Нынешний год стал почти полным разочарованием для супергеройского кино – практически все фильмы этого жанра, за исключением финального эпизода “Стражей Галактики”, провалились в прокате либо дали очень низкую прибыль. У Marvel и DC явный кризис.
Нынешний год стал почти полным разочарованием для супергеройского кино – практически все фильмы этого жанра, за исключением финального эпизода “Стражей Галактики”, провалились в прокате либо дали очень низкую прибыль. У Marvel и DC явный кризис.
Большинство кинокритиков считают, что супергероика исчерпала себя как жанр, который стал популярен на фоне терактов 11 сентября 2001 года. Именно тогда вера в героев, которые возьмут на себя ответственность и вне правовых рамок будут бороться со злодеями, стала преобладающей.
При этом мир остается таким же жестоким и несправедливым. Но, похоже, американское киносообщество не готово погружаться в проблемы Украины и рефлексировать ими посредством киноязыка. Или готово и нас ждут приключения нового Железного человека в степях юга Украины?
Vesti.ua решили разобраться: даст ли война в Украине толчок для этого, учитывая, что у комиксов и фильмов о супергероях всегда был всплеск популярности в самые сложные периоды жизни – Великая депрессия, масштабные теракты или война.
Одной из главных причин, по которой фильмы о супергероях теряют популярность, часто называют то, что студии начали “клепать” по схожей схеме однообразные истории. Принцип – не качество, а количество. По ней работает весь Голливуд: несколько картин в прокате провалятся, но одна точно принесет прибыль и окупит все затраты. Если раньше Marvel и DC выпускали по одному фильму в год и он становился событием для фанатов комиксов, то теперь студии вышли на четыре-пять полнометражных картин и столько же сериалов в год. Развернулась уже внутренняя конкуренция между сериалами и фильмами, и продюсеры начали связывать вместе эти два направления. Иногда уже действия в картине выглядят нелогичными или непонятными, если не знаешь о событиях в сериале.
Еще одной важной причиной кинокритики считают то, что у вселенной супергероев стало гораздо больше конкурентов в индустрии развлечений в целом.
“Падение интереса к супергероям связано с уменьшением числа поклонников комиксов как жанра. Это происходит из-за естественного развития технологий – интернет, соцсети, игры. Все это отвлекает от этой культуры, на которой собственно и базировался успех супергеройского кино. Зависимость людей от компаний, которые продуцируют развлекательный контент, снизилась и стала более гибкой”, – говорит кинокритик Евгений Ясенов.
Также, по его мнению, на популярности многих проектов стала сказываться борьба за толерантность. Напомним, согласно правилам, которые приняла Американская киноакадемия несколько лет назад, в картине обязательно один из главных героев должен быть темнокожим, азиатом, латиноамериканцем, жителем Ближнего Востока или представителем другой этнической группы. Также среди персонажей желательно, чтобы был представитель ЛГБТ.
“Еще одна причина, по которой супергерои теряют популярность, заключается в том, что пришло время новых ценностей, которые убивают все то, на чем базировалось старое кино. На примере того же Джеймса Бонда это очень хорошо видно. В классическом своем варианте этот герой ушел. В фильме “Не время умирать” нам четко дали понять, что Бонд умер, и таким, каким он был раньше, мы его уже не увидим. Если агент 007 и вернется, то в образе темнокожей девушки, на которую нам намекнули в этой картине, либо представителем ЛГБТ. Вот такие новые ценности сейчас управляют культурой. А в том виде, в котором шлифовали Бонда Шон Коннери или Пирс Броснан, он уже никому не нужен. Это же происходит и с супергероями – они должны как-то мутировать. Продюсеры супергеройских фильмов начали тоже подстраиваться – соответственно, меняется фактура и отношение к ней. Хотя исключительно сменой ориентации или цвета кожи у супергероев вопрос популярности не решишь”, – считает Ясенов.
Например, поклонники комиксов Marvel очень неоднозначно встретили появление такой героини, как Америка Чавес, которая является латиноамериканкой и представительницей ЛГБТ. По мнению многих, вопрос о ее самоидентификации негативно сказался на развитии сюжета. Однако продюсеры уже начали вводить ее в киновселенную. Она появилась в фильме “Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия”. Без особого успеха прошел и сериал “Сокол и Зимний солдат”, где темнокожий герой в исполнении Энтони Маки стал новым Капитаном Америка.
Хотя есть и обратная сторона: одним из самых успешных фильмов о супергероях стала “Черная пантера”. Это свидетельствует о том, что зрители готовы идти в кино, если студия покажет свежий взгляд на супергероику. То есть даже несмотря на новую этику, принцип “король – контент” остается незыблемым.
Авторы комиксов неоднократно реагировали на актуальные события. Например, отправляли Супермена на Вторую мировую войну бороться с Гитлером и Сталиным, а в наше время он помогал иранской оппозиции. Поэтому вполне логичным кажется, что назрел момент для появления супергероя, который в вымышленном киномире может принять участие в войне на стороне Украины. И это может быть как хорошо известный всем персонаж или принципиально новый герой. Однако, по мнению экспертов, наши желания сильно опережают и не стыкуются с реальным кинобизнесом.
“На Западе наша война не воспринимается массами всерьез – их больше волнуют свои внутренние проблемы. Повышенное чувство опасности переживаем мы, украинцы. Поэтому желание появления супергероя есть у нас. Если гипотетически предположить, что найдется человек, который захочет вложить деньги в картину о супергерое с украинским контентом, это для нашего зрителя было бы бомбой. При тех настроениях, которые я вижу вокруг, такой герой был бы сейчас очень популярен”, – говорит Ясенов.
