Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

За что тебя бабы любят?

Супермен ли бортинженер Скворцов из фильма "Экипаж"?

Слава свалилась на Леонида Филатова с фильмом Александра Митты «Экипаж», где он сыграл бортинженера Скворцова.

Сам он относился к этой славе иронично.

«Я в жизни не числил себя ничьей сексуальной грезой. Какой из меня супермен? До «Экипажа» я не на всяком пляже-то раздевался, а тут первый в нашем кино «голый» кадр, хоть и рыбка на первом плане. Первый постельный разговор.

Это сейчас мы уже рассмотрели, какие бывают голые женщины и даже мужчины, а тогда-то об этом никто не догадывался! Думаю, за то и полюбили, что первый».

К «Экипажу» и заявленному там образу супермена Филатов обращался в своих интервью неоднократно, и вот что странно, - он нигде не ставил под сомнение сам образ. Шутил над своим телосложением; пытался доказать, что имеет к суперменству отношение весьма отдаленное, но не было при этом у него восклицания: «Ребята, играл-то я про другое!» Расценивая скептично себя в образе Скворцова, самого Скворцова Филатов, похоже, считал суперменом.

Но супермен ли Скворцов?

Скворцов и Алевтина — первое знакомство

Для показа суперменства бортинженера Скворцова были привлечены вербальные характеристики. Алевтина (главная стерва проекта в исполнении Ирины Акуловой) при первом же знакомстве, не перекинувшись со Скворцовым и парой слов, выносит вердикт: «Кобель высшей марки. Сразу видно». Ей вторит любовь Скворцова стюардесса Тамара (Александра Яковлева):  «Господи, Боже мой! За что тебя бабы любят? За что?» А командир экипажа Тимченко (Георгий Жженов) предупреждает Тамару, что Скворцов — кобель, малый ненадежный.

Но сколько не говори «халва», а требуется визуал. О, с визуалом не подкачали. Скворцов летает за границу, что уже выделяет его из массы советских граждан, для которых поездка в Болгарию была равносильна полету Нила Армстронга. В квартире бортинженера оборудован музон по последнему слову техники, цветомузыка включается, едва плюхнешься на кровать. А кровать-то, не кровать, а ложе любви. Редко Скворцов пребывает на кровати один, всегда рядышком юркают бабы.

Впечатлительные насчет всего яркого, словно сороки, граждане страны советов принялись красть (таскать с работы) приспособления для цветомузыки, так поразили всех скворцовские хоромы.

Итак, с вербалом и визуалом не подкачали настолько, что за этими прибамбасами зрителями был упущен важнейший момент характера и поступков персонажа.

Вот Скворцов высказывает свое кредо «одинокого волка, противника брака» и прежде всего бросается в глаза нежелание его нести какую-либо ответственность, сопряженное с робкими, почти подростковыми, интонациями Филатова. Ба, да ведь перед нами просто незрелый парень, да и только!

Бабы, говорите? Но как лихо расправляется с суперменом лихая петербурженка в исполнении Елены Кореневой, заявившись и разоблачившись в самый неподходящий момент. Как истово громит его намодненную халупу Тамара, приводя дискотечный набор в полную неработоспособность. А эта ее характеристика: «Рот слабый, мягкий. Но не злой». О суперменах ли так говорят?

А супермены ли козликом скачут под дождем, умоляя о прощении, суетливо прикрываясь букетиком? Супермены ли, возбухнув, тут же оседают под замечанием командира экипажа «И повежливей. Из отряда вылетишь», а потом предъявляют любимой, что она нажаловалась дяденьке и его теперь из экипажа гонят.

На самый худой конец перед нами история перевоспитания супермена в примерного семьянина. Расхожий сюжет для девочек от двух до семидесяти, - не любил, не любил, а потом пришла она, простая стюардесса, он взял да полюбил.

Только и с этим сюжетом в фильме непруха, не вытягивает Филатов мачизмом, слишком хрупок, интеллигентен, слишком Фредерик Моро, в поисках единственной и обратите внимание, как идет ему позиция отверженного.

Бортинженер Скворцов совершает профессиональный подвиг, чуть не погибнув и основательно обморозившись, но это не значит, что все сказанное выше отменяется. Не будешь ведь вечно жить в состоянии геройства и не зря Тамара, давшая слабину, провожая милого на подвиг, после приземления пытается вернуться на прежний игнор, говоря: «Я думала, что мы все погибнем, а теперь все как было».

Правда пластинка суперменства патологически доигрывается, когда командир экипажа при известии о свадьбе Тамары и Скворцова предупреждает: «Знаешь, такие как он не скоро успокаиваются. Так что учти, тебе еще лет десять мучиться». И Тамара такая: «Помучаюсь».

Вопрос, - сколь долго мучатся собираетесь? И главное, - на кой?

Филатов в фильме "Вам и не снилось..."

Филатов говорил:

«Со времен «Экипажа» борюсь с жуирством своего героя, с устоявшимся в массовом сознании клише, которое, в сущности, имеет ко мне весьма отдаленное отношение»

Актер вполне мог попасть под штамп, тем более, что суперменистые герои у него на самом деле получались. Сразу после «Экипажа» он сыграл доктора Михаила в школьном блокбастере «Вам и не снилось...» и здесь уже не было затянувшегося мальчишества с подростковыми декларациями, а была установка на нормальность.

Связь со Скворцовым устанавливалась с первых же кадров, когда Михаил, провожая маму невесты на вокзал, адресовал ей вопрос: «А почему вы не летаете самолетом?» да отвешивал мимо проходящим дамам поклоны с комплиментами: «Какая женщина!». С работой у Михаила тоже все в порядке, - не бортинженер, конечно, но врач нарасхват.

Михаил сталкивался со «сложной» любовью несостоявшейся актрисы, которая пошла в учительницы литературы (Елена Соловей) и на ее обвинение: «Ты хочешь, чтобы все были такими как ты», отвечал: «А почему бы и нет? Здоровое, не закомплексованное общество...»

Таких героев можно было клепать конвейером и хорошо, что Филатов вовремя от этой темы отошел.

Вот только в народном сознании до конца кинокарьеры проходил под колпаком Скворцова, жалуясь:

«Для меня было просто неожиданностью, что я стал чьей-то сексуальной грезой. Я пытался всячески свой имидж развеять и относиться ко всему с юмором: смешно ведь в жизни ходить таким вот фанфароном. Я писал стихи, которых никто не знал, чего-то еще сочинял, много читал, и мне казалось, что мой интеллектуальный потенциал входит в некоторое противоречие с образом ловеласа, к которому меня приспособили. Если я выражал сексуальную грезу страны на определенном этапе, то это не лучшим образом характеризует страну».

Существовала и другая сторона проблемы, а именно влияние образа супермена на личную жизнь актера.

Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.