Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

Последняя война Союза

  • 1 / 2
  • 2 / 2

Двадцать четыре года назад закончилась война в Афганистане. В тот день генерал Громов перешел государственную границу, последним из сороковой армии, которой он командовал. Еще воюя в Афганистане, он пообещал, что когда окажется на нашей стороне, повернется в сторону Афгана и скажет все.

15 февраля 1989 года, в 10 часов 30 минут, девятилетняя война завершилась официально. Генерал-полковник Борис Всеволодович Громов, Герой Советского Союза, командующий 40-й армией, уполномоченный правительства СССР по делам временного пребывания советских войск в Демократической республике Афганистан (ДРА), выполнил свое обещание и высказал все, что он думал о той войне.

Правда, сказанные им слова, по его свидетельству, - «на бумагу не ложились!»

В микрофон же Громов произнес: «Всем солдатам и офицерам, которые прошли этот ад, надо ставить памятники. За моей спиной не осталось ни одного военнослужащего сороковой армии».

А дальше была Родина и ответы военкоматов и исполкомов: «Я вас на эту войну не посылал».

Ежегодно, в канун этой даты, мы отдаем дань памяти и уважения воинам, которые погибли, исполняя свой воинский долг.

Немного истории

В шестидесятых годах в Афганистане была создана коммунистическая партия под руководством Нур Мухаммед Тараки с названием Хальк (народ). В 1967 году партия раскололась на две части Хальк и Парчам (знамя). Просоветской фракцией Парчам руководил сын генерала афганских вооруженных сил Бабрак Кармаль.

17 июня 1973г. монархия была ликвидирована: государственный переворот совершил Мухаммед Дауд Хан, двоюродный брат короля.

27 апреля 1978г. Дауд был свергнут в результате военного путча, проведенного фракциями коммунистической партии, объединившимися под названием «Народно-Демократическая Партия Афганистана». Дауд и 30 членов его семьи были казнены. В результате этой «апрельской революции» президентом стал Тараки. Бабрак Кармаль стал вице-президентом. В том же году обе фракции снова разделились. Бабрак Кармаль был отправлен послом в Чехословакию.

Тараки получил экономическую и финансовую помощь от СССР. Тысячи советников из СССР прибыли в Афганистан. Коммунистическое правительство хотело быстро превратить Афганистан в современное социалистическое государство. Декретами были проведены земельная, социальная и образовательная реформы. Но эта ускоренная программа не была осуществлена. Ни фракции Хальк, ни фракции Парчам не удалось создать себе базу среди верующего мусульманского населения.

В Афганистане, где господствовали феодальные отношения, нищета, безграмотность и фанатическая религиозность, было 40 тысяч мечетей и около 300 тысяч мулл. Фактически именно они правили страной, проповедуя ислам в его самых консервативных формах.

В конце семидесятых годов прошлого века, раздираемый межплеменными распрями, полудикий Афганистан бурлил, и явственно вставал вопрос, куда он пойдет дальше - к цивилизации или станет оплотом крайне реакционного течения ислама, влияние которого стало проникать уже и в советские республики.

В апреле 1979 года, через год после апрельской революции, одновременно во всех провинциях началось восстание против коммунистического режима. Правительство контролировало только города, но потеряло власть над труднодоступной центральной частью страны.

В мае 1979 года руководитель страны Тараки был убит. Власть в стране сосредоточил в своих руках Амин, пользовавшийся поддержкой западных спецслужб, который принялся жестоко подавлять восстание. Физически уничтожались просоветски настроенные политики и военные, число жертв превысило 50 тысяч человек. Тюрьмы были переполнены, но восстание расширялось.

В то время как на Западе никто на это не реагировал, советское правительство обеспокоилось такой перспективой. Падение Кабула и приход к власти исламских фундаменталистов могли привести к беспорядкам среди мусульманского населения советских центрально–азиатских республик. Узбеки, туркмены и таджики географически и по вере близки афганцам.

Кроме того, обстановка в регионе серьезно осложнилась из-за Иранской революции и прихода там к власти Хомейни, разорвавшего все отношения с США (Америка была объявлена врагом N 1 и изгнана из Ирана). Соседний Ирак считал США своим врагом еще со времени ирано-иракской войны.

Афганистан оказался поприщем яростного противоборства двух сверхдержав: СССР поддерживал силы, звавшие к социализму, спецслужбы США - исламских фундаменталистов, создававших в Пакистане сеть военных лагерей и баз подготовки моджахедов.

США теряли свое влияние в зоне Персидского залива, а самое главное - ближневосточную нефть, составлявшей основу их энергетики.

И тогда взоры американцев пристально обратились к Афганистану - ключевому звену в этом, стратегически важном, регионе. Незамедлительно очень крупные денежные и материальные потоки полились в руки недовольных и нищих местных князьков (кстати, подобный трюк эффективно использовался американцами и европейцами в Ливии и Сирии уже в наше время).

Через некоторое время восстали пуштунские племена. Началось вторжение бандформирований из Пакистана. На территории Афганистана заполыхала гражданская война.

Оппозиция контролировала уже 92 процента территории, ее армия составляла 40 тысяч человек, началось демонстративное наращивание военной силы США в Персидском заливе и на острове Диего-Гарсия: авиация, флот, силы быстрого реагирования.

