Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Одиночество звезды фильма "Зимняя вишня"

Источник: vesti.ua

У каждой хорошей советской актрисы был в жизни один фильм, который сделал ее настоящей звездой. Визиткой актрисы Елены Сафоновой, снявшейся более чем в семи десятках фильмов, стала мелодрама "Зимняя вишня".

Для зрителей Елена Сафонова навсегда осталась той самой матерью-одиночкой Ольгой, красивой, сильной и одинокой, которая влюбилась в героя Виталия Соломина. Никто тогда и предположить не мог, что Сафонова во многом повторит судьбу своей героини. Будет растить сына одна, затем свяжет свою судьбу с иностранцем и лишится прав на второго сына, продолжит растить старшего одна, пытаясь загасить неутолимую тоску по младшему.

Жизнь Елены Сафоновой – это готовый сценарий для хорошего кино. Но пока его не сняли, Vesti.ua решили рассказать о поворотах судьбы актрисы своим читателям. 

14 июня 2021 года главная мать-одиночка СССР отметила свое 65-летие.

Неблагонадежная студентка

Елена Сафонова родилась в творческой семье. Ее отцом был популярный актер Всеволод Сафонов, сыгравший много положительных образов в кино 60-х годов – от милиционеров до профессоров. Мы можем вспомнить его по военной драме "Солдаты" (1956), детективу "Дело "пестрых" и фильму "Белорусский вокзал", в котором Сафонов исполнил роль советского журналиста и бывшего фронтовика Алексея Кирюшина. Дочь актера пошла в отца и внешностью и талантом. Отличительной особенностью обоих стали тонкость и интеллигентность. Елену Сафонову можно назвать самой интеллигентной актрисой советского кино, столько в ней сдержанности, деликатности и шарма "голубой крови". 

Всеволод Сафонов отец ушел из семьи к актрисе Эльзе Леждей, когда дочери было всего 14 лет. Он всю жизнь за это чувствовал себя виноватым

Когда Елене было всего 14 лет, отец ушел из семьи к актрисе Эльзе Леждей – звезде телесериала "Следствие ведут ЗнаТоКи". Говорят, что именно от тоски и чувства сильной вины перед любимой дочерью актер начал сильно пить. Правда, потом "завязал". Со своей второй женой он прожил 20 счастливых лет, а после его смерти Леждей ушла из кино, потому что просто не могла играть. 

Но что бы там ни было, Леночка Сафонова пошла по стопам отца. Причем, несмотря на его звездный статус, она пробивалась в искусство сама. Девушка трижды подавала документы во ВГИК, а в перерывах между поступлениями работала библиотекарем: читала книги и зачем-то продолжала совершенствовать свой французский, который серьезно учила в школе. В дальнейшем это знание французского сыграло в ее жизни некую роковую роль. 

К удивлению многих, Сафонова проучилась во ВГИКе лишь два года, а потом ее... отчислили. Причина оказалась крайне нелицеприятная для карьеры будущей актрисы – оказалось, девушка водила дружбу с советским диссидентом, который из-за своих ярых антисоветских взглядов вынужден был эмигрировать в США. Он то уехал, а Сафонова осталась с пятном на репутации, причисленная к рангу "неблагонадежных". Понятное дело, что о ВГИКе ей пришлось забыть. 

Сафонова забрала документы и перевелась в Ленинградский театральный институт. Какое-то время после его окончания она проработала в Театре им. Комиссаржевской. Однако статус "невыездной" закрепился за ней до самого развала СССР. Позже Сафонова в одном интервью рассказывала, что "всегда говорила и думала то, что считала нужным" – однако карьеру эта история ей подпортила серьезно.

"С моим характером вы еще столкнетесь"

Елена Сафонова, несмотря на то, что еще в студенческие годы играла главные роли в театре, решила не связывать судьбу с подмостками. Ее манило кино, ведь она практически выросла на съемочной площадке. Первую свою роль Сафонова сыграла еще школьницей: в фильме "Ищу мою судьбу" Аиды Манасаровой, где ее партнерами были настоящие звезды – Георгий Жженов и Галина Польских. 

