Обаяние истории в том, что поиск никогда не кончается.
Марк Блок
Обаяние истории в том, что поиск никогда не кончается.
Марк Блок
vakeli пишет
После второй Пунической войны, завершившейся, как известно, разгромом Карфагена, Рим присвоил себе роль третейского судьи над народами.
Ни в одной, известной Риму в пределах Ойкумены стране, не могло возникнуть ни малейшей распри, в которую сенат не нашёл бы предлога вмешаться. Владения Рима расширялись с каждым годом, сенату всё труднее становилось управлять обширной территорией, формировался институт наместников. Для особого надзора за правителями «союзных» царств была учреждена сеть агентов, обязанных наблюдать за каждым действием подвластного Риму царя. Специальная группа «агентов влияния» тайно подстрекала местные элиты жаловаться на притеснения соседних правителей, что каждый раз давало сенату повод посылать на места следственные комиссии, которые требовали к допросу того или другого царя и, используя весомые аргументы, напоминали последнему о его зависимом положении. Те, кто осмеливался противостоять подобной практике, подвергались жесточайшему наказанию. Так – царь Македонии Персей, сын разбитого римлянами в 197 году до р.х. при Скетуссе Филиппа V, объявил Риму, что не желает более соблюдать позорный, навязанный его отцу мирный договор. Персей так же добавил, что войны он не ищет и примет новый, не ущемляющий прав Македонии союзный договор, если Рим снизойдёт до такового...
Рим выставил против Персея пятидесятитысячное войско, а также вынудил правителей подвластных ему беотийцев, ахейцев, этолийцев, родосцев предоставить свои отряды для войны с протестантом.
На протяжении трёх лет ослабленная предыдущей войной маленькая Македония сдерживала агрессию Рима. Дважды – в 171 и в 170 годах Персей в пух и в прах громил армии Луциния Красса и Гостилия Марцина, однако 22 июня 168 года в сражении при Пидне македонское войско было наконец разбито. Персея осудили на вечное заточение и отправили в Альбу, где он вскоре умер от горя, а Рим принялся вершить «справедливый» суд. На своё несчастье некоторая часть жителей Эпира во время войны поддержала Персея; назначенный проконсулом Македонии Эмилий Павел расквартировал в Эпире римские гарнизоны, реквизовал у жителей всё золото и серебро, после чего в один из заранее назначенных дней приказал разграбить и разрушить 70 городов, а 15 000 жителей продал в рабство. Сообразно донесениям агентуры началась охота на сторонников Персея в прочих греческих землях: в Этолии было схвачено и казнено 550 знатных граждан; список из тысячи имён самых уважаемых лиц, стоявших во главе Ахейского союза был направлен в сенат для рассмотрения степени их вины. Вся тысяча, составлявшая цвет Греции (знаменитый историк Полибий в их числе), была посажена на корабли и отправлена в Италию в качестве «государственных» рабов. Там они содержались в течении 17 лет без осуществления каких-либо действий по расследованию их вины, и только после того, как 700 человек погибли от лишений, оставшиеся в живых были отпущены на свободу.
Меры, предпринятые победителями для переустройства самой Македонии, наглядно представляют суть внешней политики Рима: постановление сената - «Македония и илирийцы будут свободны, чтобы весь мир убедился в том, что римляне прибегают к силе оружия не для того, чтобы порабощать свободные народы. И когда мы ведём войну с царями, то она оканчивается победой для римлян и свободой для народов!» (прослезиться можно от умиления).
А теперь глянем, чем эта «свобода» явилась на деле:
- под тем предлогом, чтобы осчастливленная толпа не злоупотребила дарованной ей свободой, Македония была расчленена на четыре республики с главными городами Амфиполем, Пеллой, Фессалониками и Пелагонией.
- дабы как можно более изолировать эти новообразования друг от друга, их жителям воспрещалось заключать меж собой браки и предпринимать какие-либо торговые сношения.
- этим «республикам» не позволялось содержать войска.
- половина земельной подати должна была поступать в пользу Рима.
- был введён запрет на разработку местными жителями золотых и серебряных рудников, ввоз соли, рубку корабельного леса.
- все бывшие военачальники и царские сановники вместе с их взрослыми сыновьями, дабы препятствовать возможности нарушения мира, были отправленны в Италию.
Эмилий Павел тщательнейшим образом очистил Македонию от ценностей, «облегчив» царскую сокровищницу и обобрав до нитки всех жителей, от знати – до последнего землепашца. Контрибуция оценивалась в такую сумму, что сенат получил возможность освободить жителей Рима от всех налогов на 24 года.
Приток подобного богатства имел для Рима самые дурные последствия, римские историки указывают на эти времена, как на начало упадка нравов – главной ценностью стали деньги, сребролюбие вытеснило остатки добродетели. Сенат посылал во вновь приобретённые провинции консулов, преторов и все эти представители власти превращались в стервятников для подвластных народов. А так как большая часть этих чиновников сменялась ежегодно, то каждый из них старался воспользоваться предоставленным ему временем как можно выгоднее для себя, любимого...
