Собственно, интересная тема всплыла, порождённая разговором о фильмах — почему иногда актёр полностью попадает в тип своего персонажа, а иногда — нет? И тогда по Станиславскому можно закричать — «Не верю!»
Собственно, интересная тема всплыла, порождённая разговором о фильмах — почему иногда актёр полностью попадает в тип своего персонажа, а иногда — нет? И тогда по Станиславскому можно закричать — «Не верю!»
Самый яркий пример — актрисы, сыгравшие Золушку. Золушка — сказочный образ девушки, ставшей принцессой в истории Шарля Перро или братьев Гримм. Значит, во внешности этой девушки должно быть что-то сказочное. не совсем современное, и — немножко детское. Никаких пластических операций, никаких косметических ухищрений, иначе требовательный зритель в сказку не поверит.
Феномен Янины Жеймо — нашей Золушки образца 1947 года - тут удивителен: ведь ей на момент фильма уже 37 лет, возраст не юный. Но она настолько Золушка, что даже как-то сомнений не возникает — у неё детская внешность, а Золушка — детская сказка. Она живая и весёлая, и мой разум вполне воспринимает её как Золушку, а вот две другие героини — Хилари Дафф («История Золушки», 2004) и Лили Джеймс («Золушка», 2015) — нравятся мне куда меньше. У Хилари есть молодость, но хитрый расчётливый взгляд современной девушки, а Лили Джеймс вообще по типажу ну не попадает. Не сказочная она совсем, даже голубое платье в оборках не спасает дело!
Чешская Золушка — Либуше Шафранкова
Есть ещё один классический пример Золушки — чешская актриса Либуше Шафранкова из «Трёх орешков для Золушки», но тут опять же, тот же феномен, что и у Жеймо: детское лицо. Ко всему, девочке на момент фильма в 1973 году было 19 лет.
И при этом смотришь на Энн Хетеуэй в «Заколдованной Элле» — и понимаешь, что вот прекрасная актриса, красивая внешность, а не Золушка она, не сказочная принцесса.
Заколдованная Элла, которая Синдер — Элла
При этом достаточно посмотреть «Дьявол носит Прада» с той же Энн Хетеуэй — чтобы увидеть, как гармонично она в роли современной журналистки из безжалостного мира прессы. Да сами смотрите! Видимо, её внешность не сказочная, а вполне современная.
Эн Хетеуэй в роли журналистки Энди.
Ну а как быть с мужчинами? Тут тоже можно попасть в типаж, а можно круто не попасть. И я говорю не голословно: вот проводила я в 21-м году опрос про роли Джеймса Бонда — и сами посмотрите, каким Бонда видят зрители.
А самого красивого из них, актёра Тимоти Далтона, нашего Рочестера, Бондом не видят! И если как английский аристократ Рочестер он был безупречен, то как Джеймс Бонд явно не дотягивал до яркого, но беспринципного Пирса Броснана или на харизматичного Шона Коннери. Не та внешность: слишком интеллигентен, слишком аристократичен для холодного разведчика.
Здесь Тимоти Далтон в своей роли и на своём месте
А здесь — не на своём.
Пойду дальше... разные люди разных типажей и поступки совершают сообразно своему типажу. Это прекрасно понимала Агата Кристи, когда писала свой роман «Вилла Белый конь». Там историк Марк Истербрук и его подруга Джинджер собираются расследовать странное дело: на вилле «Белый конь» живут три колдуньи, и они совершают заказные убийства, а доказать зловредную магию в суде невозможно. И вот Марк и Джинджер собираются выступить якобы клиентами опасной организации: Марк по легенде хочет устранить свою бывшую жену, чтобы она не рассказала о браке его нынешней девушке. Марк предполагает, что девушку эту и будет изображать Джинджер.
– А кто моя девушка? – спросил я слегка смущенно. – Вы?
Джинджер потряс такой вопрос.
– Конечно, нет! Я совершенно не тот типаж – наверное, в такой ситуации я бы просто жила с вами во грехе. Нет, вы прекрасно знаете, кого я имею в виду… И, надо сказать, она подойдет идеально. Та величественная брюнетка, с которой вы встречаетесь. Очень надменная и серьезная.
– Гермия Редклифф?
– Именно. Ваша невеста. И к тому же она богата, ваша Гермия, так?
– Чрезвычайно зажиточна. Но вообще-то…
Вообще-то, если быть точной, Гермия никакая не невеста Марку, просто подруга, но Джинджер верно определила типажи: она сама — простая девушка и спокойно пережила бы наличие бывшей жены у любимого. А вот «надменная и серьёзная» Гермия могла бы и устроить скандал, во время которого возлюбленный потеряет надежду на её капиталы.
Или вспомним песню Алёны Апиной «Соперница». Там есть хорошие слова, где Апина обращается к сопернице, говоря той: «Для тебя вертит крылья жизни мельница, а меня сгубила клетка золотая»; и ещё — «На таких, как я, обычно женятся, а тебе стихи и песни посвящают». Да, потому что есть такой типаж — женщина-вдохновительница, женщина-муза. Она далеко не всегда жена: это образ Прекрасной Дамы, неуловимой и далёкой, и он годится для вдохновения на стихи, песни, картины. А вот быть мужем такой вдохновительницы — зачастую непростой удел: нужно быть очень спокойным и уверенным в себе мужчиной. А образ жены — это образ менее романтичной женщины, зато — создающий крепкий тыл.
В общем, тема большая, и наверное, куда больше подойдёт для психологов и их исследований. Меня же, как ведущую сказочного блога Фэйриленда, интересует только один аспект темы — как попасть в типаж сказочного героя на экране? Могу набросать гайд, но тут, как говорится, как режиссёр решит, так оно и будет.
3. Никаких «вау» и прочих современных словечек и жаргонизмов! Если только это не специально юмористический фильм, где Сердючка поёт: «Даже если вам немного за 30, есть надежда выйти замуж за Принца».
4. Вообще сказочному герою скорее присуща строгость внешности, как у принцессы Мелисенты (Натальи Трубниковой ) из фильма «31 июня».
Открытый рот с надутыми губами типа «Девушка, сейчас муха залетит» — это не сюда.
5. И ещё (и это касается и женщин, и мужчин) — нужна некоторая живость образа, достигаемая лёгкой небрежностью причёски и одежды. Если мы посмотрим на образ Рочестера, у него слегка встрёпанные волосы, а Джеймс Бонд в исполнении того же Далтона зализан и выглядит кукольным.
А вообще — скажу сейчас вещь, совершенно не сказочную, а весьма реалистичную: за типаж того или иного романтического образа голосуют обычно зрители, и что самое удивительное. голосуют рублём. Количеством просмотров фильма, «отбиванием» бюджета, и — вспомним, что выше упомянутый уже Станиславский говорил: «Лучше всего артист играет самого себя»...
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.