Оказалось, что, несмотря на простоту и почти невесомость, эта куртка неплохо «держит» даже сибирские морозы. Не ожидал. Конечно, свитер и тёплый шарф при этом обязательны. Слегка приталенная и с хлястиком, что не даёт ветрам её продувать снизу, рукава – с манжетами, это опять же для тепла. А заодно манжеты позволяли просунуть руку, например, с гаечным ключом в труднодоступное место, и при этом рукав не задирался до локтя, цепляясь за что попало. Кроме этого, она была удобной в работе и не стесняла движений.
Единственное, что карманы были не прорезные и наклонные, чтобы рукам при ходьбе было комфортно, а накладные. Но и здесь видна цель: в таких карманах лучше носить инструмент. Ткань была обычной х/б, без пропитки, на дождь не особо рассчитана. Правда, знакомый дизелист-ремонтник на работе так извозил свою куртку во всяких маслах, что она у него блестела. Говорил в шутку, что боится в ней вечером ходить, чтобы не приняли за кожаную и не ограбили. Вот его куртка точно не промокала! :)
То есть, предельно недорогая в производстве (розничная цена была что-то около 10 рублей, кажется), но и предельно функциональная вещь. Явно видно, что продумана она хорошо. Настолько, что её совершенствовали и для обычной носки. Покупали ткань-плащёвку, делали на ней какие угодно карманы, капюшон, застёжки, меховой воротник вместо матерчатого и т.д., а основой была она, телогрейка.
Подумалось: а как иначе? Появилась она ещё до войны, в эпоху Днепрогэса и других великих строек. Использовали её и во время войны, на фото вверху как раз военный вариант. Уж не знаю, только у партизан, или в кадровых войсках тоже. И, разумеется, заключённым на лесоповале выдавали такие же. И до самого развала Союза их продолжали производить. Конечно, когда какая-то продукция производится массово, она постепенно совершенствуется. Потому и продумано всё, что не повышает себестоимости :)
Во всяком случае, когда в 90-х с традиционным тогда бартером всем заводчанам под зарплату выдали одинаковые китайские пуховики, они оказались и не легче, и не теплее, и не удобнее той рабочей куртки. Я уж не говорю об откровенной халтуре: судя по длине рукавов, руки у меня должны были быть гораздо короче, а судя по расстоянию до карманов – гораздо длиннее. Никогда не поверю, что у китайцев руки телескопические :)
Видимо, с некоторой иронией куртку эту можно было бы назвать национальной одеждой советского периода :)
А в перестройку на неё, как ни странно, обратили внимание всяческие кутюрье, заимствовавшие некоторые идеи. Ну, им всегда «свежие» идеи нужны. И лишь когда за неё взялись частные фирмочки и кооперативы, многие из них испортили идею. Конечно, можно прострочить ромбиками вместо полосок, это симпатичнее, но зачастую они игнорировали многолетний опыт – например, с манжетами. Куртка становилась симпатичной, но неудобной в работе.
Ну а теперь роба стала «фирменной», в том смысле, что каждая уважающая себя фирма заказывает что-то своё, каждая на свой вкус и на свой карман. Иногда очень даже неплохо, но не всегда лучше той стёганки…
***
«К концу январря 1945 г. заболевание ревматизмом ног достигло столь крупных размеров, что американское командование стало в тупик. Мы были совершенно не подготовлены к этому бедствию... К тому времени, как мы начали инструктировать солдат, что нужно делать, чтобы ботинки не промокали, ревматизм уже распространился по армии с быстротой чумы. Из-за этого вышли из строя 12 тыс. человек... Ботинки, считай, за месяц уничтожили целую американскую дивизию. Советская Армия этой напасти не знала»
Генерал О.Бредли
Ну и нельзя заодно не упомянуть и о кирзовых сапогах, но сначала – небольшая история. У нас в авиационном полку появилась какая-то проблемка на самолётах. Не слишком серьёзная, но решать её должны были представители КБ. И вот в наш полк прилетает лётчик-испытатель. Проблему он выявил и её со временем устранили, но рассказ не о том. Наших господ-офицеров особенно умиляло даже не то, что он вёл себя абсолютно по-свойски, не задирая нос, а то, что этот лётчик-испытатель, этот ас, до опыта которого нашим военлётам ещё расти и расти, летал в обычных солдатских кирзовых сапогах.
Это, несмотря на то, что офицерам, при наличии хромовых, яловых и юфтевых сапог, носить солдатскую кирзу было бы в падлу, как говорится. Ну а к тому же Родина на лётчиках не экономила, и к лётной форме прилагались роскошные ботинки непривычной в те времена конструкции: шнуровка – для точной подгонки по ноге, а в повседневности пользовались мощной, предельно надёжной «молнией».
Так почему же опытный ас предпочитал кирзу? Оказывается, это вовсе не прихоть. Кто носил «хромачи», тот понимает, зачем в царской армии нужны были денщики: снять их без визга и посторонней помощи, особенно если нога не совсем стандартная, весьма проблематично :) А вот солдатские скидываются элементарно, а это важно в случае пожара в кабине и катапультирования. Сапоги сгорят, но ноги останутся целыми. Да и голенища выше, чем у ботинок, ноги от огня защищают лучше. При этом они довольно крепко сидят на ноге, и не слетят в момент рывка при раскрытии парашюта.
Замечу, что кирзовыми у солдатских сапог были только голенища, сами сапоги – из натуральной кожи, из юфти. А потому вспоминается одна из книжонок («День М») Резуна, в которой он вдохновенно врал про горы сапог перед войной в 41-м. Якобы меняли дешёвые кирзовые на дорогие кожаные вдоль всей границы, а это, по его мнению, явно доказывало, что Сталин собирался напасть первым. Дескать, нельзя же перед цивилизованными европейцами в плохих сапогах появиться.
Это его откровение, если не считать его ляпов, касающихся авиации, было первым, что мне бросилось в глаза как явное враньё: а свой танчег и автомат в гламурный розовый цвет случайно не красили? Чтобы европейцам понравилось.
Уже потом узнал, что я прав: кирзовые сапоги запустили в производство уже после начала войны, осенью 1941 года, по другим данным – даже в 1942 году, а уж когда насытили ими армию – не знаю.
И опять же, тот факт, что кирзачи носили не только солдаты, но и рабочие, и колхозники, и геологи, говорит о том, что лучшей обуви для работы не придумать.
***
Многие считают, что своё название кирза получила именно потому, что первым городом-производственником стал Киров (Кирза сокращённо — Кировский завод).
А в посёлке звёздный Пермского края установлен памятник кирзовым сапогам. Выполнены они таким образом, что каждый желающий может их примерить.
А что же Плотников? За своё изобретение в апреле 1942 года он был удостоен Сталинской премии. За свою жизнь он подготовил около 200 научно-технических работ, получил более пятидесяти авторских свидетельств. Иван Васильевич дожил до глубокой старости и скончался в 1995 году. Сегодня его имя носит носит профессиональное училище №7 села Новикова: ранее это была церковно-приходская школа, которую и окончил Иван Васильевич.