В сегодняшнем Израиле вы с легкостью найдете людей, по мнению которых Сталин и СССР были намного хуже гитлеровской Германии. Поэтому, попытка некоторых людей на моей бывшей родине разглядеть в израильском обществе некий островок любви «ко всему советскому», является обычной оптической ошибкой, оторванной от реальной жизни.
Самое интересное это то (и в этом плане у Израиля нет аналогов во всем мире), что в Израиле наибольшее число антисоветчиков и ярых антикоммунистов находится не где-нибудь, а в рядах так называемых израильских «левых». Именно в Партии Труда, в партии МЭРЭЦ (правопреемница лево-сионистской МАПАМ), в движении израильских «миротворцев» Гуш-Шалом, да и в самой Компартии вы найдете немало активистов, по сравнению с которыми даже сотрудники ЦРУ и олигархи в меньшей степени ненавидят СССР и советскую эпоху, чем многие израильские «левые». К своему собственному и немалому удивлению, я обнаружил, что, зачастую, именно среди израильских правых есть немало людей, с теплотой вспоминающих о Красной Армии и ее доблестной Победе над гитлеровским врагом.
Не будучи коммунистами и сторонниками советской идеи в целом, такие люди как Авигдор Эскин, Итамар Бэн-Гвир, Барух Марзэль — да и другие израильские ультраправые, не покладая рук ведут непримиримую борьбу против попыток реабилитации нацистской идеологии в бывших советских республиках и странах Восточной Европы. Весьма поучителен факт, что Компартия Израиля не организовала ни одной публичной акции против сноса памятников советским воинам и против попыток героизации жителей Украины и прибалтийских республик, пособничавших нацистам в годы Великой Отечественной войны. Они, израильские «коммунисты» и «левые» не провели ни одной демонстрации протеста, ни одного пикета. А когда другие люди занялись организацией протестных акций против украинских и прибалтийских неонацистов, то официозная «компартия» даже не заявила об официальной поддержке данных мероприятий, и как результат, на ни одном из пикетов по этому поводу проводившихся в Тель-Авиве, не присутствовал ни один официальный представитель КПИ. Даже несколько троцкистов и те пришли. А «компартия», отделавшись статьей средних размеров в партийной газете «Зо а-Дэрэх», выходящей на иврите, (о попытках реабилитации нацизма в постсоветских республиках) не провела ни одной (даже самой незначительной) акции в знак протеста против вновь набирающего силу нацизма, на этот раз на Западной Украине и в Прибалтике — еще двадцать лет назад бывших частью Союза ССР, а сегодня выполняющих роль колониального придатка Евросоюза.
Откуда такая ненависть?
Несмотря на то, что на советское руководство нередко совершало немало ошибок в своей ближневосточной политике; несмотря на ошибочность решения советского МИДа о разрыве дипотношений с Израилем сразу после Шестидневной войны июня 1967 года (фактически открывшего путь к установлению полной американской гегемонии на Ближнем Востоке); несмотря на все это и многое другое, имевшее место в отношениях СССР - Израиль, у Израиля, и, особенно, у рядовых жителей этой страны нет, да и никогда не было особых причин для такой вот, лютой, на грани паранойи, ненависти к Союзу и к историческому прошлому, связанному с этой страной.
Для того, чтобы по-настоящему глубоко, а главное объективно оценить масштабы той помощи, которую СССР оказывал Израилю (начиная со времени, предшествовавшему основанию государства), не нужно далеко ходить за примерами. В книге «Вместе и врозь» Леона Заави, бывшего в 80-е годы одним из руководителей Компартии Израиля, приводятся (как в оригинале, так и в переводе на иврит) тексты официальной переписки между коммунистами Палестины и Коминтерном, относящиеся к периоду между началом 1920-х и моментом провозглашения Государства Израиль в мае 1948 года. Просматривая сотни документов и писем, содержащихся на страницах данной книги, даже непосвященному стает ясно, какое огромное значение и Сталин, и Димитров, и все остальные руководители СССР и Коммунистического движения в целом, придавали теме социалистической революции в Палестине и в соседних арабских странах. И если уж говорить о еврейском ешуве Палестины, то никто (повторяю: никто!) не помог столько евреям Палестины в их становлении, как Советский Союз.
