Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

АТОМНАЯ ГОНКА НАЧАЛАСЬ

70 лет назад, 1 марта 1942 года народный комиссар внутренних дел Союза ССР Лаврентий Берия отправил председателю Государственного Комитета Обороны Иосифу Сталину спецсообщение «Об использовании атомной энергии урана для военных целей:

«Сов. секретно
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
Товарищу СТАЛИНУ

В ряде капиталистических стран в связи с проводимыми работами по расщеплению атомного ядра с целью получения нового источника энергии было начато изучение вопроса использования атомной энергии урана для военных целей.

В 1939 году во Франции, Англии, США и Германии развернулась интенсивная научно-исследовательская работа по разработке метода применения урана для новых взрывчатых веществ. Эти работы ведутся в условиях большой секретности.

Из прилагаемых совершенно секретных материалов, полученных НКВД СССР в Англии агентурным путем, характеризующих деятельность Уранового комитета по вопросу атомной энергии урана, видно, что:

а) Английский военный кабинет, учитывая возможность успешного разрешения этой задачи Германией, уделяет большое внимание проблеме использования атомной энергии урана для военных целей.

б) Урановый комитет военного кабинета, возглавляемый известным английским физиком Г.П. ТОМСОНОМ, координирует работу видных английских ученых, занимающихся вопросом использования атомной энергии урана, как в отношении теоретической, так и чисто прикладной, т.е. изготовления урановых бомб, обладающих большой разрушительной силой.

в) Эти исследования основаны на использовании одного из изотопов урана, U-235, обладающего свойством эффективного расщепления. Для этого используется урановая руда, наиболее значительные запасы которой имеются в Канаде, в Бельгийском Конго, в Судетах и в Португалии.

г) Французские ученые ХАЛЬБАН и КОВАРСКИЙ, эмигрировавшие в Англию, разработали метод выделения изотопа урана-235 путем применения окиси урана, обрабатываемого тяжелой водой.

Английские ученые, профессор ПЕЙЕРЛС и доктор физических наук БАЙС, разработали способ выделения реактивного изотопа U-235 при помощи диффузирующего аппарата, спроектированного д-ром СИМОН, который и рекомендован для практического использования в деле получения урана, идущего для изготовления урановой бомбы.

д) В освоении производственного метода выделения U-235, помимо ряда научно-исследовательских учреждений Англии, непосредственное участие принимают Вульвичский арсенал, а также фирмы «Метро-Виккерс», химический концерн «Империал Кемикал Индастриес». Этот концерн дает следующую оценку состояния разработки метода получения U-235 и производства урановых бомб:

«Научно-исследовательские работы по использованию атомной энергии для урановых бомб достигли стадии, когда необходимо начать работы в широком масштабе. Эта проблема может быть разрешена, и необходимый завод может быть построен».

е) Урановый комитет добивается кооперирования с соответствующими научно-исследовательскими организациями и фирмами США (фирма Дюпон), ограничиваясь лишь теоретическими вопросами.

Прикладная сторона разработки основывается на следующих главных положениях, подтвержденных теоретическими расчетами и экспериментальными работами, а именно:

Профессор Бирмингемского университета Р. ПЕЙЕРЛС определил теоретическим путем, что вес 10 кг U-235 является критической величиной. Количество этого вещества меньше критического, устойчиво и совершенно безопасно, в то время как в массе U-235, большей 10 кг, возникает прогрессирующая реакция расщепления, вызывающая колоссальной силы взрыв.

При проектировании бомб активная часть должна состоять из двух равных половин, в своей сумме превышающих критическую величину. Для производства максимальной силы взрыва этих частей U-235, по данным профессора ФЕРПОССОНА из научно-исследовательского отдела Вульвичского арсенала, скорость перемещения масс должна лежать в пределах 6000 футов/секунду. При уменьшении этой скорости происходит затухание цепной реакции расщепления атомов урана и сила взрыва значительно уменьшается, но все же во много раз превышает силу взрыва обычного ВВ. Профессор ТЕЙЛОР подсчитал, что разрушительное действие 10 кг U-235 будет соответствовать 1600 тонн ТNТ.

Вся сложность производства урановых бомб заключается в трудности отделения активной части урана – U-235 от других изотопов, изготовлении оболочки бомбы, предотвращающей распадение, и получении необходимой скорости перемещения масс.

