Что ж, наконец-то я услышал очень точное применение слова «соборность». Случилось это 5 октября 2011 года в Украинском филиале Института стран СНГ, где презентовали сборник статей «Соборное мнение о Мазепе».
Что ж, наконец-то я услышал очень точное применение слова «соборность». Случилось это 5 октября 2011 года в Украинском филиале Института стран СНГ, где презентовали сборник статей «Соборное мнение о Мазепе».
Этот фолиант в 512 страниц посвящен одной теме, точнее – одному человеку, гетману Войска запорожского обеих сторон Днепра Ивану Мазепе, использование фамилии которого превратилось в некое политическое, культурологическое и нравственное явление. Гнусное и дурно пахнущее. Коварством, предательством, клятвопреступничеством, интригами, анафемой и смертью…
Слово «соборное» в названии сборника значит «коллективное». Все собранное и изложенное в нем – это, как отметил один из его составителей историк и журналист, председатель Русской общины Полтавской области Виктор Шестаков, «правда, накопленная веками». Своими впечатлениями от встреч с гетманом, мнениями о нем, взглядами на его деятельность и наследие делятся историки и религиозные деятели, публицисты и журналисты, общественные деятели и политики, так или иначе влиявшие на общественное мнение за последние 300 с небольшим лет. Феофан Прокопович и Стефан Яворский, Самуил Величко и Николай Костомаров, Тарас Шевченко и Владимир Короленко, Пантелеймон Кулиш и Фаддей Булгарин, Сергей Соловьев и Дмитрий Яворницкий, Евгений Тарле и Николай Ульянов, не говоря уже о плеяде наших современников, – это перечень авторов сборника. И все они практически согласны с выводом известного русского ученого Василия Ключевского о Мазепе – «бесполезный предатель».
Это так и не совсем так, если смотреть на весь контекст «мазепианы» – истории использования имени этого гетмана в истории России, СССР и теперь независимой Украины. Да, с чисто исторической точки зрения, Мазепа своим предательством русского царя Петра I и союзом с королем Швеции Карлом XII во имя получения личных выгод, а не пользы для Украины, ничего не сделал. И ничего не добился. Даже для себя лично – его заели вши, а могилу, чтобы перенести останки гетмана в Украину, ищут до сих пор. Не получил он, естественно, и Витебского и Полоцкого воеводств с правами герцога Курляндского в обмен не передачу всей Украины под польский скипетр. Украина не стала независимой, за что гетман, как утверждают его апологеты, все время и боролся. Не пошли за ним и сами украинцы, которых тогда, правда, так и не называли. Для «великого европейского завоевателя», каким принято считать Карла XII, все закончилось под Полтавой. И не исключено потому, что он связался с предателем и клятвопреступником, который политически предал не только присягу, но и духовно посягал на веру, предавая православие и единственную на то время православную страну – Россию.
Облажались: Карл XII и Мазепа после Полтавской битвы
Однако есть и другая сторона «мазепианства», о чем пишут сами составители сборника. «Мазепа – это не столько историческая личность, сколько поистине уникальное изобретение, суть которого состоит в превращении ничтожества в объект поклонения», – написали они в аннотации. И своим трудом с использованием аргументации специалистов доказали, что Мазепа, трехсотлетнее возвеличивание его как «героя» и «борца за Украину» – это политическая технология, призванная ослабить Россию и разрушить восточнославянское, если хотите, русское единство.
С появлением на исторической сцене «политического украинства» в XIX веке «мятежный и сладострастный» гетман постепенно превратился из романтического героя-любовника, которого поэты-романтики и уже тогда падкие на фривольную «малинку» журналисты воспевали за подвиги на ложе любви и прелюбодеяния, в политический жупел. В символ «борьбы украинцев за свою независимость».
Впервые «политическое мазепианство» распустило пышные крылья в 1917-1920 годах, когда дорвавшиеся нацики под водительством еще одного «отамана» Симона Петлюры впервые хотели типа построить «украинскую Украину» и, как положено, облажались, продолжив традиции политических игрищ «имени Мазепы» получать личные выгоды ценой украинских земель. Петлюра, как известно, в обмен на личную власть отдал все той же Польше значительную часть Украины.