И не случайно значительная часть песен киббуцного и рабочего движения в Израиле, в первые годы существования страны были переводами популярных советских песен того периода, правда, в большинстве случаев с измененными текстами. Именно советские песни и советская музыка оказали наиболее значительное влияние на израильскую культуру первых десятилетий существования страны. Стихи местных поэтов ложились на советские мелодии, много советских песен и стихов переводилось на иврит. А в школах еврейского ешува тогда еще подмандатной Палестины, на уроках литературы изучались произведения советских и русских поэтов в переводе на иврит. Наряду с местными классиками ивритской поэзии, такими как Бялик, Черняховский, Рахель Блаунштейн и др., в ивритских школах Палестины времен Мандата изучались произведения Пушкина, Маяковского, Ошанина, Некрасова и многих других советских и русских классиков.
А в суровые 40-е, когда весь мир полыхал в огне Второй Мировой войны, израильским школьникам на уроках истории рассказывали о беспримерном подвиге солдат Красной Армии, освобождавших Сталинград, прорывавших блокаду Ленинграда, вызволявших осажденные Киев и Одессу. В те героические годы в кинотеатрах Тель-Авива и Иерусалима шли советские фильмы с ивритскими титрами о той Великой Войне.
Как известно, 29 ноября 1947 года, на заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция о создании на территории Палестины (находившейся в те годы под правлением британского Мандата) двух государств — еврейского и арабского. За это решение проголосовало большинство стран-членов Организации Объединенных Наций. Решающую роль в принятии этого исторического решения сыграла советская дипломатия, прилагавшая неимоверные усилия для нахождения оптимального решения палестинской проблемы. Еще в мае того же года, выступая в ООН, советский представитель в этой организации Андрей Громыко говорил о необходимости скорейшего решения еврейско-арабского конфликта в Палестине. А всего спустя полгода, в рамках заседания Генеральной Ассамблеи ООН, как я уже сказал выше, большинством голосов было принято решение о разделе Палестины на два государства. Такой результат стал возможен только благодаря сотрудникам советского МИДа, сумевшим убедить страны Запада (в том числе и США), поддержать решение, приведшее, в конце концов, к созданию государства Израиль в мае сорок восьмого. Вы не ослышались! Обожествляемая сегодня в Израиле «мировая» «демократия», в 1947 году до самого последнего момента колебалась насчет поддержки создания еврейского государства в этой части Палестины. И только давление СССР и лично Сталина убедило американский Стэйт Департмэнт проголосовать 29 ноября 1947 года за разделение Палестины на арабское и еврейское государства.
И вот, менее через шесть месяцев после вышеупомянутого голосования в ООН, 14 мая 1948 года была провозглашена независимость Израиля. На следующее утро, на только что провозглашенное государство было совершено нападение пробританских режимов, правивших в соседних арабских странах. И опять же, в эту трудную минуту на помощь сражающемуся Израилю пришли не Америка с Западной Европой, а такой ненавистный в сегодняшнем Израиле Советский Союз.
Вооруженные Силы Израиля фактически были созданы… СССР!
Проигнорировав американское эмбарго на поставки оружия обеим сторонам, Сталин, одержимый желанием изгнать любой ценой с Ближнего Востока британских империалистов, принял решение помочь сионистам оружием. Из определенных политических соображений, поставки вооружений (включая боевые самолеты) осуществлялись через Чехословакию, к власти в которой к тому времени уже пришли коммунисты. Чехословацкого производства было и само оружие. Следует особо подчеркнуть, что именно на основе самолетов, поставленных Израилю чехами (по прямому указанию из Москвы) были созданы израильские ВВС.
К сожалению, израильское правительство во главе с первым премьером Давидом Бэн-Гурионом (как, впрочем, и все последующие правительства) оказалось сборищем неблагодарных тварей, не оценивших по достоинству помощь оказанную СССР, без которой появление на Карте Мира государства под названием Израиль было бы абсолютно невозможным.