Вопрос во многом упирается в деньги и запрос аудитории. Он есть пока только у нас, а снимать с расчетом только на одну страну Голливуд не будет, поскольку вложения вряд ли окупятся только за счет показа в Украине. А зрителям других стран вряд ли будет интересен наш конфликт.
“По той информации, которая доходит до меня, американцы не до конца понимают, что у нас происходит. Есть только небольшой слой людей, который отдает себе отчет в происходящем. Поэтому я не исключаю, что одна из последующих серий “Джеймса Бонда” или “Миссия невыполнима” может каким-то образом перенести в Украину. Точно так же, когда во время войны на Балканах появилось несколько американских фильмов, где были отражены эти события. Например, “В тылу врага” (2001 год), но главный герой там американец, который спасается от отряда сербов. Американцы хотят получать информацию от своих. Так что если и появится супергеройский фильм о событиях в Украине, то Супермен вряд ли будет украинцем. Скорее всего, он просто попадет сюда”, – говорит киноэксперт Андрей Алферов.
В таком случае есть хорошие предпосылки для того, чтобы украинским авторам самим создать своего супергероя. Но тут уже появляются другие противоречия. Это не только рискованно с точки зрения бизнеса, но еще и с творческой точки зрения может не оправдать себя, поскольку для наших кинематографистов это совсем новый жанр.
“Для того чтобы снимать такие дорогие фильмы о супергероях, нужно быть американской киноиндустрией. К сожалению, в Европе, и тем более у нас, таких возможностей нет. В Украине в ближайшее время будут снимать документальные фильмы, которые не требуют таких больших вложений. Но я не исключаю вероятность того, что у нас могут попробовать снять такую картину”, – считает Алферов.
Супермена или Капитана Америка мы вряд ли увидим на полях украинских сражений. Однако российские олигархи или военные со временем все чаще будут появляться на экранах в качестве антигероев. К этому давно готов не только украинский, но и мировой зритель. Представители как СССР, так и современной России давно уже появляются в качестве главных злодеев или антагонистов. Например, серия, где Рэмбо в Афганистане борется с советской армией или “Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа”. Повестка дня гораздо быстрее отражается на современных боевиках и детективах.
“Западная публика уже давно подготовлена к появлению какого-то инфернального российского злодея, и это будет востребовано. Но отношение официальной Америки к этому конфликту довольно осторожное. Если оно будет разогреваться и дальше, то дело за этим не станет”, – считает Ясенов.
Причем отрицательными героями россияне будут не только в боевиках, которые рассчитаны на определенную, не особо искушенную аудиторию, но и в других жанровых лентах.
“Думаю, в жанровом кино к этому скоро вернутся. Хотя россияне, как отрицательные герои, никуда из кино не исчезали. Например, в фильме “Треугольник печали”, который в прошлом году победил на Каннском кинофестивале, российский олигарх показан неприятным человеком среди всех, кто плывет на этом “Ноевом ковчеге”. Так что Запад не прекращал показывать российскую правящую элиту как людей, от которых всегда нужно ждать неприятностей”, – считает Алферов.
С другой стороны, интересно, как теперь будут выглядеть украинцы в западном кино. До начала крупномасштабного вторжения нас чаще всего показывали бандитами или наемниками. Однако уже в начале прошлого года Гай Ричи перенес премьеру своего фильма “Операция “Фортуна”: Искусство побеждать” из-за маленького эпизода, в котором главные герои лишь упоминают украинцев как наемников и торговцев оружием. И уже в начале 2023 года эта картина вышла в прокат с переснятым эпизодом.
“Какими будут показывать украинцев – зависит от дальнейших отношений с США. Сейчас снимать какие-либо фильмы об украинцах в Америке не спешат по политическим причинам. Начни сейчас такое делать – и обязательно “ляпнешь” что-то политически неправильное”, – прогнозирует Ясенов.
Справедливости ради, конечно, нужно отметить, что бандитами и наемниками Голливуд постоянно показывает разные нации. Раньше такими долгое время были итальянцы и китайцы. Их нам представляли в виде жестоких мафиозных кланов. Потом антигероями становились ирландцы и жители СССР. В XXI веке таковыми стали не только россияне, но и сербы, реже поляки и другие выходцы из постсоветского лагеря.
“Главная причина, по которой украинцев не показывали благородными в американском кино, в том, что нас воспринимали как часть постсоветского пространства. И, таким образом, Запад нам отказывал в субъектности, как и казахам или эстонцам. А связано это с тем, что мы не были представлены в культурной плоскости, а Россия была. Причем настолько, как никакая другая из бывших республик СССР. Хотя есть случаи, когда украинцев из первой волны эмиграции показывали шахтерами, которые идут воевать во Вьетнам. И таких украинцев изображали такие звезды, как Роберт Де Ниро и Кристофер Уокен”, – говорит Алферов.
Поэтому Украину еще только ждут последствия после войны. Мы либо пропадем из голливудских фильмов, либо вновь можем оказаться антигероями, как это произошло с хорватами после балканской войны в “Клане Сопрано”.
“К сожалению, у нас до сих пор не понимают важности культурной дипломатии. Так что после войны нам еще предстоит доказывать свою культурную состоятельность. Иначе мы превратимся в маленькое закрытое сообщество, которое живет на этой территории”, – резюмирует Алферов.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.