принимают на веру описание этого батальона некоторыми бывшими его ветеранами, как сельскохозяйственной школы, готовившей агрономов для немцев, несмотря на то, что эта часть создавалась ОУНовцами, как полицейская школа в Луцке. Как свидетельствуют впервые публикуемые архивные документы, это соединение в рапорте его командира Косаревича немецкой полиции официально называлось «сельскохозяйственной охраной» и выполняло полицейские функции, на что указывает немецкий документ о грабежах «охранниками» имущества евреев. В соответствии с архивными документами, немецкий командир этого батальона, майор Кайзер, играл одну из руководящих ролей в массовых расстрелах на Волыни.
Наконец, как свидетельствуют немецкие документы, воспоминания очевидцев и иследования западных историков, украинская полиция на Волыни, в частности, в городе Луцке, перед своим переходом в УПА принимала участие в массовых расстрелах немцами советских военнопленных, украинцев, и еврееев, а также помогала нацистам проводить геноцид другими способами. Например, вспомогательные полицейские части из Луцка помогли нацистам уничтожить около 11 тыс. военопленных, в основном русских и украинцев, в городском лагере, около 20 тыс. евреев в самом городе и несколько тысяч в городке Софиевке (Трохимброде), недалеко от Колок. Украинская полиция Цуманя помогла немцам растрелять более 500 евреев и украинцев в этом населенном пункте и 137 украинцев – жителей с. Клубочин возле Колок.
Архивные документы содержат свидетельства участия этих формирований, подконтрольных ОУН(Б), сначала в качестве немецких коллаборантов, а потом – как частей УПА в массовых убийствах военопленных, евреев, украинского и польского населения на Волыни. Отряды УПА только на территории Волыни уничтожили около 15 тыс. поляков во время немецкой оккупации, и 3,5 тыс. человек, в основном украинцев, среди гражданского населения, в ходе антисоветской борьбы. ОУНовские лидеры и бывшие командиры немецкой полиции в Луцке – Ковтонюк, Коваль и их подчиненные – играли руководящую роль в массовых убийствах и этнических чистках поляков на Волыни, в частности, на территории, контролируемой УПА в районе Колок и близлежащих районах.
Архивные документы свидетельствуют, что мацеевский шуцманшафтбатальон (охранный батальон), дислоцировавшийся возле Ковеля, и, по приказу ОУН, перешедший в УПА весной 1943 года, сформировал основу другого большого отряда УПА на Волыни, и принимал участие в массовых убийствах евреев. Было бы удивительно, если бы Роман Шухевич и другие будущие ОУНовские командиры УПА, служившие в охранном батальоне 201 в Белоруссии, не принимали там такого же участия в массовых убийствах местного еврейского и нееврейского населения.
Украинские политики, пытающиеся сделать героев из лидеров антидемократических организаций, причастных к массовым убийствам, нацистскому геноциду, терроризму, и этническим чисткам, не могут называть себя демократами. В противном случае они бы прислушались к мнению незаангажированных историков и большинства украинского народа.
Иван Качановский, политолог, доктор философии, Центр Российских и Евразийских Студий, Гарвардский университет