Продолжая пользоваться советским благодушием (и чешским оружием), израильские власти, уже в первые дни существования сионистского государства, лицемерно и последовательно искали пути к сближению с мировыми империями (в том числе и только что изгнанной из Палестины Британии). Но, несмотря на это, на протяжении 50-60 годов (а Компартия вплоть до развала Союза в начале 90-х) почти все израильские партии и движения, ассоциировавшие себя с левым движением, в той или иной форме ассоциировали себя с СССР и советской идеологией.
Надо сказать, что не только Компартия, но и часть партий, причислявших себя к левому течению в сионизме, по многим вопросам (особенно внешнеполитическим) ориентировались на СССР. Например, партия Ахдут а-Авода, будучи сионистской партией ультранационалистического и антиарабского плана, во внешней политике занимала ортодоксальную просоветскую позицию. Еще могу добавить, что до начала 1960-х годов в общественных учреждениях практически всех киббуцев движения а-Киббуц а-Арци, принадлежавшего лево-сионистской партии МАПАМ, висели портреты Сталина. Также, именно издательством «Сифрият а-Поалим» принадлежавшим тому же киббуцному движению, между сороковыми и шестидесятыми годами ХХ столетия были выпущены сотни и тысячи томов марксистской и прочей прогрессивной литературы.
* * *
Но давайте, в завершение, вернемся в нынешний год. Как я уже отметил в самом начале, сегодня для большинства жителей Израиля слова «коммунизм» и «СССР» являются (и это мягко сказано) чуть ли не бранными. Особой ненавистью ко всему советскому отличаются так называемые израильские «левые». Вторая группа советофобов — это эмигранты из бывших советских республик (в основном молодое поколение). Самое интересное это то, что старшее поколение выходцев из Союза (по меньшей мере, его значительная часть), не будучи большими поклонниками коммунистической идеологии, продолжают быть преданными Великой Победе советского народа в войне против нацизма, свято чтя память о том героическом времени. Что же касается значительного корпуса сегодняшних «левых» в Израиле, то их кумирами являются НАТО и Евросоюз. Даже официозная КПИ, официально признавая решающую роль Красной Армии в разгроме Гитлера и его пособников, в своей каждодневной деятельности старается уделять этой теме как можно меньше внимания.
Нет сомнения, что за годы своего существования, благодаря усилению западного влияния в стране (прежде всего, в системе образования) Государство Израиль превратилось в то, что принято называть «Иванами, не помнящими родства». Неблагодарный Израиль «забыл»: если бы не мощь советской дипломатии, это государство так и осталось бы на клочке бумаги из какого-нибудь дипломатического протокола. И только благодаря СССР, это государство стало реальностью.
Шмуэль Ерушалми, поэт, политический деятель, Израиль
Cправка:
Ерушалми Шмуэль - родился в 1972 году в городе Белая Церковь на Украине. В Израиле с 1988 года. Живёт в городе Беер-Шева - столице южного округа Израиля. Коммунист и анти-сионист.
Переломный момент в его политических взглядах произошёл в 1993—1994 годах, когда между Израилем и Палестинским руководством были заключены соглашения Осло. Тогда, под влиянием всё возрастающего интереса к арабской культуре среди израильского населения - Шмуэль Ерушалми поменял свои политические убеждения, отошёл от Сионизма, и стал придерживаться радикально-левых взглядов.
С тех пор, Ерушалми является ярым противником Сионизма. Последовательно выступает за Мировую Марксистко-Ленинскую революцию, с учётом ошибок допущенных в Советскую эпоху. Активно действует в различных политических и общественных организациях. Член Израильского Коммунистического Форума - это группа членов Коммунистической партии Израиля (МАКИ), которые продолжают быть преданны Советской идее, и что вышли из рядов партии, из-за идеологических разногласий с партийным руководством.
Стихотворной деятельностью начал заниматся в августе 1998-го года, под влиянием политических и общественных процессов, что происходят в Мире у Шмуэля Ерушалми было желание дать им соответствующее самовыражение.
Кроме поэзии, так-же пишет политические статьи на различные темы, и в основном публикует их в печатном органе Израильского Коммунистического Форума "Дэгель Адом" (Красное Знамя).
Смотрите также:
Еврейские дивизии Сталина