Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Зритель снова уходит к пиратам. Что происходит со стримингами в Украине

Источник: vesti.ua

Почему украинцы не увидят “Один из нас” и другие новые сериалы.

Украина теряет доступ к новым сериалам HBO. Уже вышло четыре эпизода “Один из нас”, который критики разных стран называют одной из главных премьер этого года. Но на украинских стриминговых платформах он до сих пор так и не появился. И это далеко не единственный пример, когда наши платформы отстают от тренда. Они все больше напоминают традиционное телевидение, которое показывает картины, вышедшие минимум полгода назад в прокат. Для примера: из полнометражных фильмов 2022 года долгое время самым свежим на украинских стриминговых платформах оставался “Тор: Любовь и гром”, который вышел в прокат летом минувшего года, и лишь на днях появилась “Черная пантера: Ваканда навсегда”. Напомним, в прокат эта картина вышла в середине ноября прошлого года.

Почему украинцы не видят новых сериалов HBO

По мнению экспертов, эта ситуация напрямую связана с войной, состоянием экономики Украины и вступившими в действие санкциями, которые введены против России.

В прошлом году у Megogo еще был контракт с российским онлайн-кинотеатром Amediateka, благодаря которому украинская платформа получала премьеры от многих теле- и кинокомпаний, включая HBO, причем с качественным русскоязычным переводом. Кроме того, российская “материнская” Amedia до войны имела лицензии стран Балтии на вещание – каналы “Амедиа Премиум”, А1 и А2. Они сами покупали, переводили и дублировали фильмы. Что сейчас с ними происходит, я не знаю, но тогда они получали права на весь контент, который транслировали на всю русскоязычную постсоветскую территорию. А сама Amedia была эксклюзивным представителем HBO на всем постсоветском русскоязычном пространстве”, – говорит медиаэксперт Валентин Коваль.

Теперь ситуация складывается так, что украинские платформы не могут получить от Amediateka новые сериалы по двум причинам. Первая – это ее принадлежность к России. Вторая – украинская компания сейчас вынуждена работать с производителем напрямую, но Украина в состоянии войны мало интересна как рынок. Кроме того, даже если удастся договориться о сотрудничестве с такими гигантами, как HBO, это может оказаться накладно и невыгодно украинской компании, поскольку проект станет достаточно дорогим.

Поскольку россияне переводили, дублировали и делали доступным их контент, наши компании покупали уже переведенное. А теперь они, в нынешних условиях украинского рынка, наверное, не имеют возможности купить, перевести, озвучить и по приемлемой цене выложить мировые премьеры или свежее кино на своей платформе”, – говорит Коваль. 

Раскрывать информацию о том, сколько стоит покупка лицензии на показ сериала, украинские стриминговые платформы не стали. Но собрав официальные прайс-листы переводчиков, студий звукозаписи, гонорары актеров дубляжа, получается, что без учета стоимости права на трансляцию, подготовка к демонстрации двухчасового фильма обходится прокатчику не менее чем в 100 тыс. грн., а сериала – около 1 млн грн.

В нынешних условиях вероятность того, что эти вложения окупятся, значительно снизилась по сравнению с довоенным временем. Эксперты считают, что выделять деньги на оплату украинских стриминговых сервисов людям стало труднее.

Если раньше это была несущественная трата, которая равна была стоимости одного билета в кинотеатр, то теперь много кто считает эту статью затрат необязательной. Поэтому эти платформы постепенно становятся такими же, как обычное кабельное ТВ, которое доступно большинству интернет-провайдеров. Платформы продолжают пользоваться старыми библиотеками, а нового нет или появляется мало”, – говорит Коваль. 

Еще во второй половине прошлого года Megogo показал два сериала, которые можно назвать самыми ожидаемыми проектами 2022  года, – “Дом Дракона” и “Белый лотос 2”. Но можно предположить, что вложенные в адаптацию для Украины деньги не смогли окупиться за счет подписчиков, и это вынуждает их искать более дешевые варианты. 

Непотопляемые пираты 

Именно по этой причине в Украине растет популярность пиратских платформ, которые стараются максимально подстроиться под запросы зрителей. Например, не так давно на одном из таких сайтов появилось много новых сериалов с качественным многоголосым украинским озвучиванием. Более того, каждый эпизод начинается с имиджевой рекламы: “Отправим российскую озвучку вслед за русским кораблем!

По словам экспертов, пираты делают качественный перевод, в том числе на украинский язык, потому что они зарабатывают не на самом контенте, а на рекламе интернет-казино. Кроме того, они таким образом демонстрируют другим платформам, что у них есть переведенный на язык этой страны материал, и это своеобразное приглашение к покупке качественно сделанного перевода.

В итоге в нынешней ситуации, когда в самой Украине почти ничего нового для телевидения не снимается, а продукция мировых лидеров доступна не всем, пиратский контент набирает популярность. И это связано не только с тем, что они почти всегда день в день выкладывают сериалы в качественной обработке. Еще одна причина в том, что в Украине с помощью законов борьба с пиратством практически невозможна. 

Пираты успешно конкурируют не только с украинскими стримингами и онлайн-кинотеатрами, но и с традиционными телеканалами. Вопрос даже не в том, что они показывают тот же продукт, который есть у телеканалов, или нарушают авторские права – пираты крадут время. Когда люди смотрят кино на пиратских платформах, они в это время не смотрят легальное ТВ. Если люди потратят два-три часа на просмотр пиратского фильма, то телеканалу эти потерянные часы уже не вернутся. И как не удивительно, официальные медиа не могут бороться даже с нарушениями авторских прав. Дело в том, что закон прописан так, что подать в суд на пирата может только тот, кто владеет авторскими правами. Но в Украине нет представителей ни одной кинокомпании-мейджора, чьи авторские права нарушаются, тех, кто несет на этой территории прямые убытки. Это могли бы сделать HBO или Amazon, либо те же Paramount, Universal, но их здесь нет. А простой человек, который видит и фиксирует откровенное нарушение, сделать этого не может”, – подтверждает медиаэксперт. 

Не сработает в Украине и пример некоторых западных стран, которые борются с пиратами через интернет-провайдеров, которые фиксируют просмотр через нелегальный онлайн-кинотеатр, а потом присылают штраф. В случае неуплаты абонент просто отключается от сети. 

В Украине пока невозможно бороться с пиратами так, как делают в некоторых странах. Дело в том, что у нас в недалеком прошлом многие провайдеры имели свои карманные нелегальные онлайн-кинотеатры. Соответственно, интерес к интернету у нас развивался благодаря интересу именно к такому контенту. А он в основном был пиратский. Сегодня такого практически нет. Но если провайдер “сдаст” кого-то из абонентов, который посмотрел пиратский фильм, и этот абонент будет вынужден заплатить за это штраф, такой провайдер рискует потерять не только этого одного, но и многих других своих пользователей, а потом и бизнес”, – считает Валентин Коваль.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.