По данным концерна «Империал Кемикал Индастриес» (IСI), для отделения изотопа U-235 потребуется 1900 аппаратов системы д-ра СИМОНА стоимостью в 3 300 000 фунтов стерлингов, а стоимость всего предприятия выразится суммой в 4,5-5 миллионов фунтов.

При производстве таким заводом 36 бомб в год стоимость одной бомбы будет равна 236 000 фунтов стерлингов по сравнению со стоимостью 1500 тонн ТNТ в 326 000 фунтов стерлингов.

Изучение материалов по разработке проблемы урана для военных целей в Англии приводит к следующим выводам:

Верховное военное командование Англии считает принципиально решенным вопрос практического использования атомной энергии урана (U-235) для военных целей.

Урановый комитет английского военного кабинета разработал предварительную теоретическую часть для проектирования и постройки завода по изготовлению урановых бомб.

Усилия и возможности наиболее крупных ученых научно-исследовательских организаций и крупных фирм Англии объединены и направлены на разработку проблемы урана-235, которая особо засекречена.

Английский военный кабинет занимается вопросом принципиального решения об организации производства урановых бомб.

Исходя из важности и актуальности проблемы практического применения атомной энергии урана-235 для военных целей Советского Союза, было бы целесообразно:

Проработать вопрос о создании научно-совещательного органа при Государственном комитете обороны СССР из авторитетных лиц для координирования, изучения и направления работ всех ученых, научно-исследовательских организаций СССР, занимающихся вопросом атомной энергии урана.

Обеспечить секретное ознакомление с материалами НКВД СССР по урану видных специалистов с целью дачи оценки и соответствующего использования.

Примечание:

Вопросами расщепления атомного ядра в СССР занимались академик КАПИЦА – в Академии наук СССР, академик СКОБЕЛЬЦИН – Ленинградский физический институт и профессор СЛУЦКИЙ – Харьковский физико-технический институт».

Надо отдать должное наркомату внутренних дел и его наркому Лаврентию Берия за способность своевременно разглядеть атомную угрозу и доложить о ней. Надо отдать должное Сталину, который понял, что речь идет об оружии будущего. Сейчас трудно себе представить, какое количество «гениальных» и «супергениальных» вариантов чудо-оружия придумывали и настоящие ученые, и самоучки в ту эпоху. Время стремительного развития науки и техники, сопровождаемого становлением жанра научной фантастики, было и временем множества подлинных открытий, и еще большего количества мертворожденных изобретений. Сколько же всевозможных «лучей смерти», по образу и подобию созданного фантазией Алексея Толстого «гиперболоида инженера Гарина», предлагали создать наркомату обороны или тому же наркомату внутренних дел изобретатели. Сколько фантастических дирижаблей, способных в одну ночь снести с лица землю вражескую столицу, универсальных пушек, способных быть и гаубицей, и орудием ПВО, и противотанковым средством предлагали военным не только в СССР, но и во многих других странах.

На таком фоне очень непросто было понять, что из всего этого действительно может стать оружием будущего, а что – всего лишь плод буйной фантазии авторов.

Но чекисты сумели понять, что расщеплению атомного ядра с целью получения нового источника энергии – это не очередной «гиперболоид». При этом надо учесть, в какой обстановке шла подготовка спецсообщения «Об использовании атомной энергии урана для военных целей». Оно оказалось на столе у Сталина в то время, когда только-только удалось отогнать немцев от Москвы. Казалось бы, ну не время сейчас с этой атомной энергией разбираться, есть дела поважнее.

Очень многие вполне здравомыслящие люди так бы и рассуждали – и допустили бы промедление в уже начинающейся атомной гонке великих держав. Гонке, в которой ставкой была возможность за несколько лет создать свое атомное оружие. К созданию советского атомного оружия начали готовиться уже в 1942. Отзывали с фронтов необходимых специалистов, началась серьезная теоретическая работа, все больше разведчиков подключалось к атомной теме.

А в 1945 году, когда Хиросима и Нагасаки стали страшным символом атомной эпохи, окончательно стало ясно – промедление в создании советской атомной бомбы закончится Третьей мировой войной. И, чтобы ее избежать, есть единственный вариант – успеть сделать бомбу, успеть лишить США атомной монополии. В том, что советские ученые и разведчики сумели это сделать, и Третья мировая не началась в середине прошлого века, спецсообщение от 1 марта 1942 года сыграло очень важную роль.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.