"Пока он был с нами, он был живым, активным воспоминанием о великой эпохе самых ярких космических достижений нашей страны, эпохи, лучше которой уже ничего не было, и которая создавалась такими титанами, как Борис Черток, - сказал академик Зеленый. - С его уходом ушел последний из могикан того великого времени".
Борис Черток являлся разработчиком и создателем систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Работая в космической отрасли с 1945 года, в том числе с 1950 - в ОКБ-1 с главным космическим конструктором страны Сергеем Королевым, он создал теорию и технику надежной конструкции ракетного и космического привода, что позволило решить задачу создания сложных механизмов для длительной работы в условиях космического пространства: агрегаты для стыковки космических кораблей, управляемые остронаправленные антенны, гидравлические приводы с цифровым управлением и так далее.
Впоследствии с участием Чертока были созданы системы ориентации и навигации космических аппаратов, разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и систем.
Борис Черток стал участником создания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, первых межпланетных станций и подготовки первого полета человека в космос в 1961 году.
С 1993 года академик Черток являлся главным научным консультантом генерального конструктора РКК "Энергия" имени С.П. Королева - наследницы ОКБ-1. По словам коллег и специалистов, он создал целую школу, которая и сегодня определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.
"Удивляло и восхищало, с каким в его-то возрасте темпераментом и задором он отстаивал все последние годы интересы космической отрасли, космической науки, - вспоминает академик Зеленый. - Он ясно и ярко говорил, убеждал, что космонавтика недооценена, отступает на задний план общественного сознания и государственных приоритетов, в то время как она является научным и техническим локомотивом экономики".
Как подвиг ученого директор ИКИ оценил создание Борисом Чертком четырехтомника его воспоминаний "о героической эпохе нашей космонавтики". "Я бы даже сравнил этот труд с "Войной и миром" Льва Толстого - такая же цельная энциклопедия советской космической науки, как та книга была энциклопедией тогдашней жизни, - отметил Лев Зеленый. При этом, по словам ученого, автор писал с "ярким литературным талантом", причем, писал правду, не пытаясь, как многие мемуаристы, что-то приукрасить или скрыть.
"Еще одно великое дело, мотором которого он был, - создание коллективной монографии о будущем космонавтики, - считает директор ИКИ. - Это одно из ярчайших свидетельств того, что Борис Евсеевич жил не только прошлым, но и будущим".
Речь идет о "Новом завете" космонавтики, как уже окрестили специалисты книгу "Космонавтика XXI века. Попытка прогноза развития до 2101 года". Более 50 авторов дали в ней свои прогнозы и размышления почти на 100 лет вперед. "Горжусь тем, что и наша статья представлена в этой книге", - отметил Лев Зеленый. "Слава Богу, что он так долго был с нами, - сказал ученый. - Он оставил после себя неизгладимый след".По словам руководителя Астрокосмического центра ФИАН академика Николая Кардашева, "Россия потеряла истинно великого человека". "Нам приходилось много общаться, когда мы работали над радиотелескопами с НПО "Энергия", - вспоминает руководитель Астрокосмического центра ФИАН. - Черток выступал с замечательными проектами создания больших конструкций в космосе, много интересовался проектом "Радиоастрон", который сейчас успешно работает на орбите". "Это был очень глубокий специалист и высокий авторитет для всех, кто имеет отношением к космической отрасли России", подчеркнул Кардашев.