В 146 году (по истечении срока действия пятидесятилетнего мирного договора) был стёрт с лица земли Карфаген, одновременно решилась участь македонян и греков – высшая власть в Македонии и превращённой в провинцию Ахайю – Греции была вручена ежегодно сменявшимся преторам.
***
Исследования, проведённые The News, показывают: за 121 год, прошедший с момента вмешательства во внутренние дела Аргентины в 1890 году, США под тем или иным предлогом вторгались в 50 независимых государств 130 раз: Панама, Никарагуа, Гондурас, Китай, Куба, Иран, Гаити, Доминиканская Республика, Ирак, Филиппины, Югославия, Корея, Ливия, Гватемала, Йемен, Либерия, Чили, Мексика, Сальвадор, Лаос, Сомали, Афганистан, Самоа, Россия, Гуам, Турция, Уругвай, Греция, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Оман, Сирия, Пакистан, Боливия, Заир, Саудовская Аравия, Кувейт, Ливан, Гренада, Ангола, Судан, Албания, Босния, Колумбия ... ...
Я очень ценю прозу уважаемого vakeli. Это прекрасная, чистая как ручей русская проза; будь нынче на дворе не блаженство демократической суверенности, а проклятая "совковая диктатура", его книги, несомненно, издавались бы стотысячными тиражами, обретая поклонников от Чопа до Анадыря и от Мурманска до Кушки. Ничуть не хуже, однако, и его эссе, с одним из которых, - естественно, с благосклонного разрешения автора, имею честь и удовольствие вас, дорогие френды и не френды, ознакомить. Растолковывать тут, думаю, ничего не надо, большинство из вас, несомненно, все поймет правильно, тем паче, что автор, сознавая, что не все читатели так понятливы, как мы с вами, в конце снизошел до совсем уж откровенных расшифровок, однако, думается, не совсем лишним было бы кое-что добавить.
Спустя всего двадцать лет после низвержения тирании и торжества, - под эгидой единственной мировой сверхдержавы, - демократии, Македония, расчлененная, униженная, обобранная до нитки, встала на уши. Никто из старой элиты, добротно прикормленной и всем довольной, не поспешил возглавить стихийное восстание, но нашелся вождь, - из простецов, именем Андриск ака Филипп IV, - и грянула т. н. IV Македонская война, куда более тяжелая, чем все предыдущие. Могло бы статься, что римляне и не выиграли бы ее, потому что на сей раз Македония сражалась не за царя и его дом, а за свое право быть вообще, но человек слаб, и на пике успеха командующий конницей Андриска, польстившись на невероятную награду (разумеется, честно выплаченную), предал царя, подставив под разгром воссозданную народную армию. После чего, понятное дело, нашлись и другие охотники до призов.
А потом наступила очередь Карфагена. Бывший грозный противник к тому времени думать забыл про качать права, он был верным союзником, послушным вассалом и совершенно не выступал, просто жил, торговал и богател. В связи с чем, как известно, должен был быть разрушен. Но, поскольку город был слишком богат, римляне не стали спешить. Они были большими законниками, как и положено Силам Света, и потому науськали на Карфаген своего пуделя, царя диковатой соседней Нумидии, начавшего грабить карфагенские земли и убивать мирное население. В принципе, Карфагену ничего не стоило прищучить наглого соседа, но он, согласно договору с Римом, должен был испросить у начальства разрешения на любую войну, а в Риме обращений из Африки как бы и не замечали, - и в конце концов, когда дымом исходили уже предместья Города, нервы карфагенян не выдержали. Царек получил по сусалам, а римляне - повод для вторжения, поскольку, как ни крути, договор был нарушен.
Однако Карфаген, - вернее, те, кто им правил, люди, более чем проримские, - был готов буквально на все, лишь бы не было войны, которую, как все понимали, не выиграть. И ему пошли навстречу, предложив подтвердить свое миролюбие, распустив войско и передав Риму слонов, катапульты и прочую стратегически важную снасть. Что и было сделано. Затем добавилось требование "на всякий случай, в подтверждение дружелюбия" срыть стены (ведь раз мы друзья, кого вам бояться). И срыли. И вот тогда-то последовало еще одно, "самое последнее" условие: жителям предложили покинуть город, которому было отказано в праве быть, и (разумеется, прихватив имущество) переселиться куда угодно, "но не ближе, чем на 80 миль от моря". Вот тогда-то, при всем понимании безнадежности затеи, терпение лопнуло. Кто-то из правителей перебежал к римлянам, кого-то взяли в ножи, некоторые, покаявшись перед народом, были прощены, - и началась III Пуническая, та самая, в ходе которой стены вновь выросли всего за месяц, пока римский флот собирался к отплытию, а женщины брили головы налысо, отдавая волосы на тросы для катапульт. Для римлян она оказалась нежданно тяжелой, они планировали покончить с беззащитным городом за месяц, максимум два, а провозились три года, но кончилось все именно так, как и должно было кончиться. Хотя многие авторы, повествуя об ожесточении той войны, сходятся во мнении, что, не выполни Карфаген предварительных условий, все могло кончиться иначе.
Вот, собственно, и все. И никаких ассоциаций. Во всяком случае, у меня.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.