Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Как пьянство Авдотьи Никитичны поставило крест на карьере Вероники Маврикиевны

22 июня отмечал свой день рождения Вадим Тонков (1932-2001). Вместе с партнером по сцене Борисом Владимировым (1932-1988) он создал одну из самых знаменитых пар советской эстрады. Старушки Авдотья Никитична (Владимиров) и Вероника Маврикиевна (Тонков) веселили народ на протяжении 1970-х, но к исходу времени Брежнева их слава сошла на нет, что имело печальные последствия для обоих артистов.

Но обо всем по порядку.

Тонков и Владимиров одновременно учились в ГИТИСе, но на разных факультетах. Тонков окончил актерский, Владимиров из-за проблем с голосом с актерского факультета ушел на режиссерский. 

Что-то общее намечалось у них уже тогда. В анналы творческого дуэта вошла история, как Тонков спас Владимирова от тюрьмы. История во многом надуманная.

На студенческой вечеринке Владимиров приревновал свою пассию и вцепился ей зубами в нос. Прокусил, пришлось накладывать швы. Пассия, Иржина Мартинкова, была не нашего замесу чешка. Отсюда выводят ужасы, будто из-за банальной ссоры институту грозил международный скандал, а Владимирову нары. Думаю, единственное, что грозило Владимирову, так это отчисление. Мастер Владимирова Завадский видел выход: отговорить Иржину от подачи заявления. Отговорил ее якобы Тонков.

Красивая история ложится на творческий дуэт, подразумевающий дружбу. Правда, в ряде воспоминаний к уговорам Иржины был причастен весь курс во главе с Завадским и сам кающийся Владимиров.

Где поведение Владимирова с поведением Тонкова тогда рифмовалось так - это по отношению к любимым девушкам. Знакомство с будущей женой Тонков начал с того, что выбил из-под нее стул. Сие тем более странно, что в дальнейшем такие поступки были для него не характерны.

А Владимиров остался в своем репертуаре, хотя больше носы не прокусывал.

Владимиров (слева) и Тонков 

Владимиров (слева) и Тонков

Как актер Тонков не мог себя найти аж до образа Вероники Маврикиевны. Ему была уготована участь третьего слева в пятом ряду. После окончания училища парня послали в Потсдам, играть для русскоязычных жителей. Затем был драмтеатр Островского. Какое-то время Тонков нарезал круги возле Ленкома и МХАТа. Нигде не мог закрепиться.

Но вот Владимиров. Этот предприимчивый, рвущий подметки на ходу парень, создал эстрадный театр «Комсомольский патруль» и взял Тонкова на работу. Именно на сцене «Комсомольского патруля» ребята примерили костюмы старушек. Первый успех Владимирова был связан с образом бабки из монолога Виктора Ардова «На футболе».

Однако, вплоть до 1970 года, целое десятилетие!, никто не додумался объединить двух бабок в один номер. Впервые эта мысль посетила Александра Ширвиндта. Он уговорил Тонкова и Владимирова показаться парой в телепередаче «Терем-теремок». 

Это был успех.

Почему? 

Потому, что образы старух оказались четко продуманными. Интеллигентка Вероника Маврикиевна вступала в конфронтацию с деревенской Авдотьей Никитичной. Такие узнаваемые бабушки сидели на лавках возле каждого подъезда. Диалог «бабкам» прописывали лучшие авторы Союза, насыщая колкие реплики повседневными метками: хоккей, внуки, Штирлиц, кибернетика. Для преображения актерам часто требовался только платок и старомодные очки. В общем, работало.

Но как-то обидно для актеров работало. Стоило им выйти из образа, их не узнавали на улицах. Это – раз. А два, маркер бабок, тем не менее, поставился крепко и режиссеры в других ролях Владимирова и Тонкова не видели. 

В 1971 Владимиров сыграл свою самую известную кинороль - начальника планового отдела в фильме Рязанова «Старики-разбойники», а потом неплохо работал в озвучке мультиков. Побывал вороной в «Мешке яблок» и «Дед Мороз и серый волк», бабушкой удава в одноименном мультфильме…

Тонкову даже такой малости не выпало.

Зато в 1979 вышла комедия «Бабушки надвое сказали…», где Владимиров и Тонков сталкивались на экране с Авдотьей Никитичной и Вероникой Маврикиевной. 

"Бабушки надвое сказали"

"Бабушки надвое сказали"

К началу 1980-х просуществовавший десятилетие дуэт стал разваливаться по причинам как творческим, так и бытовым. 

Сперва о причинах творческих. 

Бабок спасало многообразие тем для обсуждения. Им подогнали десятки номеров. Но сами образы были статичны. Тут вывозил только первоклассный материал, новые шутки, а не новые актерские примочки. Это Райкин мог менять маски в пределах одного номера, а вот уже Геннадий Хазанов испытывал глобальные затруднения, стараясь перещеголять образ студента кулинарного техникума (имхо, так и не перещеголял, если брать в качестве оценки народную любовь). Что уж говорить о старушках, чьи образы были заданы с первого номера и никакого развития не подразумевали. За десятилетие народ этим зрелищем пресытился.

Причины бытовые.

Для меня нет сомнений, что первую скрипку в дуэте играл пробивной Владимиров. Он подозрительно следил, чтобы Тонков его на сцене не забил. Ширвиндт вспоминал истерику Владимирова, устроенную из-за того, что у Вероники Маврикиевны (Тонков) оказалось больше смешных реплик. Никакие аргументы не помогли, номер пришлось переписывать.

Но в какой-то момент Владимиров, бывший мотором дуэта, потянул проект на дно, начав злоупотреблять алкоголем. 

Когда по вине Владимирова сорвался правительственный концерт, его поместили лечиться. Это помогло ненадолго.

 "БАБУШКИ НАДВОЕ СКАЗАЛИ..." картинка с сайта www.vremya.tv

"БАБУШКИ НАДВОЕ СКАЗАЛИ..." картинка с сайта www.vremya.tv

Нервы Тонкова не выдержали в 1982. Была приготовлена новая программа «Приходите свататься», заряжены гастроли по всей стране, а Владимиров опять сорвался. И Тонков решил произвести замену. Вместо Авдотьи Никитичны рядом с Вероникой Маврикиевной на эстраде встал конферансье Гарри Гриневич. Теперь старушка пикировалась с ним. 

Гриневич и Тонков выпустили два спектакля: «Вы, Маврикиевна и конферансье» и «Музыкальный магазин». И вроде все хорошо: вместо проблемного Владимирова уравновешенный Гриневич; вместо подспудного соперничества безраздельное владение сценой (Гриневич смотрел Тонкову в рот), вот только зритель на новый дуэт реагировал вяло.

Когда на пороге Тонкова нарисовался покаянный Владимиров, тот все простил. Худо-бедно, а самых больших результатов эти двое достигали в связке. 

Дуэт попробовал перезапуститься. Пошли телеэфиры, выступления, но Владимиров сорвался, толкая дело к окончательному закрытию проекта. Вскоре у него нашли рак почек, и не помогла даже операция. Было актеру всего пятьдесят шесть. 

После смерти партнера у Тонкова случился первый инфаркт.

Он прожил еще тринадцать лет, изредка выходя на сцену без тени прежнего успеха. Спасался литературой: выпускал поэтические сборники, мемуары. Приветствовал дуэт Стоянова и Олейникова («Городок»), но не принял Верку Сердючку и «Новых русских бабок». 

Скончался от очередного инфаркта.

Светлая память! 

 

 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.