На страницах газет и интернет изданий время от времени появляются статьи на разные мировоззренческие темы различных авторов, которые исповедуют в основном идеалистические, т.е. немарксистские взгляды или даже явно антимарксистские. Среди авторов и комментаторов этих статей сторонников марксизма и антимарксистов, завязываются дискуссии, которые показывают весьма фрагментарные и перекрученные знания о марксизме у тех и других. С целью дать более чёткое представление о марксизме, как его противникам, так и сторонникам, подготовлен этот краткий материал. Небольшой ликбез, так сказать.
Начнем с определения. Марксистская философия, марксизм - это диалектико-материалистическое МИРОВОЗЗРЕНИЕ, т.е. система взглядов на объективную реальность (развитие природы, общества, мышления). Это мировоззрение возникло к середине XIX века в противоположность метафизическому (не диалектическому) мировоззрению средневековья, как следствие накопления человечеством научных знаний в области естественных и точных наук, человеческой истории и философии. Иными словами, количество знаний, накопленного человечеством к этому времени, т.е. к эпохе капитализма, привело к появлению качественно иного диалектико-материалистического мировоззрения в развитии человеческой мысли.
(Марксизм не мог возникнуть в средние века, как и теория относительности А. Эйнштейна. Только с возникновением и развитием капитализма возник и марксизм. В средние века господствовала метафизика как мировоззрение о неизменности мира, вещей и их свойств.)
Собственно термин "марксизм" связан с именем Карла Маркса (1818-1883 г.г.), который со своим близким другом и соратником Фридрихом Энгельсом (1820-1895 г.г.) смогли проанализировать и обобщить достижения человеческой мысли к тому времени и сформулировать принципиально новые взгляды на развитие природы, человеческого общества, мышление, сознание и поведение человека.
Марксистская философия, кратко марксизм (система взглядов в виде принципов/ положений) заключается в следующем:
1. Материя (объективная реальность) движется/существует вечно во времени и бесконечно в пространстве, независимо от воли и сознания человека в пространственно-временной неразрывности.
2. Формы движения/существования материи (объективной реальности) безграничны, неисчерпаемы во времени и пространстве, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
3. Движение (перемещение, изменение, развитие) - неотъемлемое свойство (атрибут) материи (объективной реальности), способ её существования.
4. Развитие понимается, рассматривается как процесс раздвоения единого (предмета, явления, мысли) на противоположности, как следствие внутреннего противоречия между отживающим и новым, зарождающимся.
5. Материя (объективная реальность) неуничтожима и несотворима, никуда не исчезает, ниоткуда не появляется, а лишь преобразуется из одной формы в другую, от простой к сложной, от низшей к высшей согласно трем законам диалектики:
Прим. В. Зыкова. Физики считают, что ровно наоборот: в замкнутой системе энтропия (т.е., грубо говоря, бардак) может только увеличиваться. То бишь, от сложной к простой. Видать, к этому утверждению Маркса или, скорее, автора, надо бы добавить человеческую деятельность?
- борьба и единство (взаимопроникновение) противоположностей, (выявляет источник развития);
- переход количества в качество и обратно, (показывает механизм развития);
- отрицания отрицания, (указывает направление и результат развития);
Все три закона действуют взаимосвязано.
6. Материя (объективная реальность) - первична, а дух, сознание - вторичны, производны, ибо сознание не может появиться раньше своего материального носителя. Человек в свою очередь есть продукт, порождение природы. Каковы его материальные (природные и социальные) условия существования, таков он сам и его сознание, ибо оно определяется (формируется) жизнью человека.
Примечание. Последовательность перечисленных положений/принципов особого значения не имеет, ибо от перемены мест слагаемых суть марксизма не меняется, но принципиально важно придерживаться их в совокупности. Традиционно это называют "диалектическим материализмом", ("диаматом") т.е. это - сплав материализма и диалектики, две стороны ОДНОЙ медали. Кроме того, есть материализм наивный, античный, вульгарный, метафизический, антропологический и т.п., которые не соединены с диалектикой. Так же есть "исторический материализм" ("истмат"), как вторая неотъемлемая часть марксизма, в которой, с позиции диамата рассматривается история развития человечества, как неотъемлемая часть природы.
