Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Александр Градский: гениальный скандалист и отец русского рока

Источник: vesti.ua

Певец и композитор Александр Градский умер 28 ноября, едва отпраздновав свой 72-й день рождения и отыграв свадьбу с четвертой женой.

В 1965 году он основал одну из первых рок-групп в СССР – "Славяне", а через год – группу "Скоморохи", которая принесла ему популярность. Градский был автором музыки более чем к 40 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов. Выпустил более 18 альбомов, написал несколько рок-опер и рок-балетов, а также множество песен.

Безусловно, он легендарная личность. Но у молодых уже совсем другие герои. Поэтому для многих Александр Градский известен лишь как наставник российского телешоу "Голос".

Впрочем, при всей своей гениальности у Александр Борисовича был довольно сложный характер, да и путь к успеху в СССР не мог быть легким. Vesti.ua решили вспомнить, как композитор начинал свою карьеру и за что его не любят режиссеры.

Правда и миф о несносном характере Градского 

Александра Градского страшно не любили за несносный характер и боялись даже разговаривать с ним, не говоря уже о том, чтобы поработать вместе. Поэтому, даже неудивительно, что его похороны 1 декабря спровоцировали очередной скандал, который подхватили СМИ. 

Дело в том, что на церемонию прощания с музыкантом приехало очень мало звезд, и поклонники по этому поводу подняли бучу в соцсетях. Попрощаться пришли Григорий Лепс, Александр Розенбаум, Леонид Агутин, Пелагея да Лев Лещенко. А ведь работал и дружил Градский со многими. Из здравствующих – это Алла Пугачева, Андрей Макаревич, Марина Хлебникова, Никита Михалков, Андрон Кончаловский и многие другие. 

Чем же так досадил Александр Борисович российскому бомонду, что они даже проигнорировали его похороны? Мы решили напомнить лишь некоторые, самые яркие скандалы, связанные с музыкантом.

Одно из направлений, в котором Градский стал звездой – музыка для кино. С одной стороны, он зарекомендовал себя как профи высокого уровня: в его фильмографии почти два десятка картин и мультфильмов, для которых он написал музыку и исполнил песни. Но с другой – не счесть, скольким режиссерам он попортил нервы, и из-за этого второй раз с ним уже работать не хотели.

Как кинокомпозитор он дебютировал в картине Андрона Кончаловского "Романс о влюбленных" (1974). Режиссер до сих пор называет его самым успешным своим фильмом, снятым в СССР. А Градский, благодаря этой картине, стал первым советским музыкантом, которого самый авторитетный американский музыкальный журнал Billboard назвал "Звездой года" с формулировкой "За выдающийся вклад в мировую музыку". Когда он писал музыку к этому фильму, ему было всего 24 года! Причем, на тот момент он не был членом Союза композиторов и был всего лишь студентом академии имени Гнесиных. 

По распространенной легенде он попал в эту картину по рекомендации художника Аркадия Петрова. Правда, не сразу. Музыку для "Романса о влюбленных" должен был писать маститый композитор Мурад Кажлаев, но он отказался. 

И вот тут начались странные и конфликтные ситуации. Некоторые киношники говорили, что Кончаловский взял Градского на этот проект, чтобы насолить своему младшему брату Никите Михалкову, с которым они почти всю жизнь в натянутых отношениях. К тому моменту Никита развелся с первой женой, актрисой Анастасией Вертинской, прожив в браке пять лет. Это было в 1971 году. А спустя пару лет у Анастасии был бурный роман с Градским. 

Кончаловский, якобы, согласился на кандидатуру Александра именно потому, что Никита хоть и развелся, но всегда ревностно относился к своим бывшим. И то, что Андрон взял в картину нового, пока еще ухажера Анастасии, был своеобразный укус брата. К слову, в 1976 году Вертинская и Градский поженились, но уже в 1978 году расстались (официально развелись в 1980 г.).

Однако настоящий конфликт разгорелся гораздо позже, в момент сдачи картины. И это уже не предположения и не слухи, а реальная история, о которой написал в своих мемуарах Кончаловский.

Когда вся музыка к фильму была написана и записана, начинающий кинокомпозитор Градский вдруг устроил "вырванные годы" уже маститому режиссеру. Александр был приглашен в качестве автора и исполнителя песен. По табелям о рангах того времени, с точки зрения заработка, это было очень важно. Автор получил бы один раз причитающийся ему хороший гонорар, и на этом все бы и закончилось. 

Но кто-то просветил новичка о том, что если он будет значиться в титрах главным композитором фильма, то это будет совершенно другая сумма. Более того, композитор сможет получать регулярные отчисления за использование его песен. Узнав об этом, музыкант выдвинул режиссеру ультиматум – или его назначают официально главным композитором картины, или он забирает все, что написал. 

 

Андрон был в ужасе не только от ультиматума, но и от понимания того, что советская бюрократия не допустит этого. Против Градского было очень много обстоятельств, начиная с того, что он не был членом Союза композиторов и даже не закончил ВУЗ. А кроме этого, в СССР процветал бытовой антисемитизм, и глядя на нос Александра, исход дела был понятен сразу. Однако Кончаловскому удалось добиться выполнения требований композитора. Правда, каким именно образом, режиссер не стал писать в своей биографии. Больше Кончаловский с Градским не сотрудничал.

О несносном характере Градского нам рассказывал и режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Он сотрудничал с композитором в двух своих картинах – "Узник замка Иф" (1988) и "Искусство жить в Одессе" (1989). Первая картина для Александра была очень успешна, поскольку написанные для нее песни стали хитами того времени. В первую очередь – это "Прощай" и "Песня о надежде".

