Таким вопросом задается львовский политический эксперт Владимир Павлив в своей статье для украинской газеты "Левый берег".
Таким вопросом задается львовский политический эксперт Владимир Павлив в своей статье для украинской газеты "Левый берег".
Владимир Павлив, "Левый берег": "В данном контексте под галичанами следует понимать тех обитателей и выходцев из Галичины, которые свою галицкую идентичность ставят выше украинской. Для них украинцы - это те, что за Збручем (река на границе Тернопольской и Хмельницкой областей Украины), а также галицкие украинские патриоты, соборники и националисты. "Нелюбовь" эта не имеет в себе ненависти или враждебности, а, скорее, разочарование и досаду, которые граничат с пренебрежением. Братским пренебрежением, которое граничит с сочувствием. Галичане думают об украинцах так, как высказался когда-то Владимир Винниченко: "Несчастная, темная, беспомощная нация!"", - отмечает эксперт.
"18 августа в одной из центральных кофеен Львова (а скорее всего - не в одной и не только Львова) соберутся настоящие галичане, чтобы отметить 180 лет со дня рождения Франца Йосифа Габсбурга - самого любимейшего правителя земель, которые входят в настоящее время в состав Западной Украины. Именно этот руководитель Австро-Венгерской империи, по мнению галичан, сделал народу Галичины, Буковины и Закарпатья столько добра, сколько не сделала ни одна следующая власть. Включительно со всеми президентами и правительствами независимого украинского государства", - говорится в материале.
"Культурный европейский монарх дал русинам право на развитие национальной школы, на создание в университете кафедры их письменности, уравнял в правах униатское духовенство с римско-католическим и предоставил статус автономии Галичине и Буковине. Но важнейшее, что он дал - это образец хорошего правителя, справедливого и заботливого отца всех народов, которые принадлежали к его империи", - продолжает свою мысль Павлив.
"После габсбургского периода галичанам жилось только хуже. Межвоенная Польша отобрала большинство прежних привилегий. СССР отобрал у галичан свободу, имущество и оторвал их от Европы. А Русская (точнее ли - советская) православная церковь в дополнение еще и захватила бессовестно униатские храмы и начала насаждать православие.
Все это делало галичан несчастливыми. На протяжении десятилетий в галицких семьях лелеяли тайные мечты о возобновлении справедливости. Мечты эти в силу политической традиции связывались с образованием независимого украинского государства... Понятно, что мечты об украинском государстве галичане вынашивали на основе тех образцов, которые были распространены в народническом движении русинов Австро-Венгрии, во времена украинско-польской войны за Галичину, а следовательно и в националистических средах межвоенной Польши. На них же базировался этос антикоммунистического повстанческого движения 40-х годов.
Поэтому неудивительно, что очутившись в "своем" государстве со своим бредом в меньшинстве, галичане чувствуют себя обманутыми, разочарованными и тому подобное. Те, кто лелеял еще хоть какие-то иллюзии во временах президентства хитрого Кравчука, многовекторного Кучмы и квази-патриотичного Ющенко, с первых же дней президентства Януковича потеряли последнюю надежду на "украинскую Украину" галицкого образца. И потому именно теперь тема какого-то "отделения" Галичины становится все более популярной, как среди интеллигенции, так и среди обычных людей", - пишет автор.
"Для многих галичан неприемлемой является также перспектива временно-социального переплавления в единый украинский народ с полищуками, слобожанцами и так далее, которую пропагандируют соборники, потому что в самооценке галичанина это значило бы только деградацию. Ведь сами галичане считают свою культуру и традицию - политическую и религиозную, бытовую и хозяйственную - на голову более высокой от всего, что за Збручем. И чем больше галичанин видит свое отличие от украинца, тем более он хочет от него отделиться какой-то формой "автономии". Украинец для галичанина является символом неспособности построить свое государство, защитить собственный язык и культуру, символом поражения. С другой же стороны, все понимают, что Галичине и галичанам некуда деваться от украинцев и Украины, ведь никто в трезвом уме не говорит о каком-то отделении или присоединении к другим государствам. Отсюда и следующий символ, который сияет галичанам из-за Збруча - символ безвыходного положения. Можно с высокой степенью достоверности допустить, что в настоящее время Галичина стоит на пороге большой депрессии. Галичане уже устали и не хотят менять Украину и украинцев, но и не могут их принять такими, какими они являются. И предчувствие этой депрессии заостряет нелюбовь к тому, из-за кого она возникла", - резюмирует Владимир Павлив.
Повешенные галичане, 1914 г. Рядом позируют солдаты австрийской армии, совершившие этот «подвиг»
Мы попросили высказаться по этой теме экспертов РМУ.
