Вопрос: Бойцы НКВД под видом отрядов УПА терроризировали население, чтобы дискредитировать УПА.
Вопрос: Бойцы НКВД под видом отрядов УПА терроризировали население, чтобы дискредитировать УПА.
Ответ: Нет.
Всё было с точностью до наоборот.С продвижением фронта вглубь территории Украины, от командиров частей и соединений Красной армии стали поступать сообщения, что националистические банды, действующие в районах западных областей УССР, часто прибегают к маскировке, и совершают нападения на сёла под видом советских партизанских отрядов. (ЦГАООУ, ф.1, оп.23, д.930, л.11-22.)
Эту же информацию подтверждали и сами партизаны. Более того, как докладывал командир Ровенского партизанского соединения №1 В.Бегма, имеется ряд случаев, когда националисты под видом партизан в порядке помощи получают в частях Красной Армии вооружение и боеприпасы. «Красная Армия довольно охотно помогает партизанским отрядам, - писал он в донесении 5 февраля 1944 г., - но некоторые командиры частей еще не поняли этой провокации, проводимой националистами». (ЦГАООУ, ф.62, оп.1, д.1517, л.127.)
Однако, провокационными «переодеваниями» в советских партизан дело не ограничилось.
С приходом Красной армии на территорию Западной Украины в донесениях армейского командования всё чаще стали фиксироваться случаи, когда бандеровцы не только нападают на мелкие отряды красноармейцев и одиночных бойцов, отставших на марше от своих частей, но и снимают с убитых одежду, забирают ордена и медали. Об этом же писал в своих воспоминаниях командующий 1-й Гвардейской танковой армией генерал-полковник М.Е.Катуков: «Бродили в районе банды бандеровцев. Бродили под видом обычных крестьян, так что трудно было разгадать, кто они такие. Нападали на отдельных бойцов. Убивали, забирали оружие, обмундирование, документы». (Катуков М.Е. На острие главного удара. — М.: Воениздат, 1974, стр. 312)
...
Управление контрразведки «СМЕРШ» 1-го Украинского Фронта и управления НКВД западных областей УССР докладывали, что при проведении операций по ликвидации националистических бандформирований, во вскрытых бандеровских схронах и бункерах их сотрудники также находят в больших количествах советские ордена, медали, форму и красноармейские книжки.
...
Зачем понадобились бандеровцам в таком количестве советская военная форма и ордена? Ответ пришёл очень скоро.
Из сообщения управления контразведки «СМЕРШ» 1-го Украинского Фронта.
15 февраля 1944 г. в районе села Микулино, в 16 км от гор. Ровно, была установлена действующая бандгруппа, одетая в форму военнослужащих, которая похитила бойца саперного батальона 121 ГГСД Кофтуна и увела его в неизвестном направлении. (ЦГАООУ, ф.1, оп.23, д.930, л.56.)
Из сообщения Волынского обкома КП(б)У (март 1944 года).
В селе Сильно Цуманского района появилась банда в количестве 30 чел. в форме советских военнослужащих, которая оставила в сельсовете приказ от имени "Революционного трибунала", запрещающий являться на приписку и угрожающий расправой тому "Как изменника Родины". Также, приказы они расклеили на постройках села. (ЦГАООУ, ф.1, оп.23, д.930, л.133-137.)
...
У своїй діяльності учасники ОУН – УПА з метою дезорієнтації населення та органів правопорядку використовували форму війсковослужбовців Червоної Армії. Про такі факти свідчать численні фотокарточки цілих груп учасників ОУН – УПА, переодягнених у форму червоноармійців, вилучені при ліквідації боївок (Арх. спр. № 372, т. 7, арк. 214-240). ДОВІДКА СБУ про діяльність ОУН-УПА (№113 від 30 липня 1993 р.) [2]
Ссылки
novoross_73: К вопросу "вызнання" ОУН-УПА http://novoross-73.livejournal.com/802.html#cutid1
О:Нет.
СБ ОУН была настоящим ужасом для народа -- уклонение от службы в УПА каралось смертью для всей семьи.
