Как приятно, что хорошим людям тоже везет. Это как-то примиряет нас с жизнью и дает надежду. Его имя знает весь мир, но по-настоящему его не знает никто.
Как приятно, что хорошим людям тоже везет. Это как-то примиряет нас с жизнью и дает надежду. Его имя знает весь мир, но по-настоящему его не знает никто.
Хороший человек Александр Николаевич Сокуров наконец-то получил своего «Золотого льва», чему я лично безумно рад, ведь он не чужой мне человек, даже несмотря на то, что мы виделись с ним всего один раз в жизни. Но это был такой важный для меня раз...
Мой институтский преподаватель по режиссуре – несчастная одинокая пятидесятилетняя женщина и хороший человек (про хорошего человека я завернул исключительно из-за того, что она все-таки дама...)
Бывают такие старые, махровые преподаватели, у которых пик профессиональной карьеры произошел в 17 лет, когда они поступили в институт, а дальше все как по нотам - староста группы, лаборант, младший преподаватель, средний преподаватель и т.д.
Такой была и моя. Закончила режиссерский факультет и ну давай всю жизнь преподавать, так и не сняв ни одного фильма... А зачем? Есть же методичка и планы занятий.
Мне бы дураку сидеть тихо и молча пережидать «никакого» преподавателя, но я высунулся.
Как-то, месяца три подряд, мы разбирали по косточкам фильм «Профессионал». Преподша была влюблена в Бельмондо (скорей всего безответно), вот и заставляла рыскать нас по кинотеатрам Питера в поисках этого фильма. На занятиях мы обсуждали какой он сильный и красивый, да и вообще - какие они с режиссером МА-ЛА-ЦЫ...
Я поинтересовался: «А зачем мы так подробно изучаем его подвиги и невероятные сценарные кульбиты, он же не Рихард Зорге? Может, отпустите нас домой, если кроме Жана Поля никаких других режиссерских тем для разговора у Вас к нам нет?
Она, подумав, возразила:
- Мы так детально изучаем этот фильм потому что вам как будущим режиссерам нужно многое знать и уметь самим, вот будете снимать в фильме сцену драки, еще вспомните меня добрым словом - как мы разбирали тут с вами каждый эпизод... А лишних знаний не бывает, друзья мои.
Еще не поздно было кивнуть и остановится, но меня понесло:
- Ну, Вы тут разбирайте сцены драк, а у меня за плечами и так десять лет бокса, как-нибудь соображу, что сказать своим актерам, а сейчас если Вы не возражаете, я пойду и куплю косу в хозтоварах. Научусь траву косить, чтобы если вдруг в будущем приспичит, смог продемонстрировать на съемочной площадке, как правильно это делается, ведь насколько я понял из сегодняшней лекции – лишних знаний не бывает.
Так я вместо занятий по режиссуре и косил, косил везде где только можно было научится профессии...
Надо ли говорить, что преподша меня слегка невзлюбила.
Но вот впереди замаячил дипломный фильм, я не будь дурак, специально при всей группе спросил: «А можно ли мне снять дипломный фильм не на кино, как все, а на видео?»
Она улыбнулась и удивительно быстро согласилась.
За день до диплома состоялся генеральный просмотр еще теплых фильмов нашего курса и увидев кассету в моих руках, счастливая преподша заявила:
- Видео мне даже не показывайте, я человек старой закалки и смотреть дипломные фильмы буду только на кинопленке.
Я призвал своих ребят в свидетели, и она сдалась, сказав: «Вы меня тогда не правильно поняли, я разрешила Вам снимать фильм на видео, просто для дома, для семьи, по мимо диплома... Ну да ладно, я человек великодушный, хоть Вы этого и не заслуживаете, показывайте, что за белиберду Вы там наснимали и хотите выдать за дипломный фильм.
Стали смотреть.
Она выдержала минут пять и сказала:
- Не тратьте мое драгоценное время, фильм плохой и это не удивительно, ведь Вы полная бездарь и Ваше поступление в наш институт было самой большой ошибкой за всю его историю. Я очень удивлюсь, если завтра Вы все же осмелитесь прийти на защиту своего несуществующего дипломного фильма. Единиц на дипломах как-то не ставят, так что Вас ждет жиденькая двоечка.
Я был в панике. Что делать? Вместо диплома режиссера, который я клятвенно пообещал своему покойному отцу, меня ждала жиденькая двоечка от женщины с тревожной судьбой... Революционер хренов, сидел бы тихо, так нет... Ну да время тогда было такое – правдорубное, не то что сейчас (кто жил, тот поймет).
На выходе из кафедры я встретил своего друга Женю (сейчас он очень серьезный фотограф). Он взял меня за воротник и потащил к себе на работу, а работал он уже тогда у Сокурова. Я попытался возразить, мол на хрена я ему нужен? И чем он мне может помочь? На каком пьедестале стоит Сокуров, а в какой глубокой нахожусь я...?
И тут Женя рассказал мне дикую историю, свидетелем которой был сам:
К Александру Николаевичу в кабинет постучала девушка: «Здрасьте, я студентка и снимаю полнометражный мультфильм. Половину сняла и у меня кончились деньги, не могли бы Вы мне помочь из своего фонда? Мне нужно всего 6 000 долларов».
Сокуров пожал плечами:
- А Вы не по адресу, у меня нет никакого фонда...
Девушка извинилась за беспокойство и направилась к выходу.
Сокуров остановил ее, в трех словах выспросил о чем фильм, открыл сейф, достал пачку денег и сказал:
- Вот возьмите, здесь пять – это мои личные деньги, так что расписываться не надо. Желаю Вам найти еще тысячу и все-таки снять свой мультфильм. А сейчас извините, мне нужно работать, всего хорошего. (И это в начале 90-х !)
Меня эта история встряхнула, приободрила и вселила надежду.
Вошли в кабинет, Александр Николаевич посмотрел на меня уставшим взглядом, выслушал и сказал:
- А давайте, я посмотрю сейчас Ваш фильм и напишу на него рецензию, только уж не обижайтесь – честную рецензию, ведь я под ней подпишусь, ну а там будет видно.
Включили кино.
Сокуров смотрел с интересом, даже несколько раз подхихикнул, после опять сделался серьезным, сел за стол, взял бумагу и подарил мне целых два часа своей непростой жизни. Писал, зачеркивал, переписывал заново, отодвинув на задний план весь мир с его телефонными звонками и постукиваниями в дверь.
Назавтра я получил твердую пятерку и завкафедрой долго выпрашивал у меня сокуровскую рецензию, чтобы повесить в рамочке на кафедре, сошлись на копии. (Оригинал я храню до сих пор).
Смысл рецензии заключался в том, что, судя по дипломному фильму, мои преподаватели ужасные молодцы, раз так лихо сумели разглядеть, воспитать и обучить режиссуре такого замечательного парня, как я...
Спасибо Вам Александр Николаевич, те два часа Вашей жизни, навсегда изменили всю мою. Вот уже почти двадцать лет я стараюсь быть похожим на Вашу рецензию...
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.