В фильме "Возвращение Баттерфляй" молодая Сафонова сыграла оперную диву Соломию Крушельницкую

Однако заметили Елену только после того, как она сыграла роль оперной дивы Соломии Крушельницкой в фильме украинского режиссера Олега Фиалко – "Возвращение Баттерфляй" (1982). Это было достаточно неожиданное предложение, но Фиалко искал ЛИЦО – и что-то в тонкой и загадочной внешности Сафоновой его привлекло. Причем очевидцы вспоминают, что когда актриса приехала на пробы, режиссера смутила ее юность. Он стал с сомнением в голосе объяснять, что играть придется сильную и мужественную женщину. На что актриса ответила с вызовом: "С моим характером, а он у меня очень мерзкий, вы еще столкнетесь. А вот мужественности мне не занимать, женственность же попробуйте открыть во мне сами ". 

Сафонова сыграла отлично, несмотря на то, что играть ей пришлось, по сути, на чужом поле – подробности про повадки певцов она узнавала прямо на съемочной площадке. Правда, все арии в фильме пела все же не она: голос киношной Крушельницкой подарила украинская оперная певица Гизелла Ципола. Критики Сафонову за эту роль отметили, и с этого момента осталось лишь дождаться хорошего предложения. И оно поступило.

Отец советского киношного Шерлока Холмса – режиссер Игорь Масленников – искал актрису на роль матери-одиночки в свою мелодраму "Зимняя вишня" после того, как от нее отказалась Наталья Андрейченко.

Нет, Андрейченко очень хотела играть в этом фильме, но неожиданно ей предложили сыграть жену Петра Первого Елизавету Лопухину в международном высокобюджетном телесериале "Петр Великий", съемки которого проходили в СССР. Отказаться от такой "жирной" истории актриса не захотела. Она еще какое-то время пыталась уговорить Масленникова, чтобы тот разрешил ей сниматься в двух фильмах параллельно, но тот не согласился. И тогда Андрейченко пошла навстречу своей судьбе по имени Максимилиан Шелл, а Елена Сафонова отправилась навстречу своей славе. 

Трудно представить, что на месте Сафоновой и Соломина могли бы оказаться Догилева и Шакуров

Говорят, авторам пришлось основательно переработать сценарий, который писался под Андрейченко. В первой версии было больше эмоций, с учетом яркого типажа актрисы. Сафонова же была полной ей противоположностью. Представить, как она закатывает сцены женатому любовнику, было сложно. 

Масленников очень верно выбрал на роль Елену Сафонову. Вместе с ней в фильм пришла изящность и лиризм. Вся страна училась у этой актрисы красиво любить и прощать. Сафонова показала миру, что разлучницы тоже могут быть людьми, могут чувствовать и страдать. Под интеллигентный склад актрисы пришлось режиссеру сменить и исполнителя главной роли. В результате роль Вадима Дашкова, доброго и достаточно бесхребетного персонажа, который мечется между женой и любовницей, вместо Сергея Шакурова сыграл Виталий Соломин. И Масленников с кастингом угадал абсолютно точно – Сафонова и Соломин попали в свои роли идеально. 

Стрижка "зимняя вишня"

"Зимняя вишня" стала звездным часом Елены Сафоновой. Ее признали лучшей актрисой года и выдали несколько фестивальных призов. Короткая стрижка, с которой она снималась в картине, вошла в моду. Советские женщины так и заказывали в парикмахерской: постригите меня под "зимнюю вишню". Говорят, что Игорь Масленников, когда увидел этот ежик, страшно разозлился – героиня ему представлялась с длинными волосами. Хотели Сафоновой заказать парик, а потом сели и подумали, что эта странная прическа очень подходит к слову "малыш" – так герой Соломина называл свою возлюбленную. И оставили как есть. 

Стрижка "зимняя вишня", как у Сафоновой стала хитом во всех парикмахерских

Интересно, что в фильме "Зимняя вишня–2" героиня Сафоновой, которая все же вышла замуж за иностранца, носит длинные волосы. Как известно, Игорь Масленников снял на основе истории "Зимней вишни" два сиквела, которые вышли соответственно в 1990 и 1995 годах. А несколько лет назад режиссер заявил о том, что собирается снять "Зимнюю вишню – 4" и рассказать о жизни детей главных героев в XXI веке. Правда, Игорю Федоровичу 26 октября 2021 года исполняется уже 90 лет, и есть весьма обоснованные сомнения, что он таки осуществит свой план.

После "Зимней вишни" Елену Сафонову начали снимать много и часто. Тот же Масленников снял ее в очередной части "Шерлока Холмса", где она сыграла леди Хильду Трелони Хоуп, супругу министра по европейским делам. 

