После того, как планы тандема Ющенко – Филарет по созданию на территории Украины «законной» узкоспециальной церкви для идеологического обрамления процесса формирования нации провалились, наступили для УПЦ КП странные времена. Никаких перспектив в обозримом будущем не имелось, глобальная (признание во всём мире) и локальная (переход верующих под влияние Филарета) экспансии тоже оказались несостоятельными. Как говорили в фильме «Чапаев» – куда христианину податься?
Медные трубы
Имея чёткую и логичную связь с прозападным, точнее, антироссийским, курсом президента Ющенко, самопровозглашенный патриархат очень быстро превратился в идеологический инструмент, предназначенный для регулярного раздражения России и Русской Православной Церкви. Филарет, как уж мог, демонстрировал всецелую поддержку евроатлантических стремлений своего патрона. Причем на практически любое политическое заявление Ющенко у Филарета находилось своё, удивительным образом совпадающее с «генеральной линией». Президент Ющенко, который постоянно приплетал авторитет Господа ко всем своим небесспорным политическим и экономическим решениям (ещё больше себя этим зарекомендовал официально и безуспешно ответственный за религиозное оформление строительства украинской нации старший брат Виктора Андреевича Петр Андреевич), окружил себя советниками по церковно-идеологическим вопросам, представлявшими исключительно киевский патриархат и УАПЦ.
В 2007-м году, пропрезидентская «Наша Украина» с Филаретом открыли храм на родине Ивана Мазепы. В ходе торжественной церемонии православного храма, прозвучала речь Филарета и Вячеслава Кириленко, лидера партии. «Впереди у нас еще вся правда про Ивана Мазепу, который еще в те давние времена хотел сделать Украину процветающей европейской державой. К сожалению, ему это не удалось. Теперь это – наше задание», – дал установку Кириленко.
«Сейчас нужно сделать, наконец, так, чтобы все, кто работал против Украины, больше не попадал в высокие властные кабинеты Киева. И мы это сделаем, создав в новом парламенте первое пропрезидентское, патриотическое, украинское демократическое большинство и новое правительство», – заявил Кириленко. Филарет стоял рядом и благосогласно кивал, «ратифицируя» сказанное. Вот, положа руку на сердце – это похоже на речь, посвященную открытию храма? Так что КП можно воспринимать исключительно в тандеме с политическими заявлениями. Потому что, судя по результатам опроса, проведенного компанией Research&Branding Group, если УПЦ КП и УАПЦ сегодня вдруг исчезнут, около 60% православных украинцев этого просто не заметят. Ну а горевать, стало быть, будет ещё меньшее количество.
Поцелуи и фотомонтаж на службе национальной идеи
Киевский патриархат без устали проводит разнообразные акции с целью подкрепить свою «легитимность». Обнаружилась у Филарета презабавная страсть – он никогда не упускает возможности облобызать перед журналистами любую публичную фигуру, временно утратившую бдительность.
Самой большой удачей для Филарета безусловно был поцелуй с Папой Римским Иоанном Павлом II. После чего Филарет на радостях объявил, что вся Римско-Католическая Церковь во главе с Папой Римским, признает его в качестве патриарха. Когда столь интересные новации в религиозных делах докатились до Ватикана, папской нунциатуре пришлось давать опровержение, согласно которому поцелуя главы всех католиков недостаточно всё же для столь стремительного духовного взлёта господина Денисенко. И поцелуем сим можно и должно гордиться в узком кругу единомышленников, но уж никак не полагать себя на этом основании православным патриархом.
Филарет не брезгует и плодами материального развития человека. Так был смонтирован и продемонстрирован по телевидению поцелуй Филарета и его «коллеги» – такого же, как и он, «патриарха УАПЦ» Мстислава, который никаких контактов подобного рода припомнить не смог.
Поскольку никаких церковных подвигов, кроме поцелуев и владения программой Photoshop за Филаретом замечено не было, он, как и многие общественные деятели «оранжевого» толка, регулярно становится гвоздём новостных сюжетов благодаря своим неизвестным официальной науке историческим изысканиям и оригинальным трактовкам церковных событий.
Если есть УПЦ КП, то зачем Институт национальной памяти?
