Знаете ли вы, что первый в мире персональный компьютер был создан, отнюдь, не Стивом Джобсом и Стивом Возняком в гараже Пало-Альто, а простым советским конструктором Арсением Анатольевичем Гороховым в Омском НИИ авиационных технологий?
Знаете ли вы, что первый в мире персональный компьютер был создан, отнюдь, не Стивом Джобсом и Стивом Возняком в гараже Пало-Альто, а простым советским конструктором Арсением Анатольевичем Гороховым в Омском НИИ авиационных технологий?
Олег Матвейчев, блогер
Мотаем время назад.
1950-е годы. Компьютеры огромные, громоздкие, дорогие. Советский «Вихрь» 1951 года, первая машина с выводом данных на экран, обладает оперативной памятью всего в 512 байт, занимает при этом двухэтажный дом. Американский «ровесник» – «Univac» – имеет накопитель на магнитной металлической ленте, быстродействующий принтер, но весит 13 тонн и стоит около 1,5 миллионов долларов. «Bendix G-15», выпущенный в США в 1956 году, получает название мини-компьютера – на деле весит 450 кг и стоит не менее 50 000 $. На звание персональной не тянет ни одна машина.
1960-е годы. Компьютеры становятся быстрее, мощнее, компактнее. В США выпускают первый коммерческий компьютер, оснащенный клавиатурой и монитором – «PDP-1». Габариты нового аппарата – с три холодильника, цена – в десятки раз ниже стоимости обычного большого компьютера. Широкий шаг вперед, но недостаточный для повсеместного внедрения техники. Всего было продано лишь 50 экземпляров.
Первым «домашним» компьютером претендует стать «Honeywell Kitchen Computer», представленный в США в 1969 году. Весит он около 65 кг, стоит 10 600 $, представляет из себя постамент со встроенной разделочной доской, панелью лампочек и кнопочек. Выполняет всего одну функцию – хранение различных рецептов. Для работы с «кухонным компьютером» требуются двухнедельные курсы, потому как рецепты выводятся на экран в двоичном коде. Желающие приобрести столь дорогую «поваренную книгу» не найдены.
1970-е годы. С созданием первого микропроцессора начинается эпоха персональных компьютеров. Изобретатели по всему миру соревнуются в сборке собственных моделей. Американский предприниматель Эдвард Робертс первым понимает, сколь велик потенциал 8-битного микропроцессора Intel 8080, выпущенного в 1974 году, и создает на его базе микрокомпьютер «Altair 8800». Благодаря заключенной сделке с компанией «Intel» на оптовую покупку микропроцессоров (75 $ за штуку, при розничной стоимости – 360 $), Робертс устанавливает на свое изобретение рекордную цену – всего 397 «баков»! Реклама на обложке уважаемого журнала «Popular Electronics» за 1975 год делает свое дело. В первый же месяц разработчики продают несколько тысяч экземпляров «Altair 8800». Однако полученный заказ становится сюрпризом для покупателей: комплект представляет из себя набор деталей и ящик для корпуса. Пользователям приходится самим паять, тестировать, создавать программы на машинном языке. (Что, конечно, тоже неплохо, ведь именно на «Altair 8800» основатели «Microsoft» Билл Гейтс и Пол Аллен испытывают свою знаменитую программу – «Basic».)
Как бы то ни было, компьютер Робертса – находка для изобретателей, а «простые смертные» по-прежнему остаются без техники. На помощь им в 1976 году приходят Стив Возняк и Стив Джобс, решающие продать свой «Apple I», собранный для личного пользования в гараже Пало-Альто (Калифорния). Стоимость нового компьютера составляет 666, 66 $. А главным достоинством является то, что, в отличие от «Altair 8800» и многих других машин того времени, «Apple I» предлагается уже собранным. Для работы требуются только корпус, клавиатура и монитор. Но и они будут включены в комплект два года спустя, в серийном выпуске цветного, звукового «Apple II».
Такова история персонального компьютера.
Стоп, стоп, стоп… А как же советский ученый, Омск и НИИ авиационных технологий?!
Ах, да! Совсем забыла. Есть в истории персональных компьютеров и темная страница.
Дело было так. В далеком 1968 году, за 8 лет до первого «яблока», советский инженер-электромеханик Арсений Анатольевич Горохов изобрел машину под названием «Устройство для задания программы воспроизведения контура детали». Так, во всяком случае, указано в патенте, авторском свидетельстве № 383005, от 18 мая 1968 года. Название не случайно, потому как предназначался разработанный аппарат, прежде всего, для создания сложных инженерных чертежей. Сам изобретатель предпочитает называть аппарат «программируемый прибор интеллектор».
Согласно чертежам, «интеллектор» имел монитор, отдельный системный блок с жестким диском, устройством для решения автономных задач и персонального общения с ЭВМ, материнской платой, памятью, видеокартой и прочим, за исключением компьютерной мыши.
Изобретение запатентовали, но денег на опытный образец не дали, попросили подождать. Самому раздобыть необходимые 80 000 рублей простому советскому инженеру не удалось. Он взялся за новые проекты, а великое открытие так и осталось на бумаге. В 1970 году схема «интеллектора» была опубликована в «Бюллетене изобретений, открытий и товарных знаков», став доступной всем желающим.
Могла ли она попасть в руки американских инженеров? Судите сами: советские бюллетени и патенты в США всегда переводили с особым тщанием.
Мог ли советский инженер принести Родине почет и славу? Риторический вопрос. Сам Арсений Анатольевич как-то заметил: «При наличии финансирования можно было бы за семь лет создать в России отрасль по компьютеризации».
Можно. Было бы. Ему ли, обладателю 40 авторских свидетельств и патентов, не знать этого. Вот только нужны ли эти свидетельства и патенты, когда гарантийные обязательства государства сильны лишь на бумаге?
Отложили в долгий ящик – упустили навсегда. Потому история персонального компьютера для США – время настоящее, а для России – прошедшее.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.