В Украине приняли закон №5572 – он сделал врагами звезд шоу-бизнеса.
В Украине приняли закон №5572 – он сделал врагами звезд шоу-бизнеса.
Среди украинских артистов произошел настоящий раскол – борьба за десятки миллионов долларов достигла своего пика. С одной стороны – Руслана Лыжичко, которая обвиняет организацию УААСП в том, что они задолжали артистам более 30 миллионов гривен. С другой – Валерий Харчишин, на которого оппоненты во главе с победительницей "Евровидения-2004" хотят "повесить" эти долги.
Этот конфликт между двумя звездными лагерями усилился после того, как Верховная Рада 15 декабря приняла законопроект №5572. По словам инициатора законопроекта и главы подкомитета ВР музыкальной индустрии Александра Санченко, главная цель – перезапуск конкурса, который определяет организации, распределяющие роялти. Теперь организации, которые сейчас собирают роялти за использование песен, в том числе и ОКУ "Авторы и издатели" Русланы Лыжичко, потеряют такую возможность, и неизбежно произойдет передел рынка авторских прав.
Как рассказал Vesti.ua менеджер одной из компаний, обеспечивающей все ТРЦ Украины легальной музыкой, есть опасение, что после принятия этого законопроекта старая схема, по которой взаимодействовали правообладатели и организации, использующие песни, рухнет, а новая система непонятно когда заработает. И проигрывают при этом потребители. Руководству ТРЦ становится невыгодно крутить украинскую музыку, на которую они получили разрешение от одной организации, а от их "конкурентов" на следующий день может "прилететь" запрет. Проще такие песни из эфира изъять вообще и ставить бесспорные заграничные хиты.
Однако артисты и правообладатели пока тратят свои силы и время не на то, чтобы прийти к взаимопониманию и сотрудничеству, а на обоюдоострые выпады и защиту от словесных (пока) уколов.
"Организация УААСП, которая претендовала и претендует собирать авторское вознаграждение у пользователей авторского права – радио, телевидение, других медиа, кафе, баров, ресторанов, музыкальных фестивалей, публичных площадок и т.п., по моему мнению и мнению огромного количества моих коллег – правообладателей, полностью себя дискредитировала. Дискредитировала своей историей и деятельностью. Когда в ней всплыли два депутата, представляющие собственные интересы и интересы бизнеса пользователей музыкального продукта, стало понятно и очевидно, что тема отраслевая становится (или уже давно стала) межотраслевой, а у нас появляются самоназначенные "смотрящие" от партии власти", – пишет у себя в Facebook Руслана Лыжичко.
Эти слова вызвали резкие споры между украинскими артистами. В ответ Валерий Харчишин написал огромный ответ Руслане на сайте "Украинской правды", обвинив ее во лжи. Он сообщил, что было проведено большое расследование – куда пропадают авторские деньги. Оказалось, что несколько крупных организаций фактически поделили между собой рынок роялти, и исключительно на глаз распределяют вознаграждения между авторами песен. Причем львиная доля не доходит до хитмейкеров. Эти деньги скапливаются в так называемом черном ящике, и если за год они не нашли получателя, то их распределяют между собой эти организации коллективного управления (ОКУ), к одной из которых принадлежит и Лыжичко.
Руслану же Харчишин обвинил в лоббизме: мол, пользуясь популярностью и авторитетом, она продавливает на высшем уровне идеи своего компаньона, главы компании Comp music Олега Долинского. В частности, в период 2006-2008 годов Руслана призывала политиков создать одно ОКУ, которому бы доверяли все артисты, и за поддержкой она обращалась к топовым политикам того периода – Нестору Шуфричу и Дмитрию Табачнику. Харчишин приводит выдержки из стенограммы этого заседания, где певица обращается к политикам и получает от них поддержку.
Теперь же Руслана отказывается работать с новыми политиками и заявляет о некомплектности нынешней власти.
"Я не готова к компромиссам с Потураевым и Санченко (авторы законопроекта №5572, – Vesti.ua). Они не просто "патронируют" УААСП. Они действительно представляют интересы пользователей – тех, кто должен платить авторское вознаграждение. Им нельзя разрешать курировать эту тему, писать лоббистские законы, допускать их влияние на организации коллективного управления. За этим я вижу не просто лоббизм, а откровенную и банальную коррупцию. Это и есть в моем понимании использование власти в своих корыстных интересах.
От законопроекта №5572 выиграют не авторы и правообладатели, а пользователи и одна единственная организация – УААСП", – пишет Руслана.
У Русланы и ее компаньонов началась реальная борьба за выживание. Ведь, по сути, организации, которые певица поддерживает своими выступлениями, потеряли влиятельных патронов, а с новыми провластными политиками она не совпадает в убеждениях. Впрочем, артистку оппоненты воспринимают исключительно как рупор и ширму для более крупных "игроков" сферы авторского права.
На кону – огромные деньги, поэтому споры украинских артистов перешли на новый уровень обвинений и оскорблений. До недавнего времени объем роялти, которые собирали аккредитованные организации в Украине, доходил до 70 миллионов долларов в год. Соответственно, занимающиеся этим организации, оставляют себе агентские 20%, то есть 14 миллионов долларов. Но в Украине можно собирать намного больше.
По оценкам экспертов, эта цифра может увеличиться до 180 миллионов долларов – столько собирают в странах, которые по численности населения сопоставимы с Украиной. А значит, может увеличиться сумма, которую посредники будут оставлять на свое содержание. Это все те же 20%, но уже 36 миллионов долларов в год. Но для того, чтобы такую огромную, по меркам украинского шоу-бизнеса, сумму можно было собрать, артистам и владельцам ОКУ нужно договориться, а сделать этого они не могут.
Поэтому представители тех сфер, которые используют украинскую музыку в своем бизнесе и платят за нее, не спешат сейчас это делать. В Украине сложилась ситуация, когда одни организации дают разрешение на использование музыки, а другие – подают на них за это в суд, как это произошло с группой "Антитела" и "Пузатой Хатой". Сеть фастфудов получила разрешение от одной из ОКУ транслировать в заведениях любые песни группы "Антитела". Но оказалось, что у Тараса Тополи и его музыкантов не было контракта ни с этим ОКУ, ни с этой сетью ресторанов быстрого питания. В итоге – суд между артистами и "Пузатой Хатой".
Нельзя сказать, что в подобной ситуации посетители сильно пострадали. Многим совершенно все равно, что звучит в заведениях, где они находятся. Да и подборка заграничных хитов, вместо украинских, мало кого расстроит. Но такая ситуация весьма негативно отражается на украинских музыкантах. Во-первых, чем меньше их песен звучит вокруг, тем меньше денег они заработают на роялти. А во-вторых, подсознательно люди начнут больше тяготеть к творчеству западных артистов, ведь их хиты заполонят пространство. А наши звезды потеряют одну из площадок популяризации своего творчества.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.