На фоне празднования 1020-летия Крещения Руси Киевский патриархат выпустил заявление, которое удивило даже тех людей, кто себя верующим не считает. Вкратце дело обстояло следующим образом. Поскольку крещение было Руси, то филаретово воинство устами своего шефа сообщило, что оно проводит поместный собор, на котором «внесём поправку в понятие «Русь», так как сегодня Москва твердит, что Русь – это не столько Украина, сколько Россия». В качестве аргумента Филарет обещал тщательный анализ древних летописей, в частности, – наследия Нестора-Летописца. «Древние летописи свидетельствуют, что в X-XI веках Русью называлась сегодняшняя Украина, часть Белоруссии, Прибалтика и часть сегодняшней Польши. Москвы в те времена еще не было как населённого пункта, а сегодня они (то есть, русские) считают, что они являются Русью, а это является исторической неправдой», – сообщил очередное историческое открытие Филарет. Вот так, и не менее. Чем отличается УПЦ КП от какого-нибудь Института Национальной Памяти, сказать сложно. Разве что наличием кадила, рясы и претензией на некую отрешённость от бренного мира.
«Православная церковь в Украине должна объединиться вокруг своего первого престола – патриаршего престола Киевского, ибо здесь, в Киеве, произошло крещение наших предков, отсюда воссиял свет евангельской проповеди для окружающих земель, в Киеве преподобными отцами Печерскими была зажжена лампада монашеского подвига, в Киеве тысячу лет назад начал строиться первопрестольной собор Святой Софии», совсем недавно рёк Филарет. Хотя даже не самым набожным людям известно, что, собственно, Русь крестили в Херсонесе, что на территории современного Севастополя. И по логике событий, «воссиял свет евангельской проповеди» именно оттуда. Однако факт того, что колыбелью православия является Севастополь, где редко можно услышать цензурное слово как по поводу «оранжевых», так и облекающего их идеи в ореол фальшивой святости Филарета, весьма плохо влияет на концепцию «единой украинской поместной церкви» и её продвижение.
«Патриарх» Филарет и императрица Екатерина II
Казалось бы, какую ненависть у вроде как православного служителя должна вызывать Екатерина II? Государыня, едва приехав в Россию в качестве невесты Петра III, сразу же продемонстрировала предпочтение православию, а не родному лютеранству. И даже во время тяжёлой болезни просила позвать к себе не пастора, а православного батюшку. Что, заметим, изрядно прибавило ей симпатий...
Но, когда в Одессе инициативные граждане решили установить памятник императрице, которая, как ни крути, является основательницей этого города, КП выдал историческую справку, которая тоже слабо коррелирует с основными задачами Церкви. Глава непризнанного патриархата заявил, что установка памятника Екатерине II является «надругательством над исторической памятью украинского народа».
В каком душевном состоянии следует пребывать, чтобы увидеть в памятнике основателю города «надругательство» – понять сложно. В своём обращении Филарет обрушил на головы ни в чём не повинной паствы весь набор сказок, массово внедрявшихся в сознание новыми школьными учебниками истории. Среди прочего киевский патриарх сообщил, что российская императрица «оставила в истории Украины чрезвычайно грустный след». В частности тем, что по её приказу была разрушена Запорожская Сечь и на Украине было внедрено крепостничество. Хотя любому мало-мальски знакомому с указанным историческим периодом человеку известно, что никакого такого крепостничества указы Екатерина II не вводили, а всего лишь удостоверяли сложившееся статус-кво.
Предстоятель УПЦ КП также заявил, что при правлении Екатерины II «пришла в упадок» Киево-Могилянская академия, на украинских землях резко сократилось количество школ, что стало причиной снижения уровня грамотности..."Она лично ликвидировала остатки украинской государственной автономии, а ее правительство начало политику тотальной русификации Украины«... Иногда складывается недвусмысленное ощущение, что Филарет лично участвовал в написании учебников «украиноцентричной концепции» истории, но в скромности своей пожелал остаться неизвестным.
