Vesti.ua первыми посмотрели новую авангардную постановку “Травиаты” до премьеры.
Vesti.ua первыми посмотрели новую авангардную постановку “Травиаты” до премьеры.
Национальная опера Украины “разразилась” грандиозной премьерой легендарной оперы “Травиата” итальянца Джузеппе Верди (спектакли прошли 29 и 30 октября). Следующей весной этот шедевр мирового оперного искусства собирается отмечать 170-летие со дня первой постановки.
Vesti.ua побывали на генеральном прогоне новой постановки “Травиаты”, а заодно посетили пошивочный цех Национальной оперы, где вместе с исполнительницами главных женских партий примеряли костюмы для премьерной постановки.
Для киевского оперного это уже не первая постановка “Травиаты”. В последний раз опера ставилась в 1994 году режиссером-постановщиком Дмитрием Гнатюком. Это была классическая версия “Травиаты”. К слову, почти 30 лет назад дирижировал оперой так же, как сейчас, Николай Дядюра.
В Национальной опере новая постановка "Травиаты" выглядит очень современно
На сей раз постановку “Травиаты” осуществил Анатолий Соловьяненко, который еще в 2019 году пообещал Киеву авангардную версию одной из самых знаменитых и красивых опер в мире.
“Я считаю, что за 25 лет непрерывного показа этот спектакль себя исчерпал. Это абсолютно нормально, потому что каждая постановка имеет свою определенную сценическую жизнь, – говорит режиссер-постановщик Анатолий Соловьяненко. – “Травиата” принадлежит к тем оперным произведениям, которые, по моему глубокому убеждению, по своим сюжетам находятся вне пространства и вне времени. То есть сюжет спектакля актуален в любом месте, в любой стране мира и в любое время. Эти события не привязаны к конкретной исторической эпохе, к определенным историческим перипетиям, а как раз напрямую связаны с глубиной человеческих чувств, переживаний и всего спектра эмоций, которые присущи каждому человеку. Поэтому, собственно, и возникло видение и желание переосмыслить представление, сделать его близким современному зрителю”.
Постановочную работу над “Травиатой” переносили несколько раз. Изначально премьера была запланирована на апрель 2020 года, но случился первый ковидный локдаун, и все перенеслось на апрель 2021 года. Второй локдаун опять разрушил все планы. Третья попытка дать “Травиату” в апреле 2022 года провалилась из-за начала войны. Но поскольку спектакль был готов до войны уже на 85%, то его премьеру решили не откладывать.
“Если бы мы начали ставить “Травиату” уже после начала войны, она была бы совершенно другой, – говорит Анатолий Соловьяненко. – Однако все задумывалось еще в мирное время, поэтому постановка получилась дорогая – костюмы, декорации, все создавалось с размахом”.
Генеральный прогон “Травиаты” начался в полдень 27 октября. Прозвучала увертюра, взлетел занавес, на сцене появилась главная героиня куртизанка Виолетта Валери с бокалом шампанского в руках. Но едва оперная дива Тамара Калинкина запела свою первую арию, представляя зрителю образ Травиаты, как металлический голос с небес сообщил, что в Киеве воздушная тревога. Руки Калинкиной поникли, из певицы словно выпустили воздух, и она грустно “уплыла” за кулисы, а за ней поплелась богемная парижская тусовка, в которую на сей раз нарядили хор Национальной оперы.
Все гости генерального прогона укрылись в гардеробе театра, который в военное время служит также бомбоубежищем. Именно сюда под землю спускаются зрители, когда тревога прерывает спектакль.
“Перерывы на тревогу – это для оперных певцов не просто, – с сожалением говорит Соловьяненко. – Ведь артисты входят в свои роли, долго настраиваются, а затем два-три часа, пока длится спектакль, они эту роль развивают. А если ты прерываешься на полуслове и полуноте, то потом приходится все начинать сначала”.