Советские политики небезосновательно опасались усиления влияния США в Афганистане, в т.ч. и прямой интервенции американцев, чтобы хоть частично восполнить потерю Ирана. А перспектива получить у самых своих границ еще одно недружественное государство, ориентированное на запад, всерьез обеспокоила Политбюро ЦК КПСС.

Не видя иной возможности удержаться у власти, правители ДРА обратились с просьбой к СССР ввести войска.

В общественное сознание советского народа, в период горбачевской перестройки, внедрялась мысль о том, что Афганская кампания – это была непродуманная и бессмысленная военная операция, начатая исключительно по прихоти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

На самом деле – это утверждение не отвечает действительности.

Во-первых. Решение о вводе ограниченного контингента Советских войск в Афганистан было принято Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 года после многодневных дебатов, с привлечением самых компетентных специалистов МИДа СССР, Генштаба Советской Армии и других ведомств.

Во-вторых. Советское правительство обеспокоили события апреля 1979 года в Кабуле. Через год после «апрельской революции» одновременно во всех провинциях Афганистана началось восстание против демократической власти. Падение Кабула и приход к власти исламских фундаменталистов могли спровоцировать беспорядки среди мусульманского населения советских центрально-азиатских республик (что через десять лет и произошло).

В-третьих. Существовала реальная угроза размещения на границе с нашей страной американских радиолокационных станций и ракет, представлявших угрозу Советскому Союзу. Ввод наших войск в Афганистан явился превентивной военной операцией, направленной на предупреждение возможных последствий от действий США и их союзников по НАТО.

В-четвертых. Афганская спецоперация проводилась в условиях «холодной войны», и введение наших войск на территорию соседнего государства дало СССР определенные геополитические преимущества, что и вызвало настоящий шок на Западе. По странам Западной Европы и Америки прокатилась паника: «Советские танки – в нескольких дневных переходах от Персидского залива, от нефти Кувейта, Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии!»

Афганская война длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней (с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года). Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ограниченного контингента советских войск (ОКСВ).

Общие людские потери (убиты, умерли от ран и болезней, погибли в результате катастроф, происшествий и несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил (вместе с пограничными и внутренними войсками) составили 15 051 человек. При этом органы управления, соединения и части Советской Армии потеряли 14 427 человек, подразделения КГБ - 576 человек, формирования МВД - 28 человек, другие министерства и ведомства - 20 человек.

Никого из нас не могут оставить безразличным эти страшные цифры, хотя если быть объективными следует признать, что сегодня в бывших республиках Советского Союза в автомобильных катастрофах, от голода, болезней и лишений погибает ежегодно вдесятеро раз больше наших соотечественников.

С тех самых восьмидесятых вот уже более двадцати лет мы говорим и думаем об Афганской войне, переосмысливая последствия этой военной трагедии. Тысячи погибших, десятки тысяч покалеченных, сотни тысяч вернувшихся в мир, с надорванной психикой, солдат, - такова плата за эту войну. Об этом говорят десятки документальных материалов.

Война – это колоссальное физическое и психологическое напряжение. Человек, побывавший там, начинает иначе думать, иначе чувствовать, иначе жить. Все, что дорого и близко всем людям, становится для него ненужным и чуждым, потому, что нужно идти вперед к неизвестному и вечно страшному будущему. С ненавистью и ожесточением он вырывает из себя все, во что когда-то верил, что когда-то любил.

И если он возвращается живым и пытается рассказать людям о своих новых надеждах, они глядят на него с ужасом и недоумением. На его измученном тревожными думами лице, в его воспаленных, горящих незнакомым светом глазах люди хотят видеть признаки безумия, чтобы приобрести право отречься от него.

И отрекаются. Так было после каждой из войн, в том числе и афганской. Судьбы многих солдат и офицеров, прошедших афганский ад, оказались исковерканы. И хотя после окончания войны прошло более двадцати лет, многие до сих пор вскакивают по ночам, силясь схватиться за автомат. Другие, так и не вписавшись в мирную капиталистическую действительность, пытаются утопить свои проблемы в вине. Третьи вынуждены были переступать через свои принципы и идти на поклон к бандитам, чиновникам и коммерсантам, дабы усмирить семейные конфликты из-за тяжелого, неустроенного быта.

А после войны жизнь продолжалась. Но, к сожалению, в борьбе с черствостью, бюрократизмом, бездушием. У афганцев свой взгляд на жизнь. Они в большинстве своем неподкупны, честны, прямолинейны, поэтому всегда неугодны чиновникам, особенно в наше, пронизанное коррупцией, время. Холодное равнодушие к «афганцам» и к их семьям со стороны тех, кто обязан принимать участие в их дальнейшей судьбе, не может не возмущать.

И мы быть благодарны   ветеранам за то, что, несмотря бездушие чинуш, на болезни, на недолеченные раны, безденежье, - они делают всё возможное для того, чтобы воспитывать у сегодняшней молодёжи высокие нравственные чувства долга, чести, верности и готовности защищать свою Родину.   

Вечная слава воинам-интернационалистам, не вернувшимся с той войны! Низкий поклон всем, кто с честью выполнил свой воинский долг!

Владимир Зуев, депутат краматорского горсовета от КПУ, подполковник Советской Армии, 11.02.2013


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.