Пояснение. Материю, как таковую, никто, никогда не видел. Так же, как никто не видел "плод", "фрукт" как таковой. Все видят конкретный предмет: вишню, грушу, яблоко и т.д. Бесконечная совокупность конкретных предметов составляет (образует) объективную реальность. "Материя" - это обобщающий, предельно широкий философский термин (категория) для обозначения окружающей человека объективной реальности. Человек может видеть только отдельные конкретные предметы, виды материи, или регистрировать приборами, ибо, например, элементарные частицы, электромагнитные поля не видны обычным глазом, но существуют.
Основные формы движения/существования материи: механическое перемещение, химические реакции, элементарные частицы, электромагнитные поля, социальная форма движения - человеческая история, движение в абстрактной форме - мышление. Это высшая форма движения. Чем выше форма движения, тем менее заметно это движение. Каждая форма движения имеет своего носителя. (См. полностью "Диалектика природы", Ф.Энгельс, Соч., т.20, с.с.339-626.)
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
XVII - XVIII века. Медленно, как корабль из густого тумана, Европа выходила из мрака религиозного средневековья, где даже наука была смиренной служанкой церкви. В европейских странах произошли буржуазные революции. Феодализм потерпел поражение от нарождавшейся буржуазии, которая пришла к власти. Ускорился рост экономики, для развития промышленности требовались научные знания. В первую очередь начали развиваться механика, химия, физика, математика, астрономия, но в общественном сознании еще господствовала точка зрения о НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ природы, т.е. всегда были эти же материки, горы, реки, леса, растения и животные Богом данные от века. Если что-то исчезало, то новое появлялось ТАКИМ ЖЕ, т.е. движение понимали как МЕХАНИЧЕСКОЕ замещение одного другим без процесса развития и изменения. Господствовал метафизический (НЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ) взгляд на окружающий людей мир, как и на самого человека.
Успехи в изучении НЕЖИВОЙ природы.
Первым ударом колокола, возвещавшим о появлении нового взгляда на природу, явилась книга немецкого философа-идеалиста Иммануила Канта (1724-1804 г.г.) "Всеобщая естественная история и теория неба", появившаяся в 1755 году. В ней была сформулирована гипотеза о происхождении Солнца и планет из пылевидной туманности. Солнечная система неожиданно предстала как развившаяся во времени, а не неизменная, как считали до этого. Спустя несколько десятилетий французский астроном и математик Пьер Лаплас (1749-1827 г.г.) независимо от И.Канта математически подтвердил возникновение Солнечной системы из туманности. Стало ясно: вселенная, и Земля в том числе, - ИЗМЕНЧИВЫ во времени.
В физике и химии были свои достижения. Русский естествоиспытатель М.В.Ломоносов (1711-1765 г.г.) одним из первых сформулировал принцип сохранения вещества и энергии: "если где-то чего убудет, то в другом месте столько же и прибудет". В 1845 году немецкий естествоиспытатель Ю.Р.Майер (1814-1878 г.г.) сформулировал закон сохранения и превращения энергии: "Любая форма движения способна и вынуждена при определенных для каждого случая условиях превращаться, прямо или косвенно, в любую другую форму движения". Отсюда уже следовал общефилософский вывод о неуничтожимости и несотворимости материи, никуда не исчезающей и ниоткуда не появляющейся, но вечно существующей во времени и бесконечно в пространстве.
Достижения в изучении ЖИВОЙ природы.
