Кинорежиссеры и продюсеры рассказали, каким они видят будущее украинского кино.
Кинорежиссеры и продюсеры рассказали, каким они видят будущее украинского кино.
Украинское кино на данный момент полностью лишилось господдержки. Причины прекрасно всем известны, но кинопродюсеры и режиссеры переживают, что даже спустя время, когда закончится война, денег на киноиндустрию все равно еще долго не будет. Vesti.ua поговорили с представителями киноиндустрии и узнали, есть ли будущее у отечественного кино и какое оно.
Разрушение украинской киноиндустрии, по мнению некоторых продюсеров, произойдет не сразу, поскольку есть еще много картин, которые начинали снимать до войны, но не успели закончить. Поэтому они в первую очередь сейчас получают поддержку на международных кинорынках. В частности, на каннском кинорынке финансирование получила Тоня Ноябрева на свой фильм “Ты меня любишь?”. В течение года такие киноленты будут закончены, но уже через пару лет после окончания войны нас ожидает “бескартинье”, полагает продюсер Денис Иванов.
“До войны на украинское кино суммарно, разными организациями, выделялось в разные годы 2-3 млрд грн. С точки зрения киноиндустрии, вроде деньги и не большие, но после войны и такие средства будет практически невозможно выделить. Тем более что вряд ли возрождение кинематографа будет у государства в приоритете”, – говорит продюсер Андрей Граница.
По его мнению, возможно, будут некие частные инвесторы, которые точечно кого-то будут поддерживать. Но массовый характер это носить не будет.
Также думает и режиссер Дмитрий Томашпольский, однако в его словах есть немного больше оптимизма, поскольку у отечественных кинематографистов в целом и у него в частности уже есть большой опыт, как выживать в подобной ситуации. По словам Томашпольского, Украина в 90-е годы уже переживала тот ужасный период, когда ничего не снималось на протяжении двадцати лет. Кроме того, есть приемы, благодаря которым можно снимать практически бесплатно. “Кинематографисты в девяностые даже придумали фестиваль проектов, где режиссеры могли бы просто рассказать о своих замыслах, которые они набросали на коленке. Но появились питчинги, и этот фестиваль не пришлось проводить”, – отметил режиссер.
Впрочем, в этом общем пессимистическом настроении некоторые продюсеры видят пути выхода из кризиса. В частности, Томашпольский на днях презентовал в Украине свою новую ленту “Пространство”, на производство которой практически не было потрачено денег. В ней он объединил съемки актеров, которые сами фиксировали на камеру и телефоны, что они делали во время самоизоляции. В итоге картина была отмечена на нескольких международных фестивалях как лучшая драма.
Еще одним из направлений продюсеры считают копродукцию, когда совместно с Украиной будут снимать другие страны.
“В последнее время практически все украинские фильмы, которые побывали на международных фестивалях, были сняты в копродукции с другими государствами. Например, “Носорог” Олега Сенцова – это Украина – Польша – Германия. “Стоп-Земля” Кати Горностай – это Украина – Литва. Опыт в таком сотрудничестве у нас огромный, поэтому он сможет выручить. Были совместные проекты разной сложности и с различными бюджетами. Поэтому, думаю, что это лучший способ снимать кино”, – говорит продюсер Денис Иванов.
По его мнению, в копродукции есть достаточно много вариантов сотрудничества, при которых денежное участие нашей стороны можно если не свести к нулю, то значительно минимизировать.
“В копродукции есть много схем, и тут, как говорится, голь на выдумки хитра. Думаю, мы увидим коллаборации самого разного типа. Например, съемки в Украине будут стоить намного дешевле, чем в Германии или Франции. У нас есть сообщество, которое не хочет терять свою профессию и достижения”, – подтвердил Денис Иванов.
Хотя все равно: в таком количестве, как было до войны, в Украине еще долго не будут снимать. И речь здесь не только о полнометражных фильмах, но и о телесериалах.
“Если Зеленский действительно сможет добиться деолигархизации телеканалов, то вряд ли появятся деньги на производство качественных высокобюджетных сериалов. Дешевле будет закупать иностранное недорогое “мыло”. Да и суть каналов существенно поменяется. Они в большей мере станут новостийными и вообще без кино, а сериалы будем смотреть на стриминговых платформах. А значит, заказывать нашим кинокомпаниям сериалы будет некому. Эта индустрия либо попытается за свои средства как-то конкурировать с крупными зарубежными кинокомпаниями, либо свернется вообще”, – рассуждает один из продюсеров.
Выход из ситуации, по его словам, найдут только отдельные режиссеры и актеры, у которых уже есть связи и опыт работы за границей. Например, тот же Мирослав Слабошпицкий, он уже приступил к съемкам фильма “Тигр”, который продюсирует Даррен Аронофски.
“Наиболее затратная часть фильма – это съемки. И теперь для украинского кино главный челлендж: сможет ли оно получить деньги от какого-либо госфонда или по какой-либо международной программе. Потому что через два года у нас может вообще не оказаться своих фильмов”, – считает Денис Иванов.
Однако радикально, под ноль, украинская киноиндустрия ликвидирована не будет. По мнению продюсеров, у многих наших режиссеров появится желание отрефлексировать в своих фильмах эту войну. И на это, по словам Андрея Границы, будет большой спрос со стороны международных кинофестивалей.
“Этого не избежать, фильмов об этой войне будет сниматься много. При этом есть проблема в том, что спустя время от нас будут только такие картины и ждать. Подобная ситуация уже происходила с балканским кино. Вначале их многие режиссеры снимали только об этом, а потом они стали заложниками своей темы. Других картин на фестивалях от них не хотели видеть. По этому поводу на одном из международных фестивалей в Сараево был даже круглый стол, где балканские кинематографисты говорили об этом и о том, что они практически лишены возможности снимать мелодрамы или комедии”, – констатирует кинопродюсер Дарья Бассель.
При этом есть уверенность в том, что в других странах некоторое время после войны еще будет большой интерес к украинскому кино. По словам Иванова и Бассель, которые были на последнем Каннском кинофестивале, все наши кинопоказы проходили с аншлагами. Кроме того, на данный момент во многих европейских странах проходит украинский киномарафон, в рамках которого показывается наша киноклассика и лучшие современные фильмы. В результате этой войны мы уже добились того, что жители Европы четко разделяют украинцев и россиян, чего не было раньше. Теперь нужно, чтобы и наше кино вызвало у них значительный интерес, чтобы наши картины имели прокат и коммерческий успех не только в нашей стране, но и за границей.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.