Александр Хабаров, «Группа 8»: Так уж сложилось, что я, коренной львовянин, как говорится «в теме на все 100», а потому истории, про «продвинутых», «просвещенных» галичан не вызывают у меня ничего, кроме иронии. Этих «культурных европейцев» я помню с конца 50-х. Тогда это были забитые, запуганные поляками до дрожи в коленках сельские жители, неграмотные, немытые… На трамвай с вилами кидались. «Рогули», право слово… После недоброй памяти постановлений ЦК КПСС «О работе с местными кадрами» (или что-то вроде этого), их стали целыми селами свозить в города. Наши родители их учили азам – не сморкаться в рукав, пользоваться мылом, носить (пардон!) панталоны под вечно грязными юбками… В институты их принимали без экзаменов (некоторые «студенты» и читать-то толком не умели!). Носились как дурак с той самой торбой… Все они мигом вступали в комсомол, в партию… Распределялись в разного рода конторы, защищали «диссертации» по той же «мисцевой» квоте. А потом эти «новые львовяне» наладили контакты с родней в Польше, с «дияспорянами» из Канады, потоком пошли посылки с «гуманитаркой» - джинсы, тряпки с распродаж… оделись в модные тряпки… Одним словом, стали теми гонористыми галичанами, которые очень быстро забыли – кто их вытащил из… этого самого, кто их сделал похожими (именно похожими!) на людей… Впрочем, короткая память и черная неблагодарность – качества, присущие всем этим – «из грязи в князи». Вы на их «керивныков» Кравчука или Ющенко посмотрите… Словом, сказка про галичанина-эуропейця, это всего лишь сказка. Пусть вас не обманывают красоты Львова и иных западноукраинских городов – их строили совсем иные люди: австрийцы и русские, флорентийцы и поляки… Да и «украинцами» они стали в основном в промежутке между 1914 и 1939 годами, раньше-то русинами все были…Обычные пасынки Европы, мечтающие найти доброго пана, прослужив у которого в холопах 30 лет, выйти на пэнзию, скопить немного пенензы (украсть трохи – не без этого ж!). Открыть свой шинок, и… дурить своих соплеменников. Вот, собственно и вся культура… Дети гор, прости Господи!
Алексей Александров, «Монолит»: Придуманная когда-то в недрах австро-венгерской тайной полиции сказка об обособленном «украинстве» продолжает внедряться в смятенные умы постперестроечных пораженцев. Чего только мы не узнали от новоиспеченных «науковцев» (сплошь вчерашних марксистов-ленинцев) за последние годы! Каких этнических баек наслушались! А если есть какой обособленный народ, на территории современной Украины, то это как раз галичане. И вправду, это народность, никогда не жила с нами в одной семье, не знает, как строится великая страна, как одерживаются великие победы… Они действительно часть иной, окраинно-европейской культуры. Миноритарная субкультура уходящего гегемона… Состоявшаяся несостоятельность…
Народность эта имеет другую культурную, религиозную ментальность. Иной психотип. Говоря о «тирании» и «подавлении» они говорят правду, только тиранили их австрийцы и поляки. В составе Российской империи они жили как сыр в масле. Но это было давно, и они предпочитают не вспоминать об этом – сейчас за это денег не платят, не то, что в «совьетские» времена! Как не помнят и о своих русских корнях – Талергоф навеки табуировал эту тему на генном уровне. Навеки выбил из них ранее присущий им дух русофильства, славянского братства. Вспомним галицких гениев – Франко, Галана, где они? Их нет, и уже не будет. Гении ушли, осталась европрислуга… А «розбудова» державы у них буксует не из-за козней «злого схидняка», а по причине их полной несостоятельности в деле государственного строительства. Как, впрочем, и любого другого серьезного дела. Не тот менталитет, не тот исторический опыт…
Когда перестройка развалила великую славянскую державу, этот народец воспользовался неразберихой по полной… Попролазили везде, где только можно… И диаспору протащили. А диаспорой рулят бывшие эсэсовцы, эсэсовцами – натовские спецслужбы… На этой земле они выполняют ту же функцию, что и кавказская мафия в России – беспредельничают под прикрытием «правозащитных фондов», помогают деморализовать и колонизировать территорию... Однако не Москва (как им мечтается), а Одесса, Донецк и Киев имеют головную боль с галицкими «культуртрегерами».
До тех пор, пока Украина не избавится от «галицкого фактора» (как минимум объявив о полной автономии ЗУР, продуктивнее – граница, таможня, визовый режим), до тех пор ничего здесь не построится… У нас модно говорить о нацменьшинствах. Так вот по всем параметрам титульной нацией являемся мы. Галицианты же по всем параметрам – от религии и языка, до специфического исторического опыта как раз и есть нацменьшинство. Как, скажем, венгры или ромы. Со всеми вытекающими последствиями…
Регнум, "Русский Мир. Украина"
Прим. В. Зыкова. Прошу галичан особо не возбуждаться и маты в комментариях не писать. Поскольку о русских я гораздо большего дерьма наслушался. А из этой статьи хоть понял кое-какие исторические подробности, и главное - понял, почему они так ненавидят Януковича, хотя для них он делает сейчас гораздо больше, чем для нас, хоть и обещал.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.