От Чехова и Михалкова замуж за француза

В фильме "Очи черные" Елена Сафонова сыграла любимую женщину героя Марчелло Мастрояни

А в 1987 году об актрисе узнал весь мир. Никита Михалков пригласил Елену в свой амбициозный советско-итальянский проект "Очи черные", снятый по мотивам рассказов Чехова. Партнером Сафоновой по фильму стал сам Марчелло Мастрояни. Картина номинировалась на "Оскар" и "Золотой глобус". Италия почтила Мастрояни и Сафонову своей национальной кинопремией "Давид ди Донателло". Это был настоящий успех. На Сафонову, обладательницу большого таланта и очень европейской внешности, посыпалась масса предложений от западных режиссеров. 

С французским мужем у Елены Сафоновой первые лет пять была настоящая любовь

Так однажды она и оказалась на съемочной площадке французской драмы "Аккомпаниаторша", где ей вновь после "Мадам Баттерфляй" пришлось сыграть роль оперной певицы. Тут очень кстати пришлось ее знание французского языка, который актриса штудировала в молодости. И судьба не задержалась. Роль ее киношного любовника – бойца французского Сопротивления – играл актер Самюэль Лабарт. На съемочной площадке закрутился их роман, который очень быстро закончился свадьбой.

Едва вернувшись со съемок, актриса собрала вещи, взяла под мышку сына Ивана – на тот момент ему едва исполнился год – и отбыла к любимому мужчине во Францию. 

К слову, со старшим сыном актрисы, Иваном, получилась небольшая "Санта-Барбара": он родился от отношений Сафоновой с американским бизнесменом Ваче Мартиросяном. Их роман был недолгим, а о своей беременности Сафонова узнала уже после расставания. Любовнику, который тихо вернулся к жене, она ничего не сказала, и тот узнал о существовании ребенка лишь спустя 25 лет от журналистов. 

Во Франции Сафонова, в отличие от многих актрис-эмигранток, продолжила сниматься. Но на чужбине задержалась недолго. Через пять лет ее брак с Лабартом треснул по швам – уж слишком ультимативно муж поставил жене условие бросить кино и заниматься домом. Проблема была лишь в том, что на тот момент у пары уже родился сын Александр. После развода мальчик остался с отцом. Бракоразводный процесс длился долго, но французский суд в вопросе ребенка занял позицию отца – таковы уж каноны местного правосудия, которое защищает интересы прежде всего своих граждан, а не понаехавших из России гражданок.

Младший сын актрисы Александр Лабарт, вырос с отцом и тоже стал актером

Сафоновой было разрешено видеться с ребенком, но и только. Эта разлука буквально разорвала ей сердце. Александр Лабарт в результате пошел по стопам своих родителей и стал актером, но во Франции. Его, например, можно увидеть в сериале "Загадочные убийства Агаты Кристи", где он играет вместе с отцом. И, к слову, ходили слухи, что Александр Лабарт может появиться в "Зимней вишне – 4". Вот только фильм, напомним, пока лишь в планах. 

Ступка, королева и коронавирус

А что же Елена Сафонова? После разрыва с мужем-иностранцем она приняла решение больше никогда не выходить замуж. "Мужчины в некотором смысле все невозможно одинаковы. Только лица меняются", – призналась она в одном из интервью, тем самым определив свою стратегию в отношениях с сильным полом, который так и не принес ей счастья. Хотя журналистам актриса признавалась, что все же продолжает верить в любовь, и что она для нее очень важна.

В комедии "Заяц над бездной" Елена Сафонова сыграла вместе с нашим Богданом Ступкой

Елена Всеволодовна уже в ХХI веке играла в антрепризных спектаклях и много снималась в кино, но все больше в эпизодах. Интересно, например, что в 2006 году она снялась в комедии "Заяц над бездной" вместе с нашим Богданом Ступкой. Ступка играл Брежнева, а Сафонова – британскую королеву Елизавету. Она по сей день сносно выглядит и остается в хорошей форме. Но вот, кто сегодня рядом с "главной матерью-одиночкой СССР" никто не знает. 

Елена Сафонова считается одной из самых закрытых актрис, которая не жалует журналистов. И, в общем-то, правильно делает. Все личные бури уже позади, в прошлом – боли, разочарования, трагедии, а с ними вместе и яркие любовные истории. Остается лишь достойно жить и по возможности, служить искусству до последнего вздоха и уйти красиво. А это не мало.  


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.