Также глава КП решил призвать на свою сторону Божьи заповеди, и заявил, что не следует забывать и о «моральном облике этой правительницы, которую даже умеренные российские историки называют «страстолюбицей». Слышать такое от церковнослужителя высокого ранга, который в Великий Пост, не смущаясь журналистов, запросто поглощает бутерброд с бужениной, запивая бокалом красного вина – по меньшей мере забавно. Да и про исчезнувшую церковную кассу пока ещё многие помнят. Хотя сам Филарет про неё, думается, давно уж позабыл.
«Потому памятнику Екатерине не должно быть места на земле независимой Украины. Его установление – надругательство над памятью о замордованных казаках, закрепощённых крестьянах и охаянной Церкви», – скорбно добавил патриарх Филарет. Почему-то из данного тезиса не воспоследовало закономерных предложений снести с лица земли богомерзкий город Одессу, возведённый по приказу столь недостойной, по мнению видного историка Филарета, императрицы.
Легкие шаги безумия
Естественно, что апологеты «филаретства» до зубной боли ненавидят Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Сдержанность Киевского патриархата (и без того невеликую) форменным образом прорвало после победы Януковича на выборах 2010 года. КП, в который уж раз отложив в сторонку работу над переводами церковных книг на мову, высказал крайнее неудовольство всем, что его не устраивало. Руководитель информационно-издательского управления Украинской православной церкви Киевского патриархата епископ Васильковский Евстратий (Заря) озвучил страшно оскорблённую позицию КП касаемо благословения Патриархом Кириллом Януковича на его президентскую деятельность.
«Ввиду тех политических обстоятельств, которыми завершилась избирательная кампания, во-первых, нельзя говорить об уверенной победе или уверенном поражении, что влечёт необходимость победителю находить взаимопонимание с той частью Украины, которая за него не голосовала. Учитывая это, безусловно, приглашение российского патриарха на инаугурацию президента независимой Украины – шаг не совсем корректный», – заявил епископ Евстратий. Другими словами, представитель церкви в светском государстве решил по неизвестным причинам влезть в сугубо мирские выборы, оспорить результаты таковых, а также сделать ряд геополитических комментариев. Да и про необходимость взаимопонимания отчего-то вспомнилось после сокрушительного поражения главного заступника киевского патриархата на президентских выборах.
По мнению епископа, если Кирилл благословит Януковича в день инаугурации, «это будет выглядеть странно и может быть неоднозначно воспринято в украинском обществе». Подобные речи от представителя религиозной организации, само существование которой «очень неоднозначно» воспринимается в украинском обществе, – выглядят столь же «странно». Впрочем, самым масштабным заявлением от структуры, не признанной никем в христианском мире, является заброшенный в массы тезис следующего содержания.
«Со словами особого предостережения обращаемся к тем, кого представители Московской Церкви лукавыми нашёптываниями будут склонять к «каноническим хиротониям». Знайте, что отречение от сана, принятого в Киевском Патриархате, и принятие «канонического рукоположения» в Московском Патриархате является отречением от Самого Христа, Который через Таинство поставляет священство, и хулой на Духа Святого, Который подает благодатный дар для совершения священнослужения. Тот, кто осмелился бы в Московском Патриархате принимать «хиротонию», будучи уже рукоположенным в Киевском Патриархате, таким действием отречётся от Спасителя, Тело и Кровь Которого неоднократно принимал и подавал другим в Таинстве Евхаристии. За это таковой хотя и может на время быть обласкан сынами века сего, на Страшном Суде даст ответ перед Богом и получит осуждение с теми, кто изменил Христу».
Дальше уже идти некуда. «Лукавые нашёптывания» насквозь легитимного Московского Патриархата, оказывается, являются отречением от Бога. Похоже, у Денисенко совсем забыли, кто является канонической Церковью, а кто – раскольничьим сборищем, строящим свою легитимность на поцелуе почившего папы. Когда-то Михаил Антонович Денисенко возомнил себя «Киевским патриархом», но теперь ему этого мало. Сегодня он, как следует из процитированных выше слов, возомнил себя равным Богу. Что ж, каноническую оценку своим действиям (анафему) Филарет получил уже давно. Теперь дело, похоже, за психиатрами. Интересно, каким будет их диагноз?
Андрей Полевой, win.ru