Анатолий Соловьяненко и Николай Дядюра пережидали тревогу в убежище вместе с журналистами
К счастью, воздушные тревоги с мая, когда театр заработал, прерывали спектакли всего несколько раз. Сегодня Нацопера дает всего два-три спектакля в неделю и билеты на них поступают в продажу только за две недели. Хотя, как замечено, сами зрители начинают покупать билеты всего за несколько дней до спектакля – нестабильность ситуации не позволяет людям психологически что-то планировать заранее.
Но на обновленную “авангардную “Травиату” – премьерные спектакли пройдут 29 и 30 октября – билеты раскупили буквально за час.
До “Травиаты” в таком же современном ключе Анатолий Соловьяненко поставил “Севильского цирюльника” - эту постановку публика обожает. Там герои ездят на самокатах, крутят педали велотренажера и дерутся на светящихся мечах из “Звездных войн”. В истории про современную “Даму с камелиями” подобных современных фишек тоже хватает: третий акт проходит в ночном клубе, где на подиуме танцует стриптизерша, в первом акте подруга Виолетты – светская львица Флора Бервуа – в качестве известной блогерши берет интервью на камеру у гостей вечеринки, а умирающая Виолетта в финале подключена к аппарату ИВЛ (по крайней мере, он на сцене имеется). Ну и самое главное – герои не пишут друг другу письма, а посылают сообщения в чате смартфона.
Оперная дива Анжелина Швачка исполняет в "Травиате" роль светской львица Флоры Бервуа
Пожалуй, одна из самых интересных находок режиссера-постановщика – это момент, когда в последнем акте умирающая героиня перечитывает свой чат с любимым Альфредом – экран смартфона в этот момент вынесен на задник сцены. И в тот момент, когда Виолетта в отчаянии бросает смартфон, по экрану начинают расходиться трещины – и слова любви расплываются. Разбитый экран, как символ вытекающей жизни и разбитой любви, – это очень сильный режиссерский ход.
Ну и как полагается, у идеи премьеры осовремененной “Травиаты” сразу же появились недоброжелатели. Есть люди, которые считают сам факт премьеры “не на часi”, ну а тем более такую, где на сцене пляшет полуголый балет, да и сами герои выглядят, как для войны, вызывающе. Спорить про “на часi – не на часi” – это как плевать в вечность.
“Сегодня изменилась жизнь, изменился мир, одежда, дизайн интерьеров – я считаю, что такое прочтение в данный момент более актуально”, – говорит Соловьяненко и добавляет, что каждая эстетика имеет своих поклонников.
В этом с главным режиссером Нацоперы можно согласиться. Современная эстетика и классическая музыка – такой коктейль хорош тем, что понравится, как говорится, “и вашим и нашим”. Существует тысячи и тысячи версий “Травиаты” – каждый уважающий себя оперный театр в мире ее имеет. Большая часть – это история про дам ХIХ века в платьях с кринолинами. Но и современных версий хватает.
Виолетта сегодня любит и страдает не в платье с кринолином, а в парчовых шортах
В Национальной опере Виолетта сегодня любит и страдает в парчовых шортах и ботфортах. Нельзя сказать, что костюмы в постановке – новое слово в искусстве. Можно было бы придумать что-то позатейливее, кто-то даже пошутил, что Национальная опера все никак не израсходует тюки с парчой, закупленные еще в 1970-х. Парча сегодня не в трендах, а потому наряды главной героини моментами выглядят архаично.
В целом же постановка самой красивой оперы Верди получилась достойной. Хорошо звучат солисты, оркестр и хор. Что немаловажно, исполнители основных партий соответствуют своим возрастом героям драмы Дюма-сына (опера создавалась по драме “Дама с камелиями” – Авт. ), и это радует глаз.
Замечательна Виолетта в исполнении оперной примы Тамары Калинкиной – обладательницы хрустального сопрано. Она и ее партнеры по сцене очень выразительны, поэтому наблюдать за страстями, происходящими на сцене, интересно.