В 1759 году немецкий естествоиспытатель Каспар Вольф (1733-1794 г.г.) опубликовал свою работу "Теория зарождения", в которой опроверг учение о ПРЕДобразовании взрослого организма в зародышевой клетке. (Тогда считали, что человек зарождается полностью сформировавшимся как взрослая особь, но микроскопических размеров, а потом просто МЕХАНИЧЕСКИ вырастал.) И сформулировал теорию НОВОобразования (эпигенеза), т.е. поэтапного развития животного организма. Позже была открыта клетка, как первокирпичик развития, из которой все вырастало в животном и растительном мире. В 1839 году немецкий биолог Теодор Шванн (1810-1882 г.г.) сформулировал клеточную теорию строения организмов.
В это же время возникает геология, палеонтология, которые стали предоставлять факты об исчезнувших животных и растениях, существовавших ранее на Земле. До сознания мыслящих людей стало доходить понимание того, что раньше Земля была другая, растения и животные были другими. Теория постоянства видов потерпела крах. Стала формироваться теория ИЗМЕНЧИВОСТИ видов как следствие их приспособляемости к изменениям земных условий существования. Количество научных фактов, подтверждавших изменчивость, непостоянство живой природы, увеличивалось с каждым десятилетием.
Точку в этом вопросе поставил Ч.Дарвин (1809-1882 г.г.). В 1859 году была опубликована его фундаментальная работа "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", которую К.Маркс охарактеризовал как естественнонаучную основу марксизма. А чуть позже в 1871 году выходит в свет еще одна работа Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор", в которой было доказано родство человека с обезьянами.
Эволюционная теория развития Дарвина доказала закономерность происхождения видов всего живого на Земле путем естественного отбора, разрушила миф о создании человека Богом, выдержала проверку временем и поныне является одним из НЕЗЫБЛЕМЫХ естественнонаучных оснований марксизма в области живой природы. В области неживой природы аналогичным основанием является закон сохранения и превращения энергии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Были и другие научные успехи в изучении как живой, так и неживой природы, не упомянутые здесь из-за ограниченности газетной площади. Но все они лишь подтверждали картину всеобщей и вечной ИЗМЕНЧИВОСТИ природы, как живой, так и неживой. Мир (объективную реальность) теперь понимали материалистически: как вечный, взаимосвязанный, противоречивый и независимый от воли и сознания человека процесс изменений и развития. С метафизическим (не диалектическим) мировоззрением на природу как живую, так и неживую было покончено. Оставалось найти и доказать существование материалистических философских законов, согласно которым все вокруг движется, меняется, развивается. Эта задача была решена классиками марксизма. После этого с позиции диалектико-материалистического мировоззрения была рассмотрена история развития человечества. (См. полностью "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Ф.Энгельс, Соч., т.21, с.с.269-317.)
ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
К середине XIX века философия в буржуазной Европе была представлена в следующем виде: французским утопическим социализмом, немецкой классической философией и английской буржуазной политэкономией. Последняя билась над загадкой возникновения прибавочной стоимости, французские социалисты-утописты пытались построить социализм в пределах одной фабрики, а господствовавшая в Германии идеалистическая философия Гегеля подвергалась критике с материалистических позиций Людвигом Фейербахом (1804-1872 г.г.).
После переработки всего этого идеалистического "наследства" К.Марксом и Ф.Энгельсом получилось следующее: идеалистическая диалектика Гегеля превратилась в материалистическую, была раскрыта тайна возникновения прибавочной стоимости после переработки английской классической политэкономии, а утопический социализм стал научным после применения к нему закона о смене общественно-экономических формаций и объяснения Марксом тайны возникновения прибавочной стоимости.
Начнем с диалектики - методологической основы/базы марксизма. Диалектика - наука о ВСЕОБЩИХ ЗАКОНАХ ЛЮБОГО движения (изменения, развития, преобразования) в природе, в обществе, в человеческом сознании и мышлении. Это - закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон борьбы и единства (взаимопроникновения) противоположностей. Все три закона действуют взаимосвязано, неуклонно и неостановимо, как неостановимо течёт время. Образно говоря, диалектика для философии - то же, что таблица умножения для обыденной жизни. На любых языках и континентах, при любых условиях и обстоятельствах она действует (проявляется) неостановимо.
