В августе россияне выпускают в кинопрокат свою версию трагедии в Буче.
В августе россияне выпускают в кинопрокат свою версию трагедии в Буче.
Менее чем через месяц, 17 августа, россияне планируют выпустить в широкий прокат фильм “Свидетель”, где будет показана их интерпретация трагедии в Буче (российская пропаганда, напомним, заявляет об инсценировке массовых убийств украинцев). Кроме того, в Сеть утекли кадры со съемок российского фильма о Майдане 2013 года, который так же, скорее всего, будет следовать их взгляду на события.
В Украине же на этом фоне развернулась широкая дискуссия о выделении денег (около 400 млн грн.) на отечественный кинопродукт, которая, судя по всему, закончилась отставкой профильного министра Александра Ткаченко и перенаправлением средств на нужды армии.
Таким образом возникает ощущение, что на фронте кинопропаганды наступает именно Россия. Тем более что украинский фильм о событиях в Буче выйдет только в следующем году.
Vesti.ua выясняли, может ли это навредить Украине и есть ли смысл заниматься контрпропагандой в кино.
“Конечно, в Канаде, Польше или странах Балтии они не смогут показать эту картину. Но есть Латинская Америка и даже некоторые европейские страны, где это возможно показать и их зритель это воспримет. Более того, когда мы ездили на Берлинале презентовать нашу будущую картину, нам сказали, что россияне очень активно у них продвигают свои картины и сериалы. Когда украинская точка зрения не представлена, то те, кто видят только одну сторону, начинают верить в то, что им показывают. Так что на многих эта картина может оказать влияние. Тем более что по трейлеру видно, что снята она достаточно качественно и денег в нее вложено много”, – говорит сценарист и продюсер украинского фильма “Буча” Александр Щур.
Несмотря на то что над “Свидетелем” работали неизвестные широкой зарубежной аудитории актеры и режиссер, трейлер фильма выглядит относительно качественным.
Некий иностранный скрипач приезжает накануне крупномасштабного вторжения в Киев с концертом и потом с большими трудностями выбирается из Украины. По сюжету, он сталкивается с украинскими и российскими военными, где первые показаны крайне нелицеприятно. Украинские солдаты изображены палачами, а трагедия в Буче показана как большая украинская инсценировка. Более того, в картине говорится о том, что Украина готовилась напасть на Россию. В целом все сделано по лекалам российской пропаганды и “подтверждает” слова Лукашенко, который собирался всем показать, откуда “на Беларусь готовилось нападение”. Тем не менее в это вполне может поверить массовая аудитория: как сами россияне, так и люди других стран, которые не интересуются, что происходит сейчас в Украине.
С весны этого года в Украине снимается свой фильм “Буча”, вот только с первого дня, как появился первый трейлер, очень многие украинцы восстали против него. Упреки сводились к тому, что нельзя хайповать на истории, которая принесла так много горя. А кроме того, фильм об идущей войне нужно снимать лишь спустя годы после ее окончания.
“Часто авторы подобного кино хотят просто хайпануть на тех случившихся трагедиях, но этот хайп они деликатно называют промоушеном, или продвижением своего кино. Но фактически они все равно хотят выехать на хайпе”, – говорит сценарист Андрей Бабик.
Более того, многие украинцы, среди которых достаточно медийных персон, считают, что сейчас вообще не время снимать художественные фильмы, только документалки и никаких комедий. В частности, о такой позиции заявил Игорь Кондратюк. Он активно подключился к хейтерам государственного проекта, в рамках которого было отобрано 53 кинопроекта, на которые в сумме выделят 400 млн грн. Кондратюк даже призвал продюсера и шоумена Юрия Горбунова вернуть 33 млн грн., которые он получил или получит на съемки комедийного сериала.
Тем не менее украинская картина “Буча” уже снята и сейчас находится на стадии постпродакшена.
“В октябре картина окончательно будет готова, а на годовщину начала войны или освобождения Бучи мы организуем премьеру. Кроме того, будем подаваться на отбор Берлинского кинофестиваля, который проходит в феврале. Но утверждать, что мы попадем в конкурсную программу, неправильно. Тем более что на таких форумах – как в Берлине, так и в Каннах или Венеции, – не любят такие темы. Однако если даже мы не попадем в конкурс, нам дадут возможность арендовать кинотеатр и сделать фестивальное событие вне конкурса”, – говорит Александр Щур.
Противодействовать российской пропаганде в кино можно, только предлагая свои фильмы о войне, полагает продюсер. Поэтому, по словам Александра Щура, их задача – попасть если не в конкурсную, то хотя бы в зрительскую программу основных фестивалей. А также добиться того, чтобы этот фильм купили такие крупные международные стриминги, как Netflix или Amazon. Но успех во многом зависит от качества картины.
Важно отметить, что картина “Буча” снималась за донаты и от государства автор проекта не получил ни копейки.
По мнению продюсера “Бучи”, вопрос о том, кто должен финансировать патриотические фильмы, очень деликатный. С одной стороны, должна быть максимально прозрачная система финансирования таких конкурсов. С другой – у нас есть достаточно примеров, когда были потрачены миллионы гривен на съемки фильмов, но они не принесли ни прибыли, ни фестивальных наград. Есть, по словам продюсера, и другой путь: в Европе был создан фонд поддержки украинской культуры, который выделяет один миллион евро в год.
“Но почему только один миллион? Это как раз работа нашего Министерства культуры добиться того, чтобы было выделено больше, и потом снимать картину на эти деньги, чтобы потом не было упреков, что не на то тратятся госсредства”, – считает Александр Щур.
Хотя будь эти деньги, все равно нет уверенности в том, что у нас снимут фильм, который может конкурировать с заграничными фильмами. Пока есть только один успешный пример – это “Мавка”.
Тем не менее противников украинского пропагандистского кино оказалось достаточно много. И по мнению наших политтехнологов, эта волна хейта сейчас больше на руку нашим врагам, которые, снимая такие картины, расширяют круг своих сторонников в других странах и укрепляют внутри России мысль, что они на “белой стороне”.
“Во время войны пропаганда всегда в первую очередь ориентирована на высокий уровень мобилизованности своих же граждан и сторонников. Российский фильм о Буче на украинское или западное общественное мнение никак не повлияет. Но на союзников России, скажем, в Африке, – да. Первыми этот инструмент начала использовать нацистская Германия. Почему он настолько эффективен? Потому что фильм создает завершенную полноценную картину. И зрителю все равно, что эта информация искажена. А телевизионные новости – это лишь кусочки информации. Поэтому в Украине есть смысл снимать контрпропагандистские фильмы. И я, кстати, считаю, что обвинения в адрес Ткаченко в том, что он выделил деньги на кино, обоснованы. Но только эти картины должны быть сняты на нормальном кинематографическом уровне. Кроме того, они должны быть адекватны запросом общества и опираться именно на него. Нам нельзя сейчас снимать картины для наслаждения творцов, что часто отличается от желаний общества”, – говорит политолог Руслан Бортник.
Также, по мнению политологов, эта проблема возникла в том числе из-за того, что власти или не умеют, или даже не способны противостоять хейтам в соцсетях и иногда готовы пойти на поводу у массы.
“Крики в социальных сетях – это кликушество. Но власть оказалась не готова к тому, чтобы нормально объяснить, зачем вкладываются деньги в эти сериалы. Лично я считаю, что Украине нужно снимать пропагандистские фильмы и на внутреннюю, и на внешнюю аудиторию, и для ориентированных на россиян – даже больше. Потому что война выигрывается не только с помощью военно-технического и военно-тактического искусства”, – говорит политолог Вадим Карасев.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.