Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

В прокат вышла украинско-французская драма "ШТТЛ": стоит ли смотреть

Источник: vesti.ua

Французы хотели побороться от Украины за “Оскар”, но проиграли.

В украинский прокат выходит “ШТТЛ” – украинско-французский драматический фильм 2022 года по сценарию и режиссуре Эди Уолтера с Моше Лобелем и Солом Рубинеком в главных ролях. Весь фильм снимался под Киевом за полгода до крупномасштабного вторжения. В лесу на половине гектара был построен целый скансен – жилые дома, синагога, корчма и даже еврейское кладбище. Однако размах не оправдал себя на все 100%. Vesti.ua побывали на премьере и поняли, чего не хватило в целом неплохой картине.

Когда фильм только снимался, его продюсеры заявляли, что это в большей степени фестивальный проект и он не рассчитан на массового зрителя. В итоге картина действительно объездила три десятка международных фестивалей, но наград собрала мало. Одна из главных – это приз зрительских симпатий на Римском кинофестивале. Все остальные победы – на фестивалях, которые целиком посвящены еврейскому вопросу, то есть те кинофорумы, которые не задают международные тренды. А вот в борьбе представлять Украину на “Оскар” картина проиграла документальному фильму “20 дней в Мариуполе”.

Комментарий от народа. На этот фильм мариупольцы, кто видел, до сих пор плюются. Насколько там много выдумки и несоответствия действительности.

Несмотря на это, хочется отметить высокое качество киноленты и оригинальность сюжета. Это история повествует о том, как двое молодых друзей – еврей Мендель и украинец Демьян – вернулись в свое родное село, чтобы украсть из-под венца девушку. Она и не против, поскольку с детства влюблена в Менделя, и это взаимно. Драматизм ситуации заключается в том, что действия разворачиваются 21 июня 1941 года, то есть накануне вторжения Германии на территорию СССР. А этот ШТТЛ находится как раз у самой границы с Польшей, и сразу понятно, что все его жители находятся под угрозой уничтожения, поскольку большинство населения – это ортодоксальные евреи.

Кроме мелодраматической сюжетной линии, в картине много внимания уделено внутренним противостояниям: евреев-ортодоксов и молодежи, которая увлеклась левыми идеями. Тех же ортодоксов и женщин, которые хотят равноправия с мужчинами. Так сказать, это борьба старых и новых идеологий, противостояние поколений. Но в этом и заключается главная проблема фильма. Он очень сильно перегружен глубокими философскими диалогами. Это не так уж и плохо на фоне пустых, но многозначительных реплик, которыми обычно обмениваются герои блокбастеров. Автор фильма совсем не дает передышки зрителю, чтобы он успел обдумать услышанное. На осмысление режиссер времени не дает. Наоборот, он сыплет и сыплет размышлениями, и зритель просто тонет в этих сентенциях.

Одной из наиболее запоминающихся и точно отвечающих сегодняшним украинским реалиям является мысль о единении народа. Нельзя перед лицом одной общей опасности перегрызать друг другу глотки и рассчитывать, что тебя эксклюзивно сия чаша минует. Эта проблема была актуальной на протяжении многих предыдущих веков и остается актуальной в настоящее время.

Эти же диалоги просто приглушили эмоциональную составляющую. Во время просмотра фильма сердце не щемит, как обещали. Это скорее холодная математическая или механическая сборка эпизодов, которые теоретически должны вызывать сопереживания. Для этого режиссер даже нашел интересный прием, заставляющий зрителя глубже погрузиться в контекст происходящего. Так, время от времени вокруг диалога персонажей фильма вдруг непонятно откуда появляются голоса. Причем это не один или два голоса. Это гул толпы, как будто все убитые жители ШТТЛ пытаются с тобой заговорить и сообщить что-то важное.

К сожалению, перспективы собрать хороший кассовый сбор в Украине оставляют желать лучшего. Драмы и до войны не пользовались у кинолюбителей большим спросом. А теперь и вовсе проигрывают развлекательному кино. В данном случае продюсерам приходится надеяться на поддержку со стороны всех евреев Украины, которая может выразиться в форме финансовой помощи для этой работы. Существуют и перспективы собрать прибыль с международного проката. Например, венгерская драма “Сын Саула”, вышедшая в 2015 году, смогла именно за счет мирового проката и полученного “Оскара” принести продюсерам прибыль. Стоит отметить, что сборы все же не были феерическими. Художественный фильм о трагедиях Освенцима по всему миру собрал лишь 6,6 млн долларов. 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.