Для тех, кто впервые слышит об этих законах, очень кратко поясню их проявление некоторыми примерами. Смена поколений в растительном, животном (человеческом) мире - проявление закона отрицания отрицания. Новое поколение отрицает уходящее. При этом что-то наследуется, а что-то уходит с уходящим поколением. Самопроизвольная реакция деления урана (взрыв), возникающая при достижении им критической массы - проявление закона перехода количественных изменений в качественные. Превращение воды в пар при нагревании - этот же закон. Закон борьбы и единства противоположностей проявляется в любом предмете, явлении как разнонаправленные тенденции: устойчивость и изменчивость во времени. Устойчивость всегда относительна, а изменчивость - абсолютна, вечна. Эти две тенденции (устойчивость и изменчивость) едины и одновременно противоположны как два полюса магнита. Правители и народ, писатели и читатели, артисты и зрители, хозяин и работники, родители и дети, преподаватели и студенты - это проявление закона единства и борьбы противоположностей.
Так как диалектика - наука о всеобщих законах любого движения (изменения, преобразования, развития), то и оперирует диалектика предельно широкими понятиями - КАТЕГОРИЯМИ. В частности: материя, дух (сознание), пространство, время, случайность и необходимость, форма и содержание, причина и следствие и т.д. Эти категории нельзя увидеть или пощупать. Можно только силой абстракции представить их в своём мышлении, т.е. требуется иметь очень широкое абстрактное мышление, чтобы без особых затруднений оперировать столь широкими понятиями - категориями. Чтобы представить себе "необъятность" категорий диалектики, пусть читатели попробуют ответить (для себя) на такие вопросы: "Что есть количество?", "Что такое количество?", "Что есть качество?", "Что есть случайность?", "Что есть закономерность?", "Что есть сущность?", "Что есть причина?" и т.д.
При изучении объективной реальности, диалектика, оперируя категориями, исходит из принципов/положений материализма и в частности:
- мир (материальный и нематериальный) рассматривается, понимается как вечно существующий во времени и бесконечно в пространстве, в непрерывном закономерном движении, изменении и развитии, независимо от воли и сознания человека;
- материя (объективная реальность) - первична, а дух, сознание - вторичны, производны, ибо сознание не может появиться раньше своего материального носителя;
- развитие понимается как процесс раздвоения единого (предмета, явления, мысли) на противоположности, движение от количественных изменений к качественным;
- внутренние противоречия рассматриваются как источник, движущая сила развития, содержанием которого является борьба между отживающим и новым, зарождающимся;
Познавательное (гносеологическое) значение категорий состоит в том, что благодаря их пониманию единичные вещи, предметы, явления начинают восприниматься как проявление всеобщего, т.е. за деревьями человек учиться видеть лес (суть происходящего). Усвоение (понимание) категорий в ходе индивидуального развития человека - необходимое условие для формирования у него способности к теоретическому мышлению.
В наиболее совершенном варианте (идеалистической версии) диалектику разработал немецкий философ, объективный идеалист Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 г.г.). "...он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития" (Соч. т. 20, с.23). Исходя из идеалистического положения о том, что "Дух" ("Идея"), существовали раньше материи (объективной реальности) Гегель создавал диалектику как науку о саморазвитии понятия, существующего неизвестно где и неизвестно сколько времени, а природа лишь перестраивается, преобразуется вслед за саморазвитием этого понятия, являясь его недоразвитым проявлением. И законы этого саморазвития (отрицания отрицания, переход количества в качество и обратно, борьба и единство (взаимопроникновение) противоположностей) Гегель разрабатывал как законы мышления, а не выводил законы из материального мира и человеческой истории.