 

На следующий год Хилькевич предложил ему написать музыку к фильму – "Мушкетеры двадцать лет спустя". Снимать продолжение режиссера упросили исполнители главных ролей во главе с Михаилом Боярским. Он не очень верил в успешность этого предприятия, но согласился. Что же касается Градского, то он с удовольствием согласился и засел за работу. Как рассказывал нам Георгий Эмильевич, работа шла хорошо, Александр показывал ему новые песни, и когда уже все практически было готово, между ними случился конфликт.

Хилькевич вдруг сообщил Градскому, что основной рефреновой песней картины будет старый хит Максима Дунаевского "Пора, пора, порадуемся" из первого фильма "Д`артаньян и три мушкетера". Режиссер хотел этого изначально, но не хотел об этом говорить сразу. Он понимал, что композитор может вспылить на раннем этапе, а если он напишет музыку, то потом не захочет, чтобы работа была проделана впустую, и согласится. Но Хилькевич просчитался. Стоило ему об этом сказать, как Градский сразу же встал на дыбы и потребовал: либо только его песни, либо вообще никаких. В итоге, продолжение мушкетеров вышло на телеэкраны в 1992 году, но без песен Градского.

Отец русского рока и популярной метафоры об СССР

Те, кто познакомился с творчеством Александра Градского лишь в последнее время, мало ассоциируют его с рок-музыкой. Тем более, что главным его хитом, фактически его "визиткой" является песня "Как молоды мы были". Ее написал один из самых популярных в советские времена тандемов – композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов. С роком она никак не ассоциируется. Однако она сделала Градского звездой советской эстрады и очень помогла русскому року.

Этот шлягер появился в 1976 году и прозвучал в картине "Моя любовь на третьем курсе". Картину быстро все забыли, а вот композиция стала лауреатом фестиваля "Песня года-77". 

 

До появления этой песни Александр играл во многих группах, большинство из которых исполняли рок. Вначале они просто перепевали The Beatles и других заграничных звезд, но постепенно перешли на русский язык. Хотя, как вспоминал сам Градский, деньги приносил англоязычный репертуар, а авторскую программу на русском языке они часто исполняли бесплатно. Проблема была еще и в том, что в СССР на рок было табу. Большинство таких концертов проходило несанкционированно, а значит, противозаконно. В зал в любой момент могла нагрянуть милиция и арестовать зрителей, музыкантов и организаторов. И такое периодически случалось с будущими звездами русского рока. Другое дело, когда музыкальный коллектив прикреплен к какой-нибудь организации.

После того как певец стал эстрадной звездой, он уже официально мог давать концерты в разных домах культуры, и этим начали пользоваться его друзья-рокеры. Процесс происходил так. Заявлялся концерт группы "Скоморохи", лидером которой был Александр. А вместе с ними, до или после, выходили и другие группы. Например, та же "Машина времени", пока Макаревич и компания не стали музыкантами по документам. Градский стал иммунитетом для рокеров от милицейских рейдов.

Кроме этого, композитор был еще и романтиком советского рока. Дело в том, что в его репертуаре было много песен на стихи поэтов-классиков – от Лорки до Маяковского. По словам Градского, это было связано с тем, что тексты очень часто были слабым местом многих исполнителей. Поэтому ему хотелось, чтобы его песни в этом смысле были безупречны, и использование классики стало для него выходом из ситуации. К тому же, в разговоре с автором этой статьи Градский как-то признался, что не считает себя великим поэтом, и проверенные стихи других авторов были отличным материалом для новых песен.

Однако его "рокерство" продолжалось не слишком долго. Александру Борисовичу надоело находиться в рамках одного жанра. Поэтому он начал писать большие произведения. Например, он десять лет писал рок-оперу "Стадион", которую презентовал в середине 80-х годов. Кроме него самого, в опере были задействованы Андрей Макаревич, Алла Пугачева и даже Иосиф Кобзон. 

Градский тяготел к большим формам, поскольку имел высшее музыкальное композиторское и вокальное образование. Его голос – это тенор в три октавы, и поэтому он слишком выделялся на общем фоне поп- и рок-исполнителей. Однажды его пригласили исполнить партию Звездочета в опере "Золотой петушок" Римского-Корсакова. Однако постановка была экспериментальной и поэтому долго на сцене Большого оперного театра не прожила.

Мало кто знает, но называть Советский Союз "Совком" придумал именно Александр Градский. Он сам рассказывал в интервью историю, как появилось это выражение: решил вечером с друзьями выпить, купив водки, они уселись на детской площадке и обнаружили, что у них нет стаканчиков. К их счастью в песочнице, в которой они расположились, валялись пасочки и совочек. Они быстро ополоснули детские игрушки и пили "беленькую" из них. Александру достался совочек. После очередного глотка он сказал, что наша страна, как этот совок. С того момента он и его друзья начали СССР называть "совком", и это сравнение ушло в народ.

Уникальность Александра Градского не только в его голосе и композиторском даре, но и в том, что, наживая массу врагов, он оставался собой и при этом умудрялся выходить победителем из любой ситуации. Теряя какие-то заказы, друзей и заказчиков, он все равно находил возможность заниматься творчеством дальше. Не берете в театр, тогда я открою свой. Не берете музыку на радио и ТВ, тогда она будет звучать с киноэкранов. В умении добиваться своего нестандартными путями Градский был не менее гениальным, чем в творчестве.

"Город, которого нет", из сериала "Бандитский Петербург", музыка А. Градского, исполняет Игорь Корнелюк

 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.