“Травиата” – это история, в которой главные герои переживают много разных психологических состояний. В первой части Виолетта и Альфред переживают сильную влюбленность, затем главная героиня делает тяжелый нравственный выбор и расстается с любимым человеком, в третьем акте героиня переживает предательство, а в последнем акте она находится в предсмертной агонии (с самого начала героиня больна чахоткой). На больничной койке Виолетта прощается со своей несчастной жизнью, в последний момент вновь обретает любовь и умирает счастливой.
Если честно, до последнего момента спектакля верилось, что Виолетта останется жить. Ну невозможно в такое тяжелое время еще и потерять главную героиню. Очень бы хотелось, чтобы в финале случилось чудо, и Виолетта Валери появилась перед публикой живая-здоровая в вышиванке и в украинском веночке. Но Анатолий Соловьяненко нам такого счастья не подарил, поэтому пришлось автору статьи плакать над судьбой героини весь четвертый акт.
На протяжении спектакля героиня в исполнении Тамары Калинкиной меняет четыре наряда
А еще перед самой премьерой Vesti.ua побывали в пошивочном цехе, где создают костюмы для “Травиаты”, где и пообщались с Тамарой Калинкиной. Оперная дива пришла на примерку костюма для верховой езды, в котором героиня будет страдать во втором акте. “Мне по вкусу любой костюм, будь то классика или авангард, – признается Калинкина. – Я очень люблю современные решения опер и считаю, что это будет интересно. А вкусы публики? На всех не угодишь. Есть те, кто привык к классическим постановкам, а молодежи новое решение старой истории точно будет интересно”.
Артистка говорит, что много раз пела Виолетту в Европе и даже один раз в Сан-Паулу, где постановка была решена в стиле Сальвадора Дали и ей пол спектакля пришлось возлежать на алой софе. “Если это талантливо сделано и есть высокая идея, то спектакль будет вне времени, – уверена Тамара Калинкина. – Основная идея произведения сохраняется, и это главное. Я сегодня вижу много молодежи в театре здесь в Киеве. А в Европе опера среди молодежи – это вообще тренд”.
Тамара Калинкина совсем недавно вернулась в Киев. С начала войны она много пела в Европе: Дездемону – в Болгарии, Тоску – в Италии, были также интересные проекты в Варшаве. Сегодня артистка получила возможность посвятить себя родному театру.
Стоит ли устраивать премьеры в войну? “Я считаю, что премьеры делать однозначно стоит, – говорит обладательница красивейшего сопрано. – Людям необходимо то, что их будет вдохновлять. Для меня же пение на сцене – это глоток свежего воздуха. Без этого я не существую, поэтому вопрос – петь или не петь в военное время – для меня просто не стоит”.
В костюмерной к Калинкиной сначала присоединяется меццо-сопрано Анжелина Швачка, которая исполняет в “Травиате” роль Флоры Бервуа – подруги главной героини. Артистка жалуется, что каблуки в ее ботфортах слишком высокие. “Но что поделаешь, тут как никогда уместна фраза: “Искусство требует жертв”, – улыбается Анжелина.
Тамара Калинкина и Дмитрий Кузьмин. Между двумя солистами явно существует химия, что обещает удачную премьеру
В небольшой примерочной появляется тенор Дмитрий Кузьмин, который исполняет в постановке партию Альфреда. Он приобнимает Тамару Калинкину – между двумя солистами явно существует химия, что обещает удачную премьеру.
“Современная постановка – это лезвие ножа. Если баланс хороший и он не будет противостоять основной идее оперы, то это хорошо, – размышляет Дмитрий Кузьмин. – Я много постановок “Травиат” пел в этой жизни, все они очень разные. В нынешней версии нам позволили более глубоко погрузиться в отношения, и мы с Тамарой в них купаемся”.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.