Ошибка вполне объяснимая, ибо к его времени закон сохранения и превращения энергии ещё не был окончательно сформулирован, а эволюционная теория развития ещё не была доказана Дарвином. Описанный Гегелем теоретический путь, которым движется саморазвитие понятия получил у него название "метод восхождения от абстрактного к конкретному". То есть, движение от самого абстрактного (минимального, скудного, фрагментарного) знания о чем-либо до конкретного (полного, всеобъемлющего во всех деталях) знания об изучаемом предмете. Метод восхождения от абстрактного (скудного) знания к знанию конкретному (многогранному) есть лишь способ (путь), каким идёт наше познание окружающего мира вообще и конкретного предмета в частности.
(Всем понятный пример. Знакомятся парень и девушка. Знания о друг друге скудны, абстрактны, поверхностны. Повстречались, поженились, появились дети и через несколько лет они предстают друг перед другом во всей своей конкретности характеров, привычек и т.д. Теоретический путь узнавания друг друга шел путём от абстрактного фрагментарного знания к конкретному во всех деталях.)
Именно метод восхождения от абстрактного к конкретному был применён К.Марксом при изучении капиталистического способа производства и потом изложен в "Капитале". За отправную точку была взята самая абстрактная простейшая экономическая категория "стоимость" вообще, которую Маркс определил как овеществлённый в каком-либо предмете (продукте) общественно необходимый человеческий труд. (В предмете труда объективируется личность.) Затем он проследил путь развития "стоимости" через все докапиталистические формации и в капитализме получил всё многообразие стоимостей: меновую, прибавочную, потребительную, абсолютную и т.д.
Классики марксизма устранили "перевернутость", т.е. идеалистический характер гегелевской диалектики, доказав, что сначала движется, развивается материальный мир, а за ним и человеческие понятия (представления) формируются, изменяются и т.д. Гегелевской идее порождения конкретного предмета мыслью К.Маркс противопоставил материалистический принцип воспроизведения (отражения) объективной реальности (предметов) в мыслях в виде представлений и понятий. (См.полностью Ф.Энгельс, т.20, "Анти-Дюринг", гл.ХII, Диалектика, с.с.122-146 и др.)
Познавательное (гносеологическое) значение законов диалектики для человека можно выразить примерно так: "Знание немногих важных принципов - освобождает нас от знания множества мелких фактов". Знание законов диалектики (как и таблицы умножения), умение видеть их проявление и учитывать его в теоретической и практической деятельности принципиально повышает уровень развития личности.
На этом можно закончить краткое знакомство с первой частью марксизма - диалектическим материализмом. Об историческом материализме, т.е. материалистическом понимании истории развития человечества речь пойдет в другой раз.
В заключение ликбеза приведу очень любопытное и где-то даже парадоксальное высказывание о марксизме пожизненного антикоммуниста и ярого борца с Советским Союзом Збигнева Бжезинского. Ещё в 1971 году он написал в своей книге "Между двух эпох: роль Америки в технотронную эру": "Марксизм представляет собой новый, исключительно важный этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм означает победу активно относящегося к внешнему миру человека над пассивным, созерцательным человеком и в то же время победу разума над верой... марксизм ставит на первое место систематическое и строго научное изучение действительности, так же, как и руководство действием, вытекающим из этого изучения". (См. "2000", 2008 г., С4, М.Михайленко, "Холодная война" Збигнева Бжезинского").
Слова З.Бжезинского лишний раз подтверждают истинность известного 11-го тезиса К.Маркса о Л.Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". ("Die Philosophen haben die Welt nur verschieden interpretirt, es kommt darauf an sie zu verändern". Соч., т. 3, с.4,5)
Желаю как противникам, так и сторонникам марксизма успехов в понимании того ЧТО есть марксизм и как им пользоваться. Или игнорировать. Это уж кому ЧТО на роду написано!!! Для ознакомления с марксизмом в полном объеме следует обращаться непосредственно к работам К.Маркса и Ф.Энгельса. Я лишь в очень сжатой, насколько возможно простой форме, попытался дать представление о марксизме. На идеальность изложения не претендую.
Степан Иванович Кий