В самой УПА были актуальными просоветские настроения.
Численность националистического подполья составляла меньше процента от всего населения республики.
Второй уровень
Из воспоминаний Максима Скорупского (Макса) [1]
Хто відхилився від їх зарядження про мобілізацію, того розстрілювали разом із усією родиною і палили хату. Не один нами розстріляний був щирим українцем-патріотом і просився в УПА, але СБ була безоглядна і не дивилася на національність.
...
Цивільне населення в перших п'ятьох селах, куди ми вступили, тікало від нас, як від татар. Тікали навіть старі люди.
По самым оптимистическим оценкам общая численность националистического подполья за всего годы войны не превышала 400 тыс. человек [2] . Это составляет 0.88% от предвоенных 41.567 млн человек населения республики. При более реалистичных оценках оказывается, что процент был и того меньше:
Крайне противоречивым является также вопрос о численности воинов УПА-ОУН. Многие украинские эмиграционные источники утверждают, что в 1944 г. её численность достигала около 100 тысяч, может даже 150 тысяч. Орест Субтельний пишет, что «более обоснованные» подсчеты устанавливают цифру 30-40 тис. бойцов /Субтельний Орест. Украина: История. - К.: Лыбедь, 1991., 411/. Владимир Косик считает, что «средняя численность действительно вояк УПА была наверное 40-50 тис. /Владимир Косик. УПА /Краткий исторический обзор. 1941-1944 р./ // Львов. - Летопись Красной Калины. - 1992., № 6-7, с. ІІ /. [3]
О просоветских настроениях:
Сообщение из оккупированных восточных областей полиции безопасности и СД № 18 (28.VIII.1942 г.):
"По достоверным данным, один из активистов бандеровского движения на Волыни заявил: "Мы, украинские националисты, должны теперь ориентироваться на Советскую Россию и помогать ей всеми силами. От немцев нам нечего ждать. Украинский народ почти совершенно уничтожается. По окончанию войны каждый немецкий солдат должен получить от 40 до 50 га земли на Украине, а мы, украинцы, должны будем в качестве рабов обрабатывать эту землю. Поэтому мы должны держаться Советов" (ЦДАГОУ. Ф. 1. Оп. 22. Д. 7. Л.86; ОУН в 1942 р. Киев, 2006. С. 139).
В сообщении из оккупированных восточных областей № 21 указывается, что эти слова могли принадлежать "руководителю ОУН на Волыни Остапу".
По словам Г. Санникова, в сентябре 1939 года при появлении частей Красной Армии будущий замруководителя ОУН на Закерзонье В. Галаса - "Орлан" вывесил на здании сельской управы красный флаг (Санников Г. Операция "Рейд". М., 2007. С. 36). А руководитель волынской областной ОУН Иван Скопюк, арестованный органами НКВД в начале 1941 года, после нападения Германии на СССР просил использовать его "по назначению для борьбы с фашизмом" (Архив УСБУ в Волынской области. Ф. п. Д. 6824. Т. 2. Л. 630; Кучерепа М., Вiсин В. Волинь, 1939 - 1941 рр. Луцьк, 2005. С. 391)."
Ссылки
Туди, де бiй за волю http://oun-upa.org.ua/ru/organization.html
Сайт ОУН-УПА: организация http://oun-upa.org.ua/ru/organization.html
В.Бочаров, канд.ист.наук " Вооруженная борьба на оккупированной территории Украины в 1941-1944 годах (попытка объективного анализа)" http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11603608
О: Нет.
Наибольшие потери от ОУН-УПА понесла советская сторона и поляки, а также евреи. Германия понесла мизерные потери -- до 6 тыс.человек убитым (по другой оценке -- около тысячи человек).
Германия поставляла УПА оружие, обучала боевиков УПА в своих разведшколах. Взаимодействие германской разведки и УПА не прекращалось до самого конца войны.