Второй раз «Мазепа-борец за Украину» всплыл в 1941 году, когда понадобилось как-то освятить и духовно реабилитировать ссылками на «героическое прошлое» коллаборационистов, лизавших сапоги Адольфа Гитлера и его наместников в Украине под видом «видновлэння дэржавности». Тогда один «историк-мазеполог» даже стал фашистским бургомистром Киева и, как утверждают некоторые исследователи, подсказал «освободителям» из «Великой Германии» идею «правильного» использования Бабьего Яра. Звали его Александр Оглоблин.
Александр Оглоблин: мазепофил-бургомистр-мясник…
Ну а как с обретением независимости Украины в 1991 году и особенно в начале III тысячелетия развернулись поклонники Мазепы, ведомые своим современным «великим трипольским укром» цвета детской неожиданности Виктором Ющенко с провонянного испражнениями «борцов» Майдана, и говорить не приходится. Ющенко чуть жизнь не положил, стремясь утыкать идолами Мазепы все Украину, как большевики утыкали ее изваяниями «вождя мирового пролетариата». И утыкал бы ведь, если бы не отвлекался на всякую ерунду, стремясь чем-то более предметным и денежным занять «руки, яки ничого не кралы». Ну разве что за исключением денег на «больницу будущего», которой нет и до сих пор. А средства на нее супружница «мессии» аккуратненько так собрала. Но тысячи больных украинских детей, коим они предназначались на лечение, как умирали, так и продолжают умирать. Зато ж Украина – «нэзалэжна», а Мазепа – «херой»…
Но вот что характерно: Мазепа появился на украинском «червонце» – 10 гривнах – и постепенно эволюционировал в цвете: от фиолетового до почти красного. А красный цвет в христианстве, кроме прочего, символизирует еще стыд и бесчестие. Ибо в «Откровении» (17:1-6) апостол Иоанн видел блудницу, «...сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными... И жена облачена была в порфиру и багряницу». Да и вообще: все, кто был в Амстердаме в квартале красных фонарей, знают, как и каким местом конкретно там «борются» за нравственность. Как и Мазепа – за Украину, припадая на колено перед шведским и польским королями за личный лен…
Эволюция стыда
По мнению составителей сборника, стараются попользоваться Мазепой в разрушительных целях и современные «борцы с русским миром», цель которых – опорочить русскую и советскую историю, лишить людей примера действительно положительных героев и духовных авторитетов прошлого, заменив их на ходульные симулякры и наскоро состряпанные мифы, поменяв местами победы и поражения, достижения и провалы. Не зря же часть даже российских историков, утверждает историк и писатель Юрий Погода, отбиравший материалы для сборника, сегодня на деньги западных фондов и по их же заказу, отрабатывая гранты, воспевают Мазепу и очерняют Петра I, не видя в отношениях этих двух деятелей никаких интриг и предательства. Пример, по мнению Погоды, – работа руководителя Центра по изучению истории Украины при кафедре истории славянских и балканских стран Санкт-Петербургского госуниверситета, доктора исторических наук, профессора Татьяны Таировой-Яковлевой. Она умудрилась протолкнуть апологетическую биографию «хероя Мазепы» даже в серию «ЖЗЛ».
Так «мазепофилы» хотели бы видеть историю Украины…
Весь новый сборник – это «соборный антимиф», коллективное и аргументированное научное, публицистическое, если хотите, духовное развенчание того потока мифов и придумок о Мазепе, которым пропитано «воинствующее украинство». И умеющий читать да прочитает его, как сказали бы в старину. И приняли бы во внимание то, что о Мазепе сказали историки, которых, между прочим, превозносят сами мазепофилы. Итак, Николай Костомаров: «Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представителем никакой национальной идеи. Это был эгоист в полном смысле этого слова… Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь». Михаил Грушевский: «Мазепа и Выговский… в руинах своих замыслов остались они с репутацией интриганов-предателей, хитрых эгоистов, сеятелей «смуты и измены»...
…И что тут можно добавить? Политолог Владимир Корнилов напомнил присутствующим, что по данным соцопроса, проведенного в 2009 году к 300-летию Полтавской битвы, 46% опрошенных украинцев сказали, что они бы в битве выступили на стороне Петра, 26% – пошли бы за Мазепой, еще 25% – наблюдали бы за битвой со стороны. Расценивать эти данные и сейчас можно по-разному, но понятно, что зубы дракона уже посеяны и дают свои всходы. Чем они заплодоносят? – вот вопрос. А то, что водораздел в украинском обществе сохраняется, – это, увы, уже общее место в спорах и дискуссиях…
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.