Второй уровень
О связи УПА с абвером в конце войны:
Мне известно, что в апреле 1945 года заместитель БАНДЕРЫ доктор ГРИНИВ, (тот самый Иван Гриньох, бывший капеллан «Нахтигаля», член ЦП и «мостик» между немцами и руководством ЦП) находившийся в то время в городе Колин, под Прагой, поддерживал связь с ШУХЕВИЧЕМ, руководившим так называемой "Украинской повстанческой армией" в западных областях Украины. Эта связь осуществлялась ГРИНИВЫМ путем заброски связников-парашютистов и при помощи коротковолновых радиопередатчиков под контролем и в тесном контакте с немецким "Абвером" и командованием немецкой армии. Офицеры немецкой разведки "Абвера" — оберлейтенант Иозеф МЮЛЛЕР и доктор Вальтер ФЕЛЬ, находившиеся вместе с ГРИНИВЫМ в городе Колине, связывались с ШУХЕВИЧЕМ указанным путем, получали от него разведывательные данные о Советской Армии и давали ему в свою очередь указания по разведке, диверсиям и вооруженным выступлениям в тылу советских войск.
Из протокола допроса полковника абвера Альфреда Бизанца от 23 ноября 1949 года [1]
...Канадский историк профессор Лев Шанковский: «Борьба с красными партизанами была куда сложнее чем борьба с немцами” /Лев Шанковский. История украинского войска. - К.: Панорама, 1991., 45/. Далее он пишет: «В октябре и ноябре 1943 г. УПА провела 47 боев с немцами и 54 боя с большевиками» /там же, с.46/. В апреле 1943 г. на ІІ Конференции ОУН были приняты решения о мирной ликвидации всех второстепенных фронтов, чтобы сосредоточить все силы против «большевицкого и гитлеровского» /там же, с.66/.Итак, делаем вывод, врагом под номером один в УПА-ОУН были советские партизаны.
К второстепенному фронту националисты относили войну с поляками. В 1943-44 гг. трижды состоялись переговоры между польским и украинским подпольем. Но обе стороны не пришли к согласию. Напряжение в отношениях между АК (Армия Крайова) и ОУН перешло в открытую вражду, которая проявилась в чрезвычайно кровопролитной войне между Армией Крайовой и украинскими повстанцами на общих украинско-польських землях. О размахе и жестокости этой кровавой и бессмысленной борьбы свидетельствуют такие факты, что потери каждой из сторон превышают цифру в сотню тысяч убитых только среди гражданского населения.
Итак, на этом «второстепенном» фронте были самые большие потери.
Вторым «основным» фронтом борьбы был «гитлеровский». Боевые действия против бывших союзников - немцев - УПА-ОУН начала с 1943 г.
Подсчеты немецких потерь в борьбе с УПА-ОУН по данным Петра Мирчука /Петр Мирчук. Украинская Повстанческая Армия. 1942-1952. Документы и материалы. -Мюнхен, изд-во им. Хвильового, 1953., с.29-44/ представляли более как 1 (одну) тысячу убитых, а по данным французского историка Владимира Косика - около 6 тысяч /Владимир Косик. УПА /Краткий исторический обзор. 1941-1944 р./ // Львов. - Летопись Красной Калины. - 1992. - №№ 4-5, 6-7, 8-9/. /Подсчеты сделаны автором из указанных источников./ [2]
Официальные потери советской стороны от националистического бандподполья составляют 30676 человек, из них бойцов РККА, истребительных батальонов, сотрудников органов внутр.дел и НКГБ-МГБ -- 8350 человек, остальные гражданские. При этом статистика далеко не окончательная и возможно её увеличение в разы. [3]
Для сравнения, советские партизаны на территории Украины за время войны нанесли германской стороне следующие потери:
убито и ранено около полумиллиона фашистских солдат и офицеров;
уничтожено 467 вражеских гарнизонов, комендатур, штабов и полицейских постов;
подорвано 4959 железнодорожных эшелонов, 1566 танков и бронемашин;
уничтожено 211 самолетов;
разрушено 461 военное предприятие, 915 составов, 248 узлов связи, 44 железнодорожных узла, 607 железнодорожных мостов;
повреждено около 2 тысяч км